С 1866 по 1874
А.Н. Поль вместе с местным жителем Осипом Ивановичем Пузино обследовал территорию Криворожья и обнаружил ряд месторождений железной руды. Простой русский человек рудознатец Криворожья Осип Иванович Пузино, не обладавший специальными знаниями, посвятил поискам железной руды всю свою жизнь. Заслуги Пузино вынуждено было признать даже царское правительство, наградив его медалью «За усердие». Однако впоследствии фамилия О.И. Пузино исчезла со страниц отчетов и официальных документов, освещавших историю поисков железных руд в Криворожье.
В южной части Криворожского бассейна производил разведки Феодосеев, опубликовавший в 1874 году результаты своих исследований в статье «О замечательном месторождении железных руд и других минеральных богатств, залегающих на границе Херсонской и Екатеринославской губернии» («Записки императорского русского технического общества»). В этой статье Феодосеев описывает залежи железной (магнитной) руды у села Александров-Дар (Рахмановка) с содержанием железа 60-68%, залежи магнитного и красного железняка близ деревни Латовки, залежь марганцевой руды с содержанием 30-40% марганца (южнее Александрова-Дара).
Феодосеев считал, что залежи в южной части Криворожского бассейна являются сплошными пластами, а не обособленными залежами и гнездами. Руководствуясь высказанным выше соображением о строении бассейна, Феодосеев считал запасы руды Криворожского бассейна неисчерпаемыми. Так, до глубины 10 метров он определил запасы руд Кривбасса в 10 млрд. пудов.
В этот же период геологическим исследованием руд Криворожского бассейна занимались горные инженеры Иваницкий, Фронцкевич и Фельско, однако результаты их исследований не были опубликованы.
Криворожский бассейн посетил горный инженер Носов, опубликовавший в 1876 г. результаты своего осмотра в брошюре «О магнитных железорудных месторождениях на юге России». Материалы, опубликованные горным инженером Носовым, в значительной своей части повторяют все то, что было описано до него А.Н. Полем.
Капитальной работой по исследованию криворожских железных руд в прошлом ХІХ следует считать «Геологическое описание окрестностей Кривого Рога Херсонской губернии» горного инженера Станислава Конткевича, опубликованное в «Горном журнале» за 1880 г. (т. I, № 3).
1878-1879
Станислав Конткевич производил исследования по поручению горного департамента в долинах рек Саксагань, Ингулец и Желтая. Он впервые указал на выходы железистых кварцитов в бассейне реки Желтой. К заслугам Конткевича следует также отнести составление первой геологической карты всего Криворожского бассейна.
В результате произведенных геологических исследований Криворожского бассейна были выявлены обширные залежи богатых железных руд, явившиеся базой для развития металлургической промышленности на юге России.
До декабря 1828 года населенный пункт Кривой Рог имел статус военной слободы, потом переведен в разряд военных поселений, в 1852 году получает статус полкового села. В декабре 1860 года указом Александра ІІ государственное поселение утверждают местечком. Кривой Рог входил в состав Херсонского уезда, Херсонской губернии с самого ее образования в 1803 году и оставался в ее пределах до 1919 года. С 1864 года, в связи с введением института земства, административное управление и часть прежде государственных функций были переданы местным органам – уездным земским управам. Земства решали вопросы образования, здравоохранения, управления и государственных повинностей, проводили мероприятия по улучшению сельского хозяйства, обустройству дорог и почтовых сообщений, ввели обязательное страхование от огня.
Средства на эти мероприятия поступали в земскую казну в виде налога на землю и сбора с недвижимого имущества фабрик, заводов и торгово-промышленных помещений. Примечателен тот факт, что Кривой Рог и рудники Криворожского района платили огромные суммы налога, совершенно несопоставимые с размером самого местечка. Начиная с 1898 года их доля в общих земских сборах составляла 25%, но она была постепенно уменьшена к 1914 году до 12,5%. Губернскому городу Херсону было невыгодно упускать такую в буквальном смысле золотую жилу, питающую ресурсами огромный уезд. Уезд три раза, в 1898, 1903 и 1912 годах, находился на грани передела территории, но ему удалось отстоять свою целостность. Кривой Рог так и не получил статуса города, а оставался волостным местечком с количеством дворов 2750, населением 26 тысяч человек, из которых по национальному составу русские составляли 13%, евреи – 25%, украинцы около 60%.
