ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ, ПРОБЫ САМОКОНТРОЛЯ

 

Результаты самоконтроля записываются в специальную тетрадь – дневник самоконтроля.

Дневник самоконтроля этомониторинг, позволяющий анализировать и обобщать результаты тестирования и проведенных проб, в нем регистрируют:

§ субъективные (самочувствие – хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; настроение – жизнерадостное, спокойное, подавленное; сон – продолжительность, глубина, его нарушения; аппетит – хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой; болевые ощущения – в мышцах, головные, в боку, в области сердца; желание тренироваться – с удовольствием, безразлично, без желания, апатия, отвращение к тренировке; умственная и физическая работоспособность - повышенная, средняя, пониженная; положительные и отрицательные эмоции);

§ объективные, они отличаются возможностью их количественного измерения (ЧСС, АД, ЧД, ЖЁЛ, вес, толщина подкожного жира, мышечная сила, гибкость (наклон), быстрота (теппинг-тест), спортивный результат, тренировочные нагрузки).

 

Форма дневника может быть различной, например:

- оценивают объективные показатели по 5-баллной системе или описательно (сон – хороший, 8 часов; аппетит – удовлетворительный; самочувствие – небольшая усталость).

- объективные показатели в соответственных единицах измерения (ЧСС – уд/мин.; АД – мм.рт.ст.; вес – кг и т. д.).

Пробы для самоконтроля должны быть просты, доступны, объективны и не требовать больших физических напряжений. К таким можно отнести следующие:

 

1. Индекс Рюффье (Руфье). После 5-минутного отдыха в положении «сидя» у занимающегося измеряется пульс (Р1), затем исследуемый выполняет 30 (для мужчин) и 24 (для женщин) ритмичных приседаний за 30 секунд, после чего сразу же в положении «стоя» измеряют пульс (Р2). Затем занимающийся отдыхает, сидя в течение минуты, и вновь подсчитывается пульс (РЗ). Все подсчеты пульса проводятся в 15-секундные интервалы.
Величина индекса Рюффье высчитывается по формуле:

I = (P1 + Р2 + Р3) — 200 / 10

Индекс оценивается: <0 — отлично, 1—5 — хорошо, 6—10 — удовлетворительно, 11—15 слабо, >15 — неудовлетворительно.

 

2. Ортостатическая проба. Методика проведения: 5 минут -отдых лежа на спине (ЧСС в конце отдыха). Затем встать, стоять одну минуту, затем посчитать ЧСС. По разнице величин ЧСС судят о реакции ССС.

0-12 уд/мин – отлично,

13-18 - хорошо,

19-25 - удовлетворительно,

26 и более - плохо.

 

3. Клиностатическая проба. Переход из положения стоя в положение лежа, что у подготовленных спортсменов вызывает снижение ЧСС на 4-6 уд/мин.

 

4. Проба Штанге (русский врач, 1913г.): Вдох, выдох и вдох, задержать дыхание. Регистрируется время задержки дыхания.

 

5. Проба Генча (венгерский врач, 1926г.): Вдох, выдох, задержать дыхание. Фиксируется время задержки дыхания.

 

6. Проба Кверга. Состоит из 4 упражнений, выполняется 5 минут без перерыва: - 30 приседаний за 30 секунд,

- бег на месте 30 сек. с макс. скор.,

- бег на месте 3 минуты (150 шаг/мин),

- прыжки со скакалкой – 1 минута.

Сразу подсчитывается ЧСС за 30 сек (Р1), повторно через 2 минуты (Р2) и через 4 минуты (Р3). Рассчитывать по формуле:

ИК (Индекс Кверга) = 15000/Р1+Р2+Р3

 

ИК более 105 – отлично,

ИК = 99-104 - хорошо,

ИК = 93-98 - удовлетворительно,

ИК менее 92 - неудовлетворительно.

 

Сравнение величин индексов перечисленных проб и ряда показателей самоконтроля не дает полной, объективной картины, поэтому целесообразно проводить сравнение получаемых данных на протяжении продолжительного времени.

Для наглядности вычерчивается график, на горизонтальной оси которого откладывается время, на вертикальной – каждый из показателей. Линии, соединяющие точки показателей, дадут кривую самоконтроля. На этот график можно также наложить данные врачебного контроля, тренировочных нагрузок, спортивных результатов, что позволит наглядно судить о динамике всех показателей.

 

 

4.ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

 

Травмы при занятиях физической культурой и спортом необходимо рассматривать как чрезвычайное происшествие. Их анализ показал, что причина травматизма заключается в неудовлетворительной профилактике или ее полном отсутствии.

Специалистами установлены следующие причины возникновения травматизма и даны рекомендации по их предупреждению:

1. Hеудовлетворительное состояние мест занятий и одежды занимающихся

Профилактика:

- обеспечение соответствия спорт.сооружений гос. стандартам,

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил содержания спорт.сооружений и оборудования,

- устранение неровностей на спорт.площадках, в зале пол должен быть ровным, без щелей,

- ограждение в спорт.зале всех выступающих предметов,

- правильно расположенное и достаточное по интенсивности освещение мест занятий,

- содержание в исправности спортивного оборудования и инвентаря,

- правильная установка гимнастических снарядов,

- соответствие одежды и обуви занимающихся виду спорта и погоде,

- одежда и обувь должны быть в исправности и не иметь наружных крючков, пряжек и др.металлических и твердых пластмассовых предметов.

