Вопросы к источникам по исторической поэтике

(античность — XVIII век)

«Поэтика» Аристотеля

1. Как Аристотель понимает подражание в искусстве? См. тезисы 1, 25.

2. В чем Аристотель видит разницу в познании действительности ученым и художником? Как об этом говорит философ? См. тезисы 9, 17.

3. В «Поэтике» Аристотеля заложены первые системные представления о литературных родах и жанрах.

А. Какие критерии литературных родов и жанров выдвигает Аристотель? См. тезис 5.

Б. Как философ определяет поэтику трагедии? Назовите черты жанрового содержания и жанровой формы трагедии — как их формулирует Аристотель. Какие «шесть частей» философ считает жанрообразующими? Что вам известно о катарсисе? Какие четыре типа трагедии выдвигает и определяет Аристотель? См. тезисы 6, 7, 14, 15, 18, 26.

В. В чем, по Аристотелю, состоит «разница» между трагедией и комедией? Как этот критерий жанрового содержания понимает современная наука? См. тезисы 2, 4.

Г. В чем Аристотель усматривает проявление жанрообразующей природы комедии? Как философ определяет смешное (в широком смысле — комический эффект)? См. тезис 5.

Д. Каковы, по Аристотелю, жанровые черты эпопеи? См. тезисы 5, 8, 23, 24, 26.

Главным художественным авторитетом для Аристотеля является Гомер. Какие принципы и приемы его работы Аристотель считает принципиально важными в словесном искусстве? Выберите материал из всего трактата.

4. Аристотель рассматривает вопросы композиционной организации художественного целого. Какие композиционные (архитектонические) законы формулирует философ? См. тезисы 7, 8, 10, 13, 18, 19.

5. Как философ определяет закономерное и случайное и их роль в произведении искусства? См. тезисы 9, 11.

6. Какие четыре требования Аристотель предъявляет к литературному характеру? Как, с позиций современной науки, можно прокомментировать эти требования? См. тезис 15.

7. Аристотель размышляет о художественной речи. О каком тропе философ ведет речь; что именно он говорит и какие примеры анализирует? В чем состоят особенности художественной речи, в отличие от, к примеру, языка политики. См. тезисы 21, 25.

8. Какое место «Поэтика» занимает в судьбе философа? Что вам известно об исторических судьбах этого трактата? Что вам известно о переводах «Поэтики» на русский язык?

 

 

«Наука поэзии» («К Пизонам») Горация

В своем послании «К Пизонам» римский поэт Гораций сформулировал законы искусства — то, как художественные произведения следует создавать, и то, какие требований к ним следует предъявлять при прочтении:

Если ни правил я, ни оттенков в известном творенье

Не удержу и не знаю, за что же и слыть мне поэтом?

(86-87 строчки трактата).

О каких законах искусства говорит Гораций? Ответить на этот вопрос вам помогут комментарии А.А. Фета.

1. В начале трактата Гораций говорит о единстве художественной формы как об основе создания образа. Художественное же целое создается единством формы и содержания. Подтвердите этот закон словами из текста источника: какие аргументы и примеры приводит Гораций?

2. Развивая свою мысль далее, Гораций говорит о воле автора и его ответственности перед аудиторией. Приведите соответствующие цитаты из текста трактата.

3. Гораций выступает поборником актуальности лексики как необходимой составляющей творчества. Какие доводы приводит автор трактата в пользу своего суждения?

4. Говоря о требуемых «размерах» и «стихах», которые, с одной стороны, использует Гомер, а с другой, элегия и прочие жанры, Гораций тем самым говорит и о жанровом содержании, и об идейно-эмоциональной направленности произведений. Как современная наука понимает типы художественного содержания и пафос? Дайте определения.

5. В строчках 114-119, 125-127 Гораций формулирует требования, предъявляемые к литературному характеру. По каким критериям поэт готов создавать и рассматривать характер?

6. Что думает Гораций о силе визуального ряда в искусстве?

7. Какие нормы композиционной организации целого приветствует поэт?

8. Что Гораций говорит о значимости общей культуры реципиента (читателя, слушателя, зрителя) при восприятии художественного произведения? См. строчки 268-269.

9. Вторая половина трактата посвящена проблемам требовательности художника к самому себе, истинных и ложных путей в достижении духовных высот, проблемам ученичества и мастерства, вопросам художественной критики и личности критика. Какие из уроков Горация вы усвоили для себя?

 

 

«Поэтическое искусство» Н. Буало

1. В первой части (первой песне) своего поэтического трактата Н. Буало выдвигает ряд требований, предъявляемых к искусству, к художнику и критику. Если к этому трактату применить положение М.М. Пришвина о «творческом поведении» писателя, то о каких необходимых художнику качествах писал Н. Буало? К чему Буало призывал и чего рекомендовал избегать?

