Творческий потенциал редакционного коллектива в системе социальных связей
Как мы уже подчеркивали, редакционный коллектив – это прежде всего группа «сотворцов», каждый из членов которой отличается своеобразием и оригинальностью в подходах к творческой деятельности редакции. Но в то же время каждый сотрудник редакции должен выступать в качестве необходимогозвена взаимоувязанной системы. Это обусловлено тем, что редакционный коллектив функционален ТОЛЬКО в системе разнообразных социальных (т.е. общественно-личностных) связей
Последнее по-разному преломляется в определенных социально-исторических условиях. Так, в 60-е годы ХХ века в СССР коммунистическое руководство называло журналистов «подручными партии», а в 70-е уже в США исследователи заговорили об опасности превращения своих журналистов в «простые винтики информационных фабрик», в «серых, унылых, льстивых конформистов».
Например, немецкий журналист Гюнтер Вальраф вспоминает о своей работе в газете «Бильд»: «Запугивание и страх – вот что отличает климат в редакции. На тебя постоянно давят ледяные клещи насилия и принуждения, все вроде бы улыбаются друг другу и разговаривают между собой, но невозможно отделаться от ощущения, что стоит шагнуть в сторону, как сию же минуту тебе дадут по физиономии или подставят ножку… Жить в такой обстановке нельзя, остается только функционировать. Наподобие робота.
Нужно сказать, что в СССР отношения в творческом коллективе редакций СМИ вряд ли складывалось намного лучше… - В чем же выход?
Естественно, только в системном собирании творческого потенциала редакции СМИ
***Творческая среда должна являться не только хранилищем профессионального опыта, но и регулировать и контролировать деятельность и поведение каждого журналиста. В ходе этого регулирования и контроля обычно выделяют следующие функции:
· критическую – оценивающую предлагаемые или используемые журналистом способы и приемы деятельности по освещению социальных реалий;
· селективную - отбирающую предлагаемые творческой индивидуальностью способы и приемы деятельности по освещению социальных реалий для последующего закрепления в коллективной памяти (как вы это понимаете?);
· программирующую – определяющую возможные способы и пути деятельности журналиста по освещению социальных реалий в различных ситуациях (как вы это понимаете?).
***Необходимость целостного мировосприятия на основе вышеобозначенных функций обусловлена следующими негативными факторами:
· сегодняшние СМИ, комбинируя выхваченные из реальности элементы, подменяют факт его подчеркнуто произвольным толкованием;
· данная раздробленность не только воспроизводится журналистом, но и влияет на структуру его личности, заменяя собой систему глубоких знаний и ценностей набором блип-установок(bleep – единичная вспышка отражения действительности в сознании человека).
Исходя из этого, систему социальных связей редакционного коллектива такие исследователи как Александр Грабельников или Сергей Корконосенко справедливо рассматривают со следующих позиций:
· внешние связи
· внутренние связи (подчинительные, управляющие и координацион-ные).
Внешние связи редколлектива чрезвычайно обширны (как вы думаете, почему?), потому что редакция СМИ один из немногих творческих коллективов, обладающих таким количеством социальных связей с многочисленными инстанциями и частными лицами.
(Далее преп. подробно комментирует каждую из групп связей, просит студентов проиллюстрировать примерами…)
Внутренние связиобусловлены взаимодействием с другими коллективными звеньями информационного процесса. Так с издателем редакционный коллектив находится в подчинительных связях. С авторским активом и массовой аудиторией – в управляющих и подчинительных одновременно. С редакционными коллективами других СМИ – в координационных связях (например, участие в общих кампаниях, кооперирование в освещении различных проблем и т.д.) – приведите собственные иллюстративные примеры.