Вот так описывался Кривой Рог в 1886 году Я. Михайловичем:
«Кривой Рог находится на границе Херсонского и Верхнеднепровского уездов. Он расположен в обширной котловине, огибается с одной стороны рекой Ингульцом, через которую перекинут огромный железный мост, и пересекается притоком Ингульца рекой Саксаганью, с другим железным мостом. Полотно железной дороги окружает как-бы кольцом всю эту котловину, чем оказывает, конечно большую услугу местным рудовладельцам.
Кривой Рог по наружности напоминает собой небольшой заштатный городок. Одних казенных зданий бывшего военного поселения здесь насчитывается до 150, которыми заведуетъ особый военный инженер. Здания эти ныне ремонтируются и приспособляются для ожидаемых сюда на зимние квартиры казаков. Хорошенькая каменная церковь, два ряда лавок, базар, порядочные домики, нередко крытые железом, аптека, два врача, нотариус, становая квартира, конторы рудокопных компаний, близость трехъ вокзалов, – все это уже придаёт местечку вид настоящего города. Но его будущность ещё впереди. Кривому Рогу суждено будет играть выдающуюся роль в судьбах производства и промышленности нашего южного края. Всё, что здесь уже сделано, может быть названо только первыми нерешительными детскими шагами…
Кривой Рог и окрестности его вёрст на 60 окружности, изобилуют множеством минеральных пород, несметной массой полезных ископаемых. Рудники Кривого Рога, по словам специалистов, могут смело конкурировать с лучшими рудниками Бельгии и Англии. Криворожские рудники отличаются еще и тем, что, во-первых, находятся не так называемыми гнездами, а большими и весьма толстыми пластами и, во-вторых, находятся почти на самой поверхности, что делает добычу руды весьма дешевой и выгодной и избавляет от подземных работ и связанных с ними больших затрат и опасностей» [2].
Начало разработки железных руд с 1881 года дало мощный толчок развития промышленному Кривому Рогу, такому, каким мы его знаем сегодня. С пуском Екатерининской железной дороги в 1884 году регион пережил настоящий экономический бум, который продолжался до 1913 года, чередуясь с периодами падения производства во время мировых промышленных кризисов. Население местечка за 20 лет выросло в разы, появилась инфраструктура, которая получила со временем соответствующий его статусу финансовый, торговый, промышленный и культурный сектор. В местечке открывались учебные заведения, театры и библиотеки. Из числа богатых людей выделились меценаты и начали учреждаться благотворительные организации. Кривой Рог жил своеобразной, неповторимой и присущей только ему жизнью, о которой до нас дошли отдельные свидетельства в виде предметов, хранящих в себе память о тех временах, которые не возвратить.
Вид с балкона двухэтажного дома по ул. Почтовая (сейчас проспект Карла Маркса). На заднем плане видна церковь Св. Николая - первый православный храм в местечке, который был уничтожен советской властью в 1930-е годы (сейчас на месте храма - памятник В. Ленину). Фото начала ХХ столетия.
Дом по улице Почтовой (сохранился до наших дней), в котором располагались Общество Взаимного кредита, типография Заранкина. Скан из книги: «Кривой Рогъ в открытках, документах, фотографиях». И.А. Рукавицын. Киев, издат. «Книга-плюс», 2010.
Улица Глинки. Дом сооружен в 1905-06 гг. Выстроен в стиле модерн. В 1908 году здание было выкуплено оргкомитетом для создания Коммерческого училища. В 1915 достроили второй этаж. Фото из виньетки третьего выпуска Коммерческого училища в 1917 году. Автор фото неизвестен.
Екатерининская железная дорога в 1880-е годы соединила каменноугольные рудники Донецкого бассейна с железорудным Криворожьем и дала грузам выход на запад, примкнув к одной из ближайших станций Харьковско-Николаевской железной дороги (к станции Казанка, сейчас это станция Долинская). Строительство дороги, которой первоначально было присвоено название «Криворогской», учитывая главную цель постройки дороги – «перевозка железной руды и других минеральных богатств местности близ местечка Кривой Рог» началось в 1881 году и завершилось сдачей в эксплуатацию 18 мая 1884 года.