А. О каких требованиях к «ремеслу» писателя говорит Буало? Что, по мысли теоретика классицизма, следует считать приоритетным в работе художника — как соотносятся «мысль» и «рифма»? В чем, по мнению Буало, проявляется чувство меры автора? Как чувство меры «взаимодействует» с требованием писать увлекательно? Что Буало понимает как «низкое» и «благородное»? Какое влияние мыслительный процесс должен оказывать на акт творчества?

Б. Как Буало формулирует суждения о несуетности процесса творчества, об отторжении «общих мест» в поисках неповторимого образа? Как теоретик классицизма определяет композиционные приемы организации художественного целого? Приведите цитаты из текста источника.

В. Кто, по мнению Буало, имеет право называть себя критиком?

2. Вторая часть трактата Буало посвящена анализу поэтики ряда жанров.

А. В чем, по Буало, состоят жанровые особенности идиллии? Какое поэтическое сравнение использует теоретик классицизма, чтобы во всей полноте определить своеобразие жанрового содержания идиллии?

Б. О каких особенностях поэтики элегии говорит Буало? Каковы «настроение» этого произведения и гамма его оттенков?

В. Ода рассматривается в трактате как жанр «высокого» стиля. Какие аргументы в пользу такого рассмотрения жанра приводит Буало?

Г. О каких «законах» сонета говорит Буало? Что вы можете добавить к этой характеристике жанра?

Д. Эпиграмма привлекла внимание Буало и как самостоятельный жанр, и как явление, которое может быть соотнесено с другими жанрами. Какова поэтика эпиграммы, с какими жанрами она соотносится и на основании какого приема такое сопоставление возможно?

3. В третьей части трактата Н. Буало исследует «высокие» жанры трагедии и эпопеи (эпоса) и «низкий» жанр комедии. Материал этих жанров также дает французскому теоретику классицизма достаточно широкие возможности рассмотреть особенности поэтики драмы и эпоса.

А. Каковы, по Буало, особенности поэтики трагедии? В чем состоит своеобразие ее жанрового содержания и жанровой формы? О каких требованиях к композиции сюжета говорит Буало — как в произведении проявляется единство действия, времени, места? Как, с позиций классицистической идеологии, следует организовывать художественный конфликт и его интригу? Каковы требования к литературному характеру?

Б. Эпос Буало характеризует как «величавый». Среди важнейших черт поэтики эпоса (эпопеи) названы событие, опора на миф, простор для творческой фантазии. Какие аргументы в пользу такого понимания эпоса приводит Буало?

В. Буало формулирует критерии жанров эпического рода: это определенные требования к характеру, сюжету, объему произведения. Найдите эти формулировки в тексте трактата.

Г. Как Буало определяет жанровое содержание комедии? Что в работе авторов, в его понимании, следует приветствовать, а чего избегать? Почему комедия является жанром «низкого» стиля? Каковы в комедии объекты осмеяния?

Д. Завершая анализ жанровой картины, Буало обращается к категории разума и проблеме разумности в искусстве. В чем особый смысл этого положения классицистической теории искусства?

4. Четвертая часть трактата Н. Буало представляет собой подведение итогов в системе размышлений о законах искусства и о нормах требований к литературным произведениям.

А. Как, в результате, Буало рассматривает миссию художника?

Б. Как в классицистической системе миропонимания соотносятся категории приятного и полезного? Как в трактате говорится о нравственной силе искусства? Почему, по мнению Буало, низменные чувства несовместимы с подлинным искусством, а зависть и огульное стремление к богатству и наживе губят художника? О каких гражданских качествах писателя говорит Буало?

 

 

«Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» Г.Э. Лессинга

Контрольные вопросы

(центральные позиции выделены курсивом)

Г.Э. Лессинг не был первым теоретиком искусства XVIII в., кто обратил внимание на принципиальные отличия изобразительных возможностей разных видов искусства. Однако именно он наиболее последовательно и доказательно систематизировал их особенности, хотя из задуманных трех частей трактата создал и опубликовал только первую (другие остались в набросках).

Вопросы к Предисловию. 1) Что Лессинг понимает, говоря о живописи, и что — говоря о поэзии; каковы его собственные комментарии? 2) В чем, по мысли просветителя, состоит общность разных (как пространственных, так и временных) видов искусства? Как ученый определяет эту общность с условных позиций любителя искусства, философа и критика? 3) В чем заключается различие видов искусства?

