Библиопсихологический подход к проблеме восприятия текста
Проблема восприятия текста — одна из ключевых для современной психологии и психолингвистики. Находясь на стыке психологии и лингвистики, психолингвистика, с одной стороны, основывается на данных психологии речи, с другой — на результатах, полученных в рамках общего языкознания и лингвистики текста. В соответствии с этим исследуется психологическая модель восприятия, ее уровневый характер или обусловленность восприятия внешними (объективными) и внутренними (субъективными) факторами (Ушакова, 2001).
Понимание предложений как минимальных единиц речи оказывается недостаточным для понимания текста как целостности. Являясь интегральным единством предложений и сверхфразовых единств, текст обладает множеством значений, как собственно текстовых, так подтекстовых и затекстовых. Восприятие текста, опираясь на процесс посинтагменного второсиг-нального отражения действительности, раскрывает опосредованные словами связи и отношения. Результатом становится осмысление и понимание всего текста.
Чтение художественного текста требует от читателя умения ориентироваться в композиции (авторской организации последовательности описываемых событий), авторских отступлениях, во вторых планах, аллюзиях, прецедентности и т.п. В комплексе это составляет текстовую компетенцию как умение ориентироваться в текстовом пространстве.
Глава 3. Индивидуально-психологические особенности... 227
Существенна для читателя художественного текста и способность к эмпатии — пониманию характеров и настроения, приписываемых персонажам. Тогда результатом восприятия становится понимание авторской концепции в целом.
Многочисленные исследования показывают, что для более глубокого понимания художественного текста его содержание должно соотноситься с жизненным опытом читателя как личности. Читатель реагирует интеллектуально (размышляет над описанными в тексте проблемами) и эмоционально. Происходит проникновение в авторский замысел, общение с писателем.
Известно, что как предмет психологического анализа «текст не существует вне его создания или восприятия» (Леонтьев А.А., 1969, с. 15). Иногда даже утверждают, что нельзя найти двух людей, которые вкладывали бы идентичное содержание в один и тот же текст. Так, согласно Р. Ингардену, всякий текст принципиально не полон и процесс чтения и понимания есть одновременно процесс реконструкции, восполнения недостающего (Ингарден, 1962).
Исследования показывают, что художественный текст создает вокруг себя поле возможных интерпретаций, порой очень широкое. Структура текста задает характер восприятия, но результат понимания текста не может программироваться автором текста жестко: характер понимания и особенно интерпретации смысла художественного текста оказывается в зависимости и от ряда внутренних, субъективных факторов. К их числу относят обычно следующие: социальное положение читателя, его культурный уровень (степень включенности в социокультурные отношения), знание языка текста, личную восприимчивость, прежний опыт, нключенность в культуру и др.
Существует подход, согласно которому текст является стимулом для читателя, образующего собственную проекцию текста в своем сознании. Он носит на-шание библиопсихологического и предполагает, что эта проекция может отличаться от авторского представления о смысле текста.
Белянин В. Психологическое литературоведение
Французский исследователь XIX века Э. Геннекен предложил изучать психологию автора и аудитории, основываясь на сочетании эстетического, психологического и социологического подходов. Он полагал, что проекция (понимание) читателей является ментальным аналогом произведения. Тем самым произведение перестает быть просто поводом и превращается в средство передачи вербализованных значений (Mill, 1927; The John Hopkins. 1997; Legouis, 1997), а рожденные им смыслы являются овнешнением (термин Е.Ф. Тарасова) психики автора.
Э. Геннекен сформулировал законы библиопсихо-логии, описывающие, как именно книга влияет на читателя:
1. Изучение особенностей книги и тех реакций, ко
торые она вызывает в читателе, позволяет судить об
особенностях различных читателей и читающей пуб
лики в целом.
2. Читатель реагирует на книги: зная читателя, мы
можем понять, почему он реагирует таким или иным
образом на книгу, которую читает, и какие именно пи
сатели популярны в тех или иных культурах, среди раз
личных классов, и кто находит среди определенных
людей особый прием и приобретает титул их «люби
мых авторов».
3. Между читателем, книгой и ее автором существу
ет вид психологической, социологической и истори
ческой связи (цит. по Рубакин, 1977).