Впервые на высоком уровне предложение к правительству о необходимости ее сооружений прозвучало на I съезде горнопромышленников юга России в 1874 году. Петр Николаевич Горлов, делавший съезду обзорный доклад, в частности, заявил:
«На Западе от Донецкого кряжа, за Днепром, лежит Кривой Рог, месторождение железных руд, по качеству и количеству их – южная гора Благодать. Местечко Кривой Рог для пользы горного дела на юге России должно быть соединено с Донецким кряжем дорогой и прямой и удобной. По этой дороге повезут руду в Донецкий край, по ней поедет уголь за Днепр в Киевскую губернию».
Первый проект строительства железной дороги был утвержден 22 апреля 1875 года, но его реализации помешала война Российской империи с Турцией в 1877-1878 гг. В начале 1870-х годов о постройке железной дороги, которая способствовала бы промышленному развитию региона, перед правительством ходатайствовал А.Н. Поль. Многие историки значительно преувеличили роль Александра Поля, приписывая исключительно ему заслугу в принятии решения о начале строительства. Следует отдать должное энергии и инициативе этого человека, но необходимо учитывать, что выступал он от имени и по поручению Верхнеднепровского уездного и Екатеринославского губернского земств.
Как в горнопромышленном, так и в сельскохозяйственном отношении природные богатства края настоятельно требовали устройства удобных путей сообщения. С ходатайством по этому вопросу выступило непосредственно и Екатеринославское губернское земство. Императором Александром II 22 апреля 1875 года был утвержден проект железнодорожного пути. Со временем дорога была переименована в «Екатерининскую» в память императрицы Екатерины II, в правление которой был присоединен к России Новороссийский край, в состав которого входило и Криворожье.
Главная линия дороги соединила Криворожский рудный район с обширным каменноугольным районом Донецкого бассейна, производя
между ними взаимный обмен грузов, снабжая рудный район каменным углем, а каменноугольный – железной рудой, и снабжая этими продуктами расположенные вдоль нее, особенно вблизи города Екатеринослава, крупные машиностроительные и металлургические заводы. Три ветви, направленные от главной магистрали к югу, дали выход грузов к портам. Дорога проходила по территориям Харьковской, Херсонской, Таврической, Екатеринославской губерний и территории войска Донского. Строительство дороги велось под руководством инженера В.А. Титова, первый начальник эксплуатации дороги – A.A. Верховцев.
Средняя стоимость строительства одной версты главного пути составляла порядка 36 тысяч рублей. Протянувшись с севера на юг, она проходила через рудничные поселки, станции и разъезды, ставшие сегодня районами Кривого Рога: Роковатая, Карнаватка, Долгинцево, Червоная, Кривой Рог, Шимановка, Рахмановка и др. Криворожский рудный район обслуживали часть главной линии «Кривой Рог – Долгинцево», а также ветви Саксаганская и Ингулецкая, входившие в состав западного участка «Любомировка – Долинская».
Общая протяженность Екатерининской железной дороги в 1902 году составляла 2134 верст. Начиная со второго года эксплуатации, она стала приносить прибыль, увеличивающуюся с каждым годом. По грузообороту и объему перевозок дорога заняла в начале XX века первое место среди всей рельсовой сети Российской империи. Рядом с дорогой начали строиться промышленные предприятия, давая мощный толчок развитию не только Донецкого и Криворожского регионов, но и других, к ним прилегающих и всей Екатеринославской губернии в целом. В 1901 году на дороге работало 34 510 человек, получавшие оплату в общей сумме порядка 10,8 млн. рублей. Для нужд служащих была обустроена социальная сфера, в которой работало 18 начальных школ с количеством обучающихся 3456 человек. Были открыты библиотеки, общежития, устроены залы для проведения культурно-массовых мероприятий.
Для того, чтобы понять, насколько важную роль занимала Екатерининская дорога в экономической и социальной жизни России, для примера ее можно было бы сравнить по количеству служащих и стоимостному объему валовых операций с хорошо развитым губернским городом.
Дорога имела в своем распоряжении мощный рабочий и административный аппарат. К юбилею дороги в 1903 году в Екатеринославском Товариществе «Печатня С.П. Яковлева» был выпущен путеводитель «По Екатерининской железной дороге» и большого формата фотоальбом с видами станций, служащих, рабочих и вспомогательных служб дороги.