CРАВНЕНИЕ ИСТОРИИ И МОДЕЛИ

Соответствие расчетной картины развития человечества с наблюдениями антропологов и историков требует более детального рассмотрения, которое мы начнем с того, что определим, в каких пределах следует исчислять логарифмическое время развития. Если эпохи каменного века можно соотносить либо с Р.Х., либо с нашими днями, поскольку это приведет к ошибке всего в 2 тыс. лет и для времен, длительностью в сотни веков, несущественно, то в историческую эпоху уже немаловажно, с какого момента следует отсчитывать давность прошлых эпох. Поэтому выбор момента, от которого в логарифмическом масштабе следует определять древность событий, не безразличен - в такой нелинейной шкале не представим нулевой год и нельзя просто складывать и сдвигать даты.

Только в линейной шкале времени изменение начала отсчета производится простым сложением и вычитанием дат. Физическая же модель роста не должна зависеть от выбора начала отсчета времени, и поэтому вполне допустим известный произвол в том, с какого момента отсчитывается время. Для календарного времени это традиционно определяется различными вероучениями. Так, Православная церковь ведет летоисчисление от возникновения мира, произошедшего, согласно установлению Императора Константина, в 5508 г. до Р.Х. В странах ислама летоисчисление ведут от года бегства Мухаммада из Мекки в Медину, произошедшего в 622 г. Таким образом, у мусульман или евреев, китайцев или буддистов, существуют свои системы летоисчисления, не основанные на христианской традиции, хотя для всех систем основной единицей измерения времени является год.

Напомним, что после Великой французской революции был декретирован новый календарь. После Октябрьской революции в России в 1929 г. тоже была предпринята попытка ввести новое летоисчисление от 1917 г. Эти идеи были недолговечны и только лишний раз напоминают нам о том, как новая власть стремилась утвердить себя даже ценой изменения наших взглядов на мир. Последняя попытка такого рода недавно была предпринята в Туркменистане, и интересно, насколько долговечной окажется она во все более глобализованном мире.

С прошедшим рубежом тысячелетий некоторые наивно связывали некое мистическое знамение или тайный смысл. Но, как заметил Т. Манн в философском романе "Волшебная гора",

"у времени нет деления, отмечающего его течение. Нет ни грома, ни молний и трубного гласа, отмечающих приход нового месяца или начало нового года. Только мы, простые смертные, встречаем начало нового столетия звоном колоколов или стрельбой из пистолетов".

Наша эпоха отмечена пределом сжатия исторического времени, что приводит к серьезным последствиям, поскольку затрагивается главный и, казалось бы, незыблемый временной остов нашего исторического бытия и мышления. Именно поэтому нашу эпоху следует считать временем демографической революции, подобной которой не было в истории человечества. Выше упоминалась неолитическая революция. Она заняла почти 10 тыс. лет и сопровождалась не только миграцией, обменом и развитием производительных сил, но также и ростом населения. В рамках модели этот период выделен своим срединным расположением в развитии человечества. Возможно, с усовершенствованием модели такая особенность получит свое объяснение.

Справедливо называемое демографической революцией, наше время заслуживает такого названия в еще большей степени потому, что, во-первых, оно занимает всего около 100 лет - в 100 раз короче неолита, а его течение очень стремительно; во-вторых, при этом наблюдается коренное изменение скорости роста и ограничение численности человечества. Наконец, в-третьих - налицо глубокое изменение производственных сил и до сих пор не осознанное изменение экономических отношений и ценностей общества. Сам же ход исторического времени уже не может более ускориться. В этом смысле именно изменение времени становится критерием перемен, и потому проблема времени истории приобретает такое важное значение.

При обсуждении результатов данных исследований на заседании Президиума РАН крупным физиком и математиком, академиком Л.Д. Фадеевым был поставлен вопрос о том, в какой мере современная эпоха действительно выделена и не является ли такое утверждение следствием субъективности наших взглядов. Ведь каждое поколение по-своему всегда убеждено в собственной исключительности. Указанные выше рассуждения, по существу, предлагают ответ на этот справедливый и очень важный вопрос. Ответ тем самым затрагивает как понимание хода исторического развития в прошлом, так и оценку значимости нашей эпохи.

В физике такие переходы называют фазовыми переходами, и этим фундаментальным явлениям посвящено множество исследований. В частности, именно за работы в данной области академик В.Л. Гинзбург был удостоен Нобелевской премии в 2003 г. Поэтому представляет интерес выяснение того, в какой мере указанные замечания и свойства фазовых превращений могут быть полезными в понимании процессов, которые мы переживаем в столь уникальный момент истории человечества. Физические превращения, которые наблюдаются при фазовых переходах, в первую очередь проявляются во внезапном переходе в новое состояние, новую пространственную и временную структуру системы. Так, при нагревании воды до точки кипения никаких видимых изменений не наблюдается, но при достижении температуры кипения вода сразу превращается в пар и в газообразном состоянии коренным образом меняется организация ее молекул. Этот частный пример по аналогии может помочь в объяснении того, в чем смысл понятия фазового перехода: после прохождения демографического перехода происходит изменение характера развития по многим параметрам. Прежде всего это проявляется в нарушении временных связей и корреляций, резком изменении воспроизводства населения. Таким образом теория глобального роста населения, рассматривающая перемены как фазовый переход, указывает на смысл происходящих в мире изменений.

Эти выводы, несомненно, потребуют более глубокого анализа наших представлений о сущности понятий времени и причинности, роста и развития в критический период истории человечества. Именно у современного поколения до предела напряжены память и традиционные связи с прошлым, которые исторически складывались веками и тысячелетиями. Так сжатие исторического времени и ускорение роста в итоге приводят к разрыву пространственных и временных связей при демографическом переходе. Этим можно объяснить динамическую причину распада империй, нарушение порядка в организации общества, рост множества негативных явлений, внезапно обрушившихся не только на нашу страну. Нарушения развития доверия и связей, безусловно, отражают глобальный кризис развития человечества и проявляются в разных странах по-своему.

Стремительность перемен, характерная для нашего времени, привела к кризису и стрессу на уровне личности, семьи и общества, что выражается и в инфантильности, и в потере ориентиров, и во многих проявлениях общественного сознания, в искусстве и литературе - т.е. в сфере, которая должна быть предметом изучения обществоведов. Причем искать причины подобных явлений следует не столько в дефектах общественного устройства или в недееспособности правительств и их руководителей, а в тех более общих процессах, которые переживает мир и мы, кому довелось "посетить сей мир в его минуты роковые".