Видный отечественный исследователь чтения Н.А. Рубакин (1862—1946) отмечал, что эти законы подтверждаются разнообразными и многочисленными психологическими экспериментами (сделанными в духе того времени, что несколько снижает их значимость, но не умаляет достоинства его теоретических изысканий). Рубакин полностью разделял гипотезу Э. Генне-кена о психическом сходстве читателя и писателя, вступающих в общение посредством текста, и давал ее в следующей формулировке: «Почитатели произведения обладают душевной организацией, аналогичной организации художника, и если последняя благодаря ана-
Глава 3. Индивидуально-психологические особенности... 229
лизу уже известна, то будет законно приписать почитателям произведения те самые способности, те недостатки, крайности и вообще все те выдающиеся черты, которые входят в состав организации художника» (Ру-бакин, 1977, с. 205). Иными словами, исследователь утверждал, что читатель по своим психологическим характеристиками похож на писателя, книги которого ему нравятся.
Н.А. Рубакин допускал возможность выявления «сложнейших психических <...> интимных переживаний (автора. — В.Б.) <...> — характера, темперамента, типа, склада ума и мышления, преобладающих эмоций, наклонности и активности или пассивности» в художественной литературе» (там же).
Восприятие элементов текста, по его мнению, связано с возникновением у читателя таких реакций, как понятие, образ, ощущение, эмоция, органическое чувство, стремление, действие и инстинкт. На этом основании Н.А. Рубакин считал возможным проводить «биб-лиопсихологический психоанализ личности» субъектов текстовой деятельности и строить личное уравнение читателя и писателя (там же).
Следует отметить, что концепция Н.А. Рубакина была в свое время негативно оценена В.И. Лениным как эмпириокритицическая, что отсрочило публикации многих его работ (исключая научно-популярные). Освещая индивидуально-психологический (а не социологический, как того требовало время) аспект процесса восприятия текста, Н.А. Рубакин писал: «...Не знания и не убеждения человека должны мы считать главнейшими характерными элементами индивидуальной мнемы, а его эмоции, чувства, страсти, аффекты, влечения, стремления и желания, понимая под этими терминами старой психологии такие переживания субъекта, какие он никакими словами не в силах передать другим "я"» (Рубакин, 1977, с. 74, 75). Отмечая далее, что «их совокупность <...> это и есть индивидуальная мнема каждого из нас», Н.А. Рубакин делает понятие индивидуальной мнемы близким современному понятию психического типа личности.
Белянин В. Психологическое литературоведение
Н.А. Рубакин отмечал необходимость собирать сведения о том, какие именно книги и общественные идеи находят наиболее «благоприятный отклик» в тех или иных общественных группах. Он призывал изучать взаимодействие книги и читателя с учетом определенных условий — экономических, политических, психологических. Тем самым Н.А. Рубакин ставил задачу поиска факторов, влияющих на обращение читателя к той или иной книге, рассматривая характер связей не только в системе «книга — читатель», но и в системе «идея — читатель». Конечной целью при этом, по замыслу Н.А. Рубакина, должно быть создание теории научно обоснованной пропаганды чтения и биб-лиопсихологии как науки о восприятии и распространении книг.
В его концепции наряду с признанием важности выявления индивидуальных и групповых особенностей читателей содержание текста рассматривается и как совокупность семантических образований, и как стимул для образования тех или иных проекций у воспринимающих текст читателей (или типов читателей). При этом под проекцией Н.А. Рубакин понимает результат восприятия текста некоторым реципиентом, а под типом читателя — группу личностей, одинаковым образом воспринимающих текст, реагирующим на него, полагая, что «классифицировать людей по их психическим типам — это значит выяснить, какие именно переживания повторяются у них относительно часто» (там же, с. 163).
Вклад Н.А. Рубакина исключительно высоко оценили представители сразу нескольких дисциплин. Например, венгерские психологи пишут: «Русский исследователь Николай Рубакин вошел в историю мировой культуры как основатель новой дисциплины — библиографической психологии» (Estivals, Savova, 1998).
Таким образом, изучение читательских предпочтений позволяет также приблизиться к ответу на вопрос о том, с чем связано не только предпочтение определенных авторов некоторыми читателями, но и их неприятие другими.
Глава 3. Индивидуально-психологические особенности... 231