Качественный контент-анализ и его прикладное применение

Вотличие от количественного (частотного) вида контент-ана­лиза качественный вид методики ориентирован не на непосред­ственное количественное измерение элементов информационного массива, а на учет сочетания качественных и количественных по­казателей, характерных для этих элементов (степени развернутос­ти изложения темы, ранга определенного политического понятия при его упоминании и т.д.). Качественный контент-анализ наибо­лее эффективен в случаях, когда необходимо определение целей субъекта политической деятельности, выраженных в явной или латентной форме.

В связи с этим исследователю приходится решать ряд проблем в отношении выработки категорий анализа, выделения единиц анализа и установления единиц счета выделенных единиц. Едини­цей анализа — смысловой и качественной — является та часть со­держания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию. Обычно такой единицей выступает полити­ческая (внешнеполитическая) идея, значимая в международном или внутристрановом плане тема. В тексте она может быть выраже­на одним словом или некоторым устойчивым сочетанием слов. Так, например, при изучении международных проблем смысловые еди­ницы могут включать внутренние и внешние политические собы­тия, лиц, являющихся их инициаторами, оценочные суждения о событиях («за — против», «выгодно — невыгодно» и т.п.), целевые установки деятельности государств, партий, лидеров, объекты целенаправленной политической деятельности, способы достиже­ния цели (военные акции, экономическое давление, политичес­кое воздействие) и некоторые другие ключевые понятия из сферы политической жизни.

При проведении направленного качественного контент-анализа процедура методического обоснования критериев выделения еди­ниц наблюдения проводится достаточно тщательно и во многом подкрепляется правилами из области лингвистики. В случае ненап­равленного варианта методики на первый план в этом процессе выходят правила логики и уровень предметной квалификации эк­сперта, проводящего декомпозицию текстового массива в «руч­ном» или «машинном» исполнении.

Одним из примеров качественного контент-анализа может слу­жить проведение исследовательской процедуры, опирающейся на графическое преобразование текста и иерархическую фиксацию элементов содержания текстового массива. Специфика его приме­нения заключается также в выделении единиц анализа, способах их классификации и в том, что роль предварительных гипотез ми­нимизируется, а сам анализ проводится с открытым, т.е. с неизве­стным заранее результатом.

В рамках этого вида методики предварительная структуризация информационного массива и выделение первичных единиц ана­лиза происходит на основе критерия «целостности суждения о предмете». В ходе выполнения исследования эти единицы анализа структурируются в виде проблемного графа, состоящего из не­скольких нормативно заданных уровней (тематический, проблем­ный, атрибутивный и т.д.), в который включаются все без исклю­чения элементы авторского текста (схема 1).

В дальнейшем элементы текстового массива индексируются в зависимости от локализации в системе проблемного графа, после чего происходит их распределение по матричному классификато­ру, т.е. соотнесение с понятиями, применяемыми в общественных науках для характеристики процессов целеполагания субъектов внешнеполитической деятельности (глобальные, региональные, локальные, краткосрочные, долгосрочные цели и т.п.).

После заполнения матричного классификатора осуществляет­ся квантификация информационного массива и математическая об­работка результатов. Эти результаты обобщаются и оцениваются под углом зрения прогностической направленности. Например, если в выступлении крупного политического деятеля большинство смыс­ловых единиц относится к проблематике глобального сотрудничества, то вполне вероятно, что в ближайшее время его главные уси­лия, как и усилия его окружения, будут направлены на вопросы комплексного и универсального взаимодействия на мировой арене.

При формулировании аналитических выводов может иметь мес­то сочетание с традиционными методами исследования. Дополни­тельные возможности применения контент-анализа открывает ис­пользование лингвистических и психолингвистических методов.

Таким образом, методика контент-анализа позволяет расширить представления о реальных политических процессах. Выбор количественного или качественно-количественного варианта ее примене­ния зависит от характера конкретного проекта и квалификации исследователя (исследователей). При этом надо учитывать, что качественно-количественный подход требует более высокой профессио­нальной квалификации и сравнительно более трудоемок.