Дифференциация в понимании концептов индивидуального стиля и творческого метода в журналистской деятельности
Журналистика – это достаточно сложившаяся сфера творческой деятельности. Она имеет свои закономерности и естественно обладает развитой системой принципов формирования определенной творческой деятельностной среды – или деятельностного творческого поля. Он носит познавательный характер. А в этом познавательном диалоге с окружающим миром, с самим собой, с оппонентами, которые имеют место в данной ситуации, и рождается то произведение, которое выступает в качестве результатов творческого процесса. Всегда мысль в творческом процессе сталкивается с другими. Она всегда находится в некотором противоречии с уже окружающей действительностью, уже созданными продуктами. Без этого момента, который и рождает потребность в разработке и совершенствовании мысли, не было бы творческого процесса и его итога. Оппонентный круг – это тоже показатель той программы, которую журналист составляет для деятельности.
Но информационно-образное своеобразие подачи публицистического произведения автором-публицистом не носит унификационный характер. Оно зависит от мощных, не идентичных друг другу составляющих (Каких?) –индивидуального стиляи творческого методажурналиста.
Итак…
Инд. стиль деятельности– личностная, опосредованная система знаний, умений и желаний творца.
То есть другими словами индивидуальный стиль –это публицистическое своеобразие произведений автора, проявляющееся в самой структуре этих произведений (языковой, сюжетной, композиционной), во всей их содержательной форме
Творческий метод – понятие, безусловно, более широкое. Если в современной науке понятие стиля преимущественно относится к индивидуальному своеобразию отдельных авторов, то понятие творческого метода, наоборот, предусматривает общее, что свойственно отбору, отображению и оценке явлений действительности в традициях того или иного этапа жизни общества.
(Таким образом, можем ли мы говорить о том, что творческий метод носит лишь коллективный характер и лишен черт индивидуальности?)
Конечно нет, творческий метод реализуется на базе коллективного опыта, но соотносится с индивидуальными приемами его интерпретации автором-публицистом. Исходя из этого толкование данного термина может быть следующим
Творческий метод –система основных принципов отбора, отображения и оценки фактов и явлений действительности, наиболее широко (по сравнению с концептом стиля) связанная с мировоззрением авторов, с их концепцией жизненных приоритетов, с их общественной позицией.
· Таким образом можно сделать следующее резюме. Исследование стиля – это исследование системы выразительных средств изложения автором в их закономерных взаимосвязях;
Исследование творческого метода – это исследование основ концепции мировоззрения автора , которые раскрываются в системе отбора образов в их закономерных взаимосвязях.
И последнее. В творческом плане поиск своего «индивидуального подчерка», т.е. стиля более приоритетен чем соответствие творческому методу (что, естественно, не отменяет значимости последнего). Почему? Потому что индивидуальность создается определенным набором выразительных средств, они делают журналиста популярным, узнаваемым. И здесь есть еще одно «но»: данного уровня популярности за счет узнаваемости стиля можно добиться лишь при условии высокого уровня компетентности и оперативности. (Что это значит?) То есть бездумное, некритичное пренебрежение теоретической базой – теория ничто, практика все! – приводит к безликости (стандартности) или неуместности экспериментов в области стилевой и мировоззренческой подач изложения публицистического материала.