ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО

Определенную отрасль знаний называют наукой, когда соблю­даются следующие необходимые условия:

1) четко выделен, обособлен и зафиксирован собственный предмет;

2) для его изучения применяются объективные методы иссле­дования;

3) зафиксированы объективные связи (законы и закономерно­сти) между факторами, процессами, составляющими предмет изучения;

4) установленные законы и закономерности позволяют пред­видеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процессов, производить необходимые расчеты.

Все эти требования в отношении педагогики в той или иной степени соблюдены. Но именно мера соблюдения требований ха­рактеризует уровень развитости науки.

Многие теоретики педагогики, следуя принципам классифи­кации наук, установленным немецкими философами В. Виндель-бандом и Г. Риккертом, относят педагогику к так называемым нормативным наукам. Причина этого — особенности познанных педагогикой закономерностей. До последнего времени они были и во многом еще остаются широкими заключениями, выражаю­щими общие тенденции развития педагогических процессов. Это затрудняет их применение для конкретного прогнозирования, ход процесса и его будущие результаты можно предсказать лишь в самых общих чертах. Выводы педагогики отличаются большой вариативностью, неопределенностью. Во многих случаях она лишь устанавливает норму («учитель должен, школа должна, ученик должен»), но не обеспечивает достижение этой нормы научной поддержкой.

Поэтому не снимается с повестки дня вопрос о соотношении науки и педагогического мастерства. Нормы, даже установлен­ные на основе анализа сущностей педагогических явлений, — это всего лишь абстрактные истины. Наполнять их живым смыс­лом будет думающий творческий педагог. Теория — это абстрак­ция, ее применение — всегда высокое искусство.

Вопрос об уровне теоретизации педагогики, т. е. о том преде­ле, при котором она еще не упускает из поля зрения человека, но и не слишком возвышается в абстракциях, превращаясь в собрание «мертвых», «безлюдных» схем, очень актуален. Попыт­ки делить педагогику на теоретическую и нормативную (прак­тическую) восходят к прошлому веку. «В том, что касается средств, — читаем в монографии начала XX в., — педагогика — наука теоретическая, так как ее средства заключаются в знании законов, которым подчинена физическая и духовная природа человека; в том же, что касается целей, педагогика есть наука практическая» (Лапшин И. И. История педагогических теорий. — СПб., 1912. — С. 10).

В ходе продолжающейся и ныне дискуссии о статусе педа­гогики были предложены различные подходы к анализу и структурированию накопленных наукой знаний, оценке их уровня и степени зрелости самой науки. Для нас важен тот факт, что большинство исследователей во всем мире считают обоснованным и правомерным выделение из обширной облас­ти педагогических знаний теоретической педагогики, содер­жащей базовые научные знания о закономерностях и законах воспитания, образования, обучения. Главными компонентами системы научной педагогики являются также аксиомы и принципы. Через конкретные рекомендации и правила теория соединяется с практикой.

Понимание педагогики как искусства воспитания продержа­лось многие столетия; нельзя утверждать, что от него полностью отказались и сегодня. В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания», вышедшей в 1867 г., К. Д. Ушинский подчеркнул: «...Из сказанного вытекает уже само собой, что пе­дагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности». Далее уточнил: «Педаго­гика — не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство вос­питания опирается на науку. Как искусство сложное и обшир­ное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и на­клонности, и как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совер­шенного человека» (Ушинский К. Д. Человек как предмет воспи­тания. — М.; Л., 1946. — С. 10, 25).

Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный ста­тус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения тео­рии и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым при­менением педагогической теории, в другом — успех приносят высокое личное мастерство учителя, искусство педагогическо­го воздействия, чутье и интуиция. В последние десятилетия особенно остро ощущалась несогласованность между школь­ной практикой и педагогической наукой. Последней доста­валось за то, что она не снабжает практику прогрессивными рекомендациями, оторвана от жизни, не успевает за быстро­текущими процессами.

Подлинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания опирается на научные знания. Если бы кто-нибудь мог достигать высоких результатов без знания педагогической теории, это оз­начало бы ненужность последней. Но так не бывает: чем слож­нее задачи приходится решать воспитателю, тем выше должен быть уровень его педагогической культуры. Все достижения — от науки, и только провалы — от ее отсутствия.

Но развитие педагогической науки автоматически не обес­печивает качества воспитания. Необходимо, чтобы теория пере­плавлялась в практические технологии. Пока сближение науки и практики идет недостаточно быстро, многие важные научные знания не востребованы практикой. По оценкам специалистов, разрыв между теорией и практикой сохраняется и по некоторым направлениям достигает 10—15 лет.

Подтверждает это и опыт учителей-новаторов, внедривших в широкую практику зачастую не самые новые, а всего лишь хо­рошо известные научные разработки. Вот что говорил по этому поводу известный педагог В. Ф. Шаталов: «Если вы глубоко вникните в то, что мы делаем, поймете: все это уходит корнями в нашу классическую педагогику. Есть только элемент совершен­ствования, улучшения. Ничего более. Я не пытаюсь даже в ма­лейшей степени противопоставить нашу работу всему тому, что достигнуто педагогикой на всем ее протяжении, тысячелетиями» (Учительская газета. 7 октября 1986 г.).

Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое название самой диалектичной, изменчивой науки. В последние десятиле­тия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обучающими програм­мами, позволяют успешно справляться с задачами управления учебным процессом, достигнуть высоких результатов с меньши­ми затратами энергии и времени. Наметился прогресс и в облас­ти создания более совершенных методик воспитания, технологий самообразования и самовоспитания. В инновационных учебных заведениях создаются благоприятные условия для более быстрого проникновения в практику новых научных разработок. Научно-производственные комплексы, авторские школы, эксперимен­тальные площадки — все это заметные вехи положительных перемен.