Особенности рекламы отдельных видов товаров
Законом о рекламе также детально рассмотрены особенности рекламы отдельных видов товаров.
Реклама алкогольной продукции (ст. 21) не должна:
ü содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
ü осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;
ü содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека;
ü содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одними из способов утоления жажды;
ü обращаться к несовершеннолетним;
ü использовать образы несовершеннолетних.
Данный вид рекламы не должен размещаться:
ü на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
ü в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
ü в теле- и радиопрограммах, при кино- и видео обслуживании;
ü на всех видах транспортных средств общего пользования;
ü с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
ü в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых или зданий, строений и сооружений;
ü в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.
Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства).
Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22), не должна (СМ, СТ. 21, только вместо «алкогольная продукция» - «пиво и напитки, изготавливаемые на его основе»)
Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изгот. на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 7% площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем 10% рекламной площади (пространства).
Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23), в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна (СМ, СТ. 21, только вместо «алкогольная продукция» - «курение»)
Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (рекламного пространства).
Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения (ст. 24) не должна:
ü обращаться к несовершеннолетним (данное требование распространяется также на рекламу медицинской техники);
ü содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования (данное требование распространяется также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации, и на рекламу медицинской техники, но не распространяется на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники);
ü содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования (данное требование распространяется также на рекламу медицинских услуг, а том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации, и на рекламу медицинской техники, но не распространяется на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники);
ü создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования (данное требование распространяется также на рекламу медицинских услуг, а том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации, и на рекламу медицинской техники);
ü содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья (данное требование распространяется также на рекламу медицинских услуг, а том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации, и на рекламу медицинской техники);
ü способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования (данное требование распространяется также на рекламу медицинской техники, но не распространяется на рекламу лекарственных средств, применяемых для профилактики заболеваний);
ü создавать впечатление о ненужности обращения к врачу (данное требование распространяется также на рекламу медицинской техники);
ü гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий (данное требование распространяется также на рекламу медицинской техники);
ü представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
ü содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных средств и медицинской техники допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.
Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем 7% площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами – не менее 5% рекламной площади (рекламного пространства). Данные требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины.
Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания (ст. 25) не должна:
ü создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
ü содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
ü содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
ü побуждать к отказу от здорового питания;
ü создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных ля государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.
Реклама продукции военного назначения и оружия (ст. 26).
Не допускается реклама:
ü продукции военного назначения, за исключением рекламы такой продукции в целях осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
ü оружия, вид которого не указан ниже.
Производство, размещение и распространение рекламы продукции военного назначения в целях осуществления рекламы продукции военного назначения в целях осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации.
Реклама служебного оружия и патронов к нему допускается только в специализированных печатных изданиях для пользователей такого оружия, в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия.
Реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, спортивного, охотничьего и сигнального оружия, допускается только:
ü в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в специализированных печатных изданиях для пользователей гражданского оружия;
ü в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия;
ü в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени.
Реклама оружия и продукции военного назначения, распространяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации, не должна:
ü прямо или косвенно раскрывать сведения, составляющие государственную тайну, в том числе сведения, относящиеся к технологии производства, способам боевого и иного применения этого оружия;
ü обращаться к несовершеннолетним;
ü использовать образы несовершеннолетних.
Реклама, основанных на риске игр, пари (ст. 27) не должна:
ü обращаться к несовершеннолетним;
ü создавать впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода, либо иным способом получения средств к существованию;
ü содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска;
ü содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями основанных на риске игр, пари, но выигрыши не получили;
ü содержать утверждения о том, что участие в основанных на риске играх, пари имеет важное значения для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;
ü осуждать неучастие в основанных на риске играх, пари;
ü создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано;
ü использовать образы людей и животных (последнее не распространяется на рекламу лотерей, в том числе стимулирующих лотерей).
Реклама основанных на риске игр, пари (кроме рекламы лотерей и стимулирующих лотерей) допускается только:
ü в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени;
ü в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и др подобных объектов);
ü в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в специализированных печатных изданиях, предназначенных для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в таких играх, пари.
Указанные требования распространяются соответственно на рекламу организатора основанных на риске игр, пари, являющегося игорным заведением, в том числе казино, залом игровых автоматов, и на рекламу мест проведения основанных на риске игр, пари, если ими являются игорные заведения.
Реклама основанных на риске игр, пари должна содержать:
ü указание на сроки проведения основанных на риске игр, пари;
ü источник информации об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения, о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.
Особые требования законодатель также предъявляет к рекламе финансовых услуг (ст. 28), ценных бумаг и услуг по заключению договоров ренты (ст. 29), в том числе договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 30).