Вопросы к гл. I. 1) В своем трактате Лессинг полемизирует с И.И. Винкельманом. Что вам известно о Винкельмане и его труде «История искусства древности» (1864)? 2) Непосредственным предметом полемики Лессинга с Винкельманом является скульптурное изображение Лаокоона. А. Что вы знаете о Лаокооне? Б. Что вам известно о скульптурной группе, изображающей Лаокоона с сыновьями (скульпторы Агесандр, Полидор, Атенодор [Афинодор], хранится в Ватикане)? 3) В чем и почему Лессинг не может согласиться с Винкельманом? 4) С какой целью Лессинг в своем трактате сопоставляет образ Лаокоона в словесном искусстве и тот же образ в скульптуре? Какие произведения исследователь при этом анализирует?

Вопросы к гл. II. Как Лессинг формулирует высший закон изобразительных (пространственных) видов искусства? Какие произведения и образы он рассматривает и о каких мифологических героях идет речь?

Вопросы к гл. III. О каких иных, помимо высшего закона, закономерностях специфического изображения человека и действительности в пространственных видах искусства пишет Лессинг? Какие мифологические фигуры вдохновляли древних художников?

Вопросы к гл. IV, V. О каких законах и закономерностях словесного искусства говорит Лессинг?

Вопросы к гл. V. Глава посвящена изображению в пространственных и временных видах искусства тех особенностей портрета героев, когда художник, с одной стороны, и поэт, с другой, не останавливаются только на воссоздании черт лица, а пишут или поясные портреты (с изображением рук), или портреты в полный рост (включающие изображение одежды, походки и др.). О каких пластических возможностях разных видов искусства, в результате, говорит Лессинг?

Вопросы к гл. VI, VII. Что, по Лессингу, следует называть подражанием в искусстве? О каких видах подражания он говорит?

Вопросы к гл. VIII. В этой главе Лессинг рассматривает изображение Венеры — как в гл. I рассматривал изображение Лаокоона: сначала в одной группе видов искусства (т.е. то, как образ создавали ваятель и живописец), а затем в другой (т.е. то, как работал поэт). 1) С какой целью Лессинг, кратко проанализировавший целый ряд художественных образов античных героев, особое внимание уделяет сначала образу Лаокоона, а затем образу Венеры? Какой научный принцип отбора материала стоит за этим выделением двух фигур? Что в европейском культурном сознании олицетворяют эти образы? 2) Какие произведения словесного и изобразительного искусства рассматривает ученый? С какими иными женскими образами в искусстве может быть сопоставлено изображение Венеры?

Вопросы к гл. Х. В этой главе Лессинг останавливается на воплощении в искусстве отвлеченных идей, на воссоздании предметного ряда — атрибутов, сопровождающих героев. В чем, по мысли ученого, состоит разница в изобразительных возможностях пространственных и временных видов искусства, взятых в этом аспекте? Какие мифологические герои и изобразительные идеи их воплощения в искусстве привлекли внимание просветителя?

Вопросы к гл. XI. Лессинг переходит к вопросу о мастерстве художника и поэта. Что исследователь говорит о необходимом уровне «ремесла» мастера? В чем состоят особенности «ремесла» поэта и «ремесла» художника?

Вопросы к гл. XII-XVIII. Лессинг анализирует спектр художественных средств в разных видах искусства, а также приемы достижения авторами поставленных целей. 1) Как Лессинг видит эту актуальную проблему искусства? 2) В частности, много внимания исследователь уделяет вопросам воспроизведения времени в искусстве. В чем состоит специфика художественного времени в словесном искусстве и в живописи?

Вопросы к гл. XX-XXVI. Лессинг рассматривает изображение телесной красоты в разных видах искусства. Какие выводы делает исследователь о проблемных областях изображения красоты и безобразного в различных видах искусства? Что в этом смысле подвластно живописи, а что — поэзии?

 

Вопросы обобщающего характера

1. Какие законы пространственных и временных видов искусства сформулировал Лессинг?

2. Выбирая метафорический образ для названия своего трактата о законах пространственных и временных видов искусства, Лессинг остановился на фигуре Лаокоона. При этом, прочтя трактат, вы узнали, что исследователь рассмотрел целый ряд образов, а изображения Лаокоона и Венерыособенно глубоко и последовательно. Почему же, в результате, Лессинг — как ученый-искусствовед, как деятель эпохи Просвещения — выбрал метафору Лаокоона, а не Венеры?

3. Трактат Лессинга «Лаокоон» является одним из основополагающих методологических исследований в создании искусствоведческой позиции во взглядах на проблемы языка и стиля искусства — как проблемы языков и стилей различных видов искусства. Охарактеризуйте эту позицию.

4. Трактат Лессинга «Лаокоон», помимо непреходящей самостоятельной объективно-научной ценности, представляет собой и образец научной полемики. Каким был характер полемики Г.Э. Лессинга и И.И. Винкельмана и в чем состоят достоинства этой полемики?