Хар-ка развпед-ки с 1918-1930

С 1917-1920

Специальным постановлением от 11 декабря 1917 г. все учебные заведения, находившиеся в ведении православной церкви, преобразовывались в светские и передавались Наркомпросу.

Были изданы также декреты, ликвидировавшие сословные и национальные ограничения, уничтожена прежняя неравноправность женщин в области народного образования (как и других областях общественной жизни). В мае 1918 г. постановлением Наркомпроса было введено совместное обучение мальчиков и девочек в школах.

В 1918 г. было проведено в центре и на местах 164 учительских съезда и 81 съезд работников отделов народного образования. На съездах освещались политические вопросы и велась энергичная пропаганда революционных принципов организации народного образования, гуманистических целей советской школы.

В конце августа 1918 г. был созван I Всероссийский съезд по просвещению, на котором была одобрена новая система единой школы с двумя ступенями: первая ступень — 5 лет, вторая — 4 года; в совокупности обе ступени составляли полную среднюю общеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, имевшая место до Октябрьской революции. На съезде были рассмотрены также важнейшие вопросы организации всех отраслей. народного образования — дошкольного воспитания, школы и внешкольного образования взрослых. Огромное политическое значение имело выступление на этом съезде В. И. Ленина, который в своей речи вскрыл классовую сущность буржуазной школы, ярко осветил связь культурной работы в Советской республике с задачами социалистической революции.

26 декабря 1919 г. был принят разработанный по инициативе В. И. Ленина и подписанный им декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР”, который обязывал всех жителей Советской республики до 50 лет обучиться грамоте на русском или родном языке. По всей стране возникли десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности и школ для малограмотных. Учителя, комсомольцы, люди самых различных профессий с большим подъемом в порядке общественной работы вели обучение в этих школах. Они занимались также с небольшими группами неграмотных (в 3—4 человека) и даже с одиночками. Это был в полном смысле слова всенародный поход против безграмотности, возглавляемый состоявшей в системе Наркомпроса Всероссийской чрезвычайной комиссией по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ).

. К началу 1921 г. в республике существовало уже свыше 5 тысяч детских домов, в которых воспитывалось 260 тысяч детей. В следующем году число детских домов достигло 7815 с 415 тысячами воспитанников.С 1918 г. в местностях, населенных нерусскими народами, стали создаваться на родных языках этих народов органы управления, суд, школы и просветительные учреждения. В Народном комиссариате по делам национальностей была образована сначала культурно-просветительная комиссия, а затем национальные культурно-просветительные отделы.Началась усиленная работа по подготовке национальных педагогических кадров, по изданию учебников на национальных языках, а для народов, не имевших письменности, — по созданию алфавитов на языках этих народов.

 

В 1920 г. Наркомпрос опубликовал учебный план советской школы. В объяснительной записке указывалось, что занятия в первой группе являются продолжением занятий детского сада: по развитию речи, обучению грамоте и счету, ознакомлению с природой, рисованию, пению и др.выражены в этом первом по времени учебном плане: 1) разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и биологические науки; 2) большое число учебных часов на язык и литературу (38 часов) и на математику (36 часов); 3) на естествознание, физику и химию (в общей сложности 48 часов); 4) значительное число часов на физическое воспитание (16 часов) и на искусство (21 час).

В начале рассматриваемого периода в РСФСР была следующая школьная система: школа первой ступени — 4 класса (для детей 8—12 лет); школа-семилетка — 7 классов (для детей 8—15 лет); школа-девятилетка — 9 классов (для детей 8—17 лет). На Украине и в Белоруссии после школы-семилетки подростки могли поступить в техникум, VIII и IX классы общеобразовательной школы были преобразованы в начальные курсы техникумов и других профтехнических учебных заведений. С 1924 г. в РСФСР VIII—IX классы школ второй ступени тоже стали профессионализироваться и готовить учащихся к практической деятельности.

Важное место в системе народного образования занимали в то время возникшие в 1919 г. рабочие факультеты; они сделались основным типом общеобразовательной школы, готовившей молодежь к поступлению в высшие учебные заведения. Увеличившаяся сеть рабочих факультетов обеспечивала возможность пролетаризировать высшую школу, успешно осуществлять подготовку кадров трудовой интеллигенции. 75% выпускников рабочих факультетов поступало в вузы; индустриально-технические и социально-экономические вузы на 80—90% комплектовались рабфаковцами.

В рассматриваемый период возникли новые типы школ, которые готовили детей рабочих и крестьян к производственному труду в народном хозяйстве. С 1921 г. на предприятиях быстро развивались четырехгодичные школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), имевшие своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включались общеобразовательные предметы, благодаря чему учащиеся получали общее образование примерно в объеме школы-семилетки. С осени 1923 г. в сельских местностях стали открываться школы крестьянской молодежи (ШКМ), в создании которых самое активное участие принимал комсомол. ШКМ строились на базе начальной школы и имели трехлетний срок обучения. Они давали учащимся наряду с общим образованием знания по агрономии, технике и организации сельского хозяйства. Выполняя свою основную цель — готовить передовых культурных тружеников советской деревни, ШКМ в то же время обеспечивали своим выпускникам возможность продолжать образование в старших классах (VIII—IX) школ второй ступени или в техникумах и поступать затем в высшие учебные заведения.