 

2. Нарушение методики проведения занятий

Профилактика:

- соблюдение принципа постепенности,

- соблюдение принципа индивидуализации с учетом физической, технической подготовленности и данных медицинского заключения,

- проведение перед выполнением двигательных заданий адекватной разминки,

- одностороннее продвижение учащихся на спорт.площадках и в залах во избежания столкновений,

- отказ от одновременного проведения занятий по различным видам спорта (особенно связанным с быстрым передвижением) на одной площадке, в одном спорт.зале,

- соблюдение правил планирования программного учебного материала.

 

3. Нарушение требований врачебного контроля

Профилактика:

- предварительный мед.осмотр всех студентов и регулярные наблюдения за состоянием их здоровья,

- выполнение (студентами, преподавателями, врачами) требований медицинского контроля,

- не допущение к занятиям и соревнованиям студентов в болезненном состоянии, в состоянии переутомления, перенапряжения, перетренировки,

- соблюдение правил личной и общественной гигиены,

- контроль мед.работниками вуза за условиями проведения занятий по физкультуре.

 

4. Неправильное поведение студентов при занятиях физическими упражнениями

Профилактика:

- систематическая воспитательная и разъяснительная работа,

- строгое соблюдение дисциплины,

- борьба с грубостью и некорректным поведением,

- пересечение запрещенных действий и приемов,

- повышение качества (объективности) судейства.

 

Каждая травма или несчастный случай должны быть тщательно проанализированы для выяснения причины случившегося и последующего принятия адекватных профилактических мер.

 

 

Приложение

Профилактика травматизма на занятиях

по физической культуре

• Преподаватель физкультуры, несет прямую ответственность за жизнь и здоровье студентов;

• медицинский персонал отвечает за проведение лечебнопрофилактических мероприятий в установленном порядке, осуществляет санитарный надзор за местами и условия­ми проведения физического воспитания;

• запрещается проводить занятия с применением неисправного оборудования или инвентаря, без спортивной одежды и обуви;

• перед началом занятий необходимо систематически осматри­вать места их проведения, спортинвентарь и оборудование;

• в процессе занятий оказывать студентам помощь и страховку;

• после окончания занятий вновь осмотреть место проведе­ния, выключить энергоисточники, устранить выявленные неис­правности;

• опасные места (снаряды, выступы, батареи и пр.) очертить тонкой оранжевой линией, сигнализирующей об опасности;

• в спортивном зале на видном месте должен быть вывешен
план эвакуации занимающихся (на случай стихийного бедствия), двери должны открываться в сторону выхода;

• зал и прилегающие к нему помещения должны быть оборудованы противопожарным инвентарем.

 

Основные гигиенические требования к местам занятий

физической культурой

• Температура воздуха в спортивном зале должна быть не ниже + 14°С, воздухообмен — не менее 80 м3 воздуха в час на одного человека;

• количество студентов в спортзале устанавливается из расчета не менее 4 м2 на одного человека без учета «зон безопасности» (под­счет ведется так: например, размеры зала 10x20 м; с учетом «зон безопасности» его полезная площадь 18x8=144 м2; разделим 144 на 4, получим 36, таким образом, в зале может одновременно заниматься 36 студентов);

• освещенность спортивного зала на уровне пола должна со­ставлять не менее 200 лк;

• световой коэффициент (отношение площади окон к площади пола) при естественном освещении должен составлять 1/4—1/6;

• стены должны быть ровными, гладкими, окрашенными в свет­лые тона на всю высоту панелей (до 3 м), легко моющимися, краска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пач­каться при касании стен;

• полы должны быть гладкими, ровными, иметь не скользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской, после каждого занятия должна проводиться влажная уборка пола;

• приборы отопления и другие выступающие части должны быть закрыты сетками или щитами;

• потолок зала должен быть устойчивым к ударам мяча;

• раздевалки должны иметь 0,4—0,5 м2 площади на одного человека.

 

 

Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на воздухе

открытые спортивные площадки должны располагаться не ближе 15 м от учебного здания; площадки, предназначенные для игры в футбол, баскетбол и другие подобные игры, — не ближе 25 м;

• зона для занятий физической культурой должна иметь либо ограждение по периметру высотой 0,5—0,8 м, либо кустарник вместо ограждений;

• беговые дорожки должны быть специально оборудованы, иметь ровную поверхность;

• прыжковые ямы должны быть заполнены песком на глубину 50см.

 

Требования к спортивному инвентарю и оборудованию:

- инвентарь должен быть чистым и исправным;

- мячи всегда должны иметь оптимальную упругость в соответствии с правилами игры;

- вес и размер снарядов (мячей, флагов, самодельного инвентаря) должны соответствовать физической подготовленности студентов;

- инвентарь должен храниться на специальных стеллажах и полках, места хранения нужно разметить.