Типология проявления творческой индивидуальности в журналистике
Не подвергая сомнению утверждение, что творческая индивидуальность в журналистике неповторима (за счет инд. стиля деятельности, формирующего образ автора), все же необходимо подчеркнуть, что типология проявления творческой индивидуальности не только необходима, но и возможна за счет систематизации аспектов совокупности знаний, умений и желаний.
Каким образом возможно провести такую типологизацию? Характеризуя журналиста как творческую индивидуальность, тем самым исследователь классифицирует его определенным образом, включая в определенную группу, члены которой отличаются от других коллег за счет дополнительных критериев. Каких? Можно выделить группу объективных и субъективных признаков. К объективным относятся:
· сфера проявления творческого своеобразия (то, что называется тематической или проблемной специализацией);
· специфика творческого процесса (напр., различие в подходах репортера и обозревателя-аналитика).
К субъективным признакам относятся:
· доминирующая творческая ориентация (напр., освещение криминальных происшествий или политррогнозы…);
· степень личностной активности (т.е. способность журналиста «видеть», а не просто «смотреть»).
Недаром известный исследователь в области творческой д-ти журналиста Владимир (Маркович) Горохов подчеркивал: «Творческая индивидуальность журналиста обнаруживает себя в тематическом своеобразии выступлений автора… Журналистская специализация – признак значительности авторской индивидуальности. У настоящего мастера всегда есть обогащенная длительными наблюдениями тема, близкая его духовному складу и объективно необходимая СМИ…»
При этом необходимо различать понятия типологии журналистови типологии творческих индивидуальностейТак типология журналистов предполагает дифференциации всех работников СМИ на три группы:
1) творческое звено (т.е. репортеры, обозреватели и т.д.)
2) руководящее звено (редакторат, отв. секретарь и др.)
3) техническое звено (корректор, монтажер, наборщик, верстальщик и др.)
Типология творческих индивидуальностей же отличается тем, что в качестве критериев типологизации выступают значимые, отражающие творческое своеобразие каждого включаемого в ту или иную группу журналиста.
Творческое своеобразие также проявляется в двух ипостасях. Во-первых, это отношение к конкретной сфере журналистики, в пределах которой и осуществляется это своеобразие. Обычно выделяют следующие виды:
- отношения в сфере экономики;
- в сфере политики;
- в сфере юриспруденции;
- в сфере морали;
- в сфере культуры и искусства;
- в сфере религиозных действий;
- в сфере науки;
- в сфере спорта.
Конечно, нет. Творческое своеобразие проявляется и в преимущественном внимании к какому-либо этапу творческого процесса (степени познания действительности или воздействия на нее).
Подчеркнем, что журналистская практика демонстрирует немало примеров влияния используемого типа познания действительности на дальнейшие действия журналиста. Преобразование факта действительности в публицистический факт, содержащий уже не только избирательность взгляда, но и авторскую оценку). Это обусловлено тем, что при знакомстве с информационным поводом (социальной ситуацией) журналист получает двакачественно различных вида информации – понятийную и образную. За исключением лаконичной подачи информационных форм текста, все остальные формы – симбиоз понятийных и образных элементов, когда журналист передает информацию в форме в различной мере эмоциональной окрашенности образов.
Мера авторской оценки (степень эмоциональной окрашенности образов) определяется рядом факторов:
- функциональное назначение материала
- – разграничение «информировать» и « «комментировать»);
- тип творческой индивидуальности журналиста (т.е. его способность анализировать и обобщать посредством дара литературной образности);
- эмоциональные, интеллектуальные и волевые характеристики данной массовой аудитории;
Другая группа признаков, по которым возможно дифференцировать типологические характеристики творческих индивидуальностей, характеризует их внутреннее, субъективное отношение журналиста к осуществляемой им деятельности. Доминирующим признаком здесь является творческая ориентация, т.е. преобладающие мотивы деятельности. Принято выделять две основные группы:
1) журналисты, ориентированные преимущественно на самовыражение в журналистике, понимаемой как область литературной деятельности;
2) журналисты, относящиеся к журналистике как к орудию, с помощью которого можно воздействовать на конкретные, поддающиеся организационному преобразованию социальные ситуации.
