Качественный контент-анализ и его прикладное применение
Вотличие от количественного (частотного) вида контент-анализа качественный вид методики ориентирован не на непосредственное количественное измерение элементов информационного массива, а на учет сочетания качественных и количественных показателей, характерных для этих элементов (степени развернутости изложения темы, ранга определенного политического понятия при его упоминании и т.д.). Качественный контент-анализ наиболее эффективен в случаях, когда необходимо определение целей субъекта политической деятельности, выраженных в явной или латентной форме.
В связи с этим исследователю приходится решать ряд проблем в отношении выработки категорий анализа, выделения единиц анализа и установления единиц счета выделенных единиц. Единицей анализа — смысловой и качественной — является та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию. Обычно такой единицей выступает политическая (внешнеполитическая) идея, значимая в международном или внутристрановом плане тема. В тексте она может быть выражена одним словом или некоторым устойчивым сочетанием слов. Так, например, при изучении международных проблем смысловые единицы могут включать внутренние и внешние политические события, лиц, являющихся их инициаторами, оценочные суждения о событиях («за — против», «выгодно — невыгодно» и т.п.), целевые установки деятельности государств, партий, лидеров, объекты целенаправленной политической деятельности, способы достижения цели (военные акции, экономическое давление, политическое воздействие) и некоторые другие ключевые понятия из сферы политической жизни.
При проведении направленного качественного контент-анализа процедура методического обоснования критериев выделения единиц наблюдения проводится достаточно тщательно и во многом подкрепляется правилами из области лингвистики. В случае ненаправленного варианта методики на первый план в этом процессе выходят правила логики и уровень предметной квалификации эксперта, проводящего декомпозицию текстового массива в «ручном» или «машинном» исполнении.
Одним из примеров качественного контент-анализа может служить проведение исследовательской процедуры, опирающейся на графическое преобразование текста и иерархическую фиксацию элементов содержания текстового массива. Специфика его применения заключается также в выделении единиц анализа, способах их классификации и в том, что роль предварительных гипотез минимизируется, а сам анализ проводится с открытым, т.е. с неизвестным заранее результатом.
В рамках этого вида методики предварительная структуризация информационного массива и выделение первичных единиц анализа происходит на основе критерия «целостности суждения о предмете». В ходе выполнения исследования эти единицы анализа структурируются в виде проблемного графа, состоящего из нескольких нормативно заданных уровней (тематический, проблемный, атрибутивный и т.д.), в который включаются все без исключения элементы авторского текста (схема 1).
В дальнейшем элементы текстового массива индексируются в зависимости от локализации в системе проблемного графа, после чего происходит их распределение по матричному классификатору, т.е. соотнесение с понятиями, применяемыми в общественных науках для характеристики процессов целеполагания субъектов внешнеполитической деятельности (глобальные, региональные, локальные, краткосрочные, долгосрочные цели и т.п.).
После заполнения матричного классификатора осуществляется квантификация информационного массива и математическая обработка результатов. Эти результаты обобщаются и оцениваются под углом зрения прогностической направленности. Например, если в выступлении крупного политического деятеля большинство смысловых единиц относится к проблематике глобального сотрудничества, то вполне вероятно, что в ближайшее время его главные усилия, как и усилия его окружения, будут направлены на вопросы комплексного и универсального взаимодействия на мировой арене.
При формулировании аналитических выводов может иметь место сочетание с традиционными методами исследования. Дополнительные возможности применения контент-анализа открывает использование лингвистических и психолингвистических методов.
Таким образом, методика контент-анализа позволяет расширить представления о реальных политических процессах. Выбор количественного или качественно-количественного варианта ее применения зависит от характера конкретного проекта и квалификации исследователя (исследователей). При этом надо учитывать, что качественно-количественный подход требует более высокой профессиональной квалификации и сравнительно более трудоемок.