Виды НИРС

Ведущая роль, особенно на младших курсах, в руководстве научной самостоятельной работой принадлежит преподавателям. Продвижение студента в учебе и научной работе увеличивает его долю и степень самостоятельности, когда от роли руководителя и организатора преподаватель постепенно переходит к роли советчика и консультанта. Организационно научная самостоятельная работа может проходить по-разному:

а) под руководством преподавателя (научного руководителя), что соответствует репродуктивному и самостоятельному уровню СРС;

б) в рамках научного студенческого кружка, научной группы и научного студенческого общества и т.д.;

в) индивидуально в сотрудничестве с преподавателями кафедры, что соответствует переходу студента от самостоятельного уровня к научному уровню организации и осуществлению его познавательной деятельности.

Поскольку участие в научной самостоятельной работе является составной частью профессионального образования студента, то одним из показателей успешности будет являться сформированные у него умения и навыки, которые он развивает в результате познавательной деятельности и самообразования:

а) умение поиска источников информации, отбор нужной информации в одном (нескольких) источнике, ориентация в отобранных (рекомендуемых) публикациях и др. и смысловой ее переработки, содержащейся в различных источниках – учебниках, методических материалах, электронной учебной продукции, ресурсах Интернета и др ;

б) умения и навыки письменной фиксации информации для ее последующего использования с помощью различных видов записи (план, конспект, реферат, сообщение, аннотация и др.);

в) умение доложить результаты исследования и подготовить их к опубликованию.

В вузе сложились определенные формы научной самостоятельной работы студентов, которые представлены на рисунке 2.

Научная самостоятельная работа студентов
Учебная исследовательская работа студентов
Научная Исследователь ская работа студентов
Рефератов Докладов Заданий непрерывной педагогической практики Курсовых Выпускных квалификационных работ
Научных докладов Тезисов Статей Долговременных творческих работ Выполнение экспериментальных заданий в период преддипломной практики
В кружках Изготовлении учебно-методических пособий (таблиц, схем, моделей) В изготовлении заданий кафедр, чертежей, схем, плакатов В подготовке лекционного демонстрационного материала, в том числе и с использованием компьютерных технологий
В предметных вузовских, международных олимпиадах В конкурсах на лучшую студенческую работу различных уровней В конференциях - внутривузоских, Казахстанских и Международных В научно - исследовательских проектах, грантах, общеуниверситетских ипредметных кафедр
Основывается на библиографическом поиске учебных, методических и научных источников с использованием ресурсов библиотек и Интернета
Предполагает выполнение студентами  
Предполагает участие студентов