Естественно, наиболее продуктивен путь творческой индивидуальности, когда применяются средства эффективные,а не просто эффектные.
Еще одним субъективным признаком, выступающим в качестве основания для типологизации творческих индивидуальностей выступает степень активности профессионального поведения журналиста. С этой позиции выделяют следующие типы:
· универсально-активный тип. Он характеризуется разнообразием интересов и знаний, ярко выраженной потребностью в самореализации в различных областях журналистской практики. (Как правило, журналисты универсально-активного типа берутся за рассмотрение стержневых, наиболее актуальных проблем современности на фоне многосторонних интересов. Они легки на подъем, активны, но обычно не занимают большие посты в административной иерархии, т.к. главным направлением своей д-ти видят творчество);
· интеллектуально-активный тип. Отличается от универсально-активного типа ярко выраженной направленностью на аналитическое осмысление описываемых явлений и событий. (У них по сравнению с журналистами предыдущего типа беднее жанровая палитра – практически не берутся за создание информационных материалов. Созданные ими материалы отличаются полемической заостренностью постановки проблемы и вызывают наибольший интерес у специалистов и руководящих работников в той или иной сфере);
· практический тип. Для журналистов данного типа характерна разносторонность интересов, при полном или частичном равнодушии к теории и углубленному изучению затрагиваемых вопросов. При выборе формы создаваемого материала поэтому они тяготеют (как вы думаете, к каким т.н. жанрам?) – к информации, репортажу и информационной корреспонденции, требующим лишь фактологии события с минимальным комментарием – «пришел, увидел, написал»;
· организаторский тип. Журналисты данного типа испытывают повышенный интерес не столько к собственной творческой деятельности, сколько к редакционной организационной д-ти. Часто они являются сотрудниками секретариата или других организационных структур СМИ.
***Подведем краткое РЕЗЮМЕ. Таким образом, характеризуя творческую индивидуальность журналиста, следует…
Во-первых, определить его место в предметном поле журналистики (экономика, политика, культура, спорт и т.д.)
Во-вторых,определить тип профессионального мышления (научно-теоретический; научно-исследовательский; художественно-образный; опытно-практический /обыденный/)
В-третьих, выявить тип доминанты творческой ориентации (литературная; идеолого-публицистическая; организаторская деятельность)
В-четвертых, определить характер и уровень активности профессионального поведения (универсально-активный; интеллектуально-активный; практический; организаторский).
При этом необходимо помнить, что границы между всеми этими группами носят перетекающе-нечеткий характер.
4. Проблема формирования творческой индивидуальности журналиста
Понимание творческой индивидуальности как специфической совокупности знаний, умений и желаний закономерно влечет за собой вопросы о способах формирования этой системы.
В процессе формирования творческой индивидуальности журналиста условно выделяют двеступени:
1) усвоение уже выработанных до него знаний, умений и навыков; формирование в себе определенных качеств, без которых ее выполнение затруднительно (т.е., вспомним начала наших рассмотрений понятий курса - обученность );
2) освоение социального фона журналистской деятельности, т.е. нахождение своего места в системе социальных отношений, что в свою очередь и формирует активное отношение к желанию работать (вспомним – умелость).
В силу этого целенаправленное формирование творческой индивидуальности журналиста предполагает с одной стороны формирование широкообразованной и активной личности, обладающей полным комплексом профессиональных знаний и умений, с другой – создание таких условий, которые давали бы возможность творческой личности выявить свои способности и, более того, требовали бы от журналиста постоянного обновления способов деятельности.
В плане резюме. Не снижая значения роли овладения теоретическими знаниями, следует все же помнить, что движущей силой индивидуального творчества является не столько объективное знание о необходимости нахождения «своего пути», сколько убежденность в том, что решение данной задачи является миссией именно данного журналиста…