Глобальные революции и смена типов научной рациональности.

Всякий динамический процесс есть единство изменчивости и устойчивости.

1. Традиция («передача, повествование») – передача информации из поколения в поколение.

Возникновение человека означало появление принципиально нового уровня наследственности – наследование опыта с помощью языка. К. Поппер обозначил это качество как «третий мир» (первый – природа, второй – сознание) – язык и фиксация знаний в книгах и т.п.

Традиции – консервация информации – служит радикальным средством ускорения прогресса системы.

Наука – одна из высших форм функционирования информации и поэтому не может не подчиняться этой закономерности (для прогресса необходим опыт).

Научные традиции – важная предпосылка научных революций. Как совместить традиции и революции?

Ответ – в законе отрицания отрицания (в философии) и в принципе дополнительности Нильса Бора (в науке). Устаревшая система информации подлежит замене на новую, т.к. ее содержание вышло за границы меры. Отрицание старой системы информации предполагает момент преемственности, т.е. сохранение всего дееспособного, что есть в старой системе и его включение в новую.

Кроме преемственности осуществляется принцип повторения – отрицание отрицания.

«Всякое нетривиальное знание дополнительно, т.е. оно истинно и эффективно только для определенных условий и времени».

Принцип соответствия: устаревшая система информации (старая теория) не отбрасывается полностью, а включается в новую в качестве ее частного случая.

Следовательно, отношение к научной традиции должно быть всесторонним, гибким, конкретным, а не догматическим, однозначным. Поэтому для развития науки неприемлем как догматический традиционализм, так и релятивистский критицизм.

Первая форма традиций в науке: принцип преемственности в развитии научного знания, опора на все рациональное, что было добыто на прежних стадиях развития человечества (сохранение всей старой информации – важнейшая функция науки).

Вторая форма – сохранение всякой научной информации, как рациональной, так и нерациональной.

Третья форма – конвенциональная научная информация (соглашение о единицах измерения, условных обозначениях, формах организации научных исследований).

Четвертая форма – вербализованные (текстовые) и невербализованные (неявные, содержащиеся в подтексте, технология формирования аксиом, интуитивное знание) научные традиции. Научные традиции могут быть не только стимулятором, но и тормозом, если знание абсолютизируется, догматизируется.

Прогресс науки (по Т.Куну) состоит из двух периодов – нормальной науки и научных революций.

В периоды нормальной науки в сферу циркулирующей научной информации отбирается заданная тематика, открывают то, что желают открыть, остальное считают ошибкой методов.

Имре Лакатос – все зависит от программы научных исследований. Теоретический дилетантизм Менделя способствовал открытию законов наследственности. Теоретическая односторонность его коллег – недооценке его значения. Следовательно, для прогресса науки важны как эмпирический профессионализм, так и теоретическая раскованность.

По мнению Т.Куна, нормальная наука в очень малой степени ориентрована на фундаментальные открытия. Усваивается как правило ожидаемое, все, что не попадает в область ожидаемого, рассматривается как ошибка. Пока ученый занят нормальной наукой, он реализует методологию парадигмы, но не проверяет ее как таковую. Только под напором резко возросшего числа эмпирических данных, не соответствующих теоретическому базису, возникает проблема проверки самого базиса. Сам факт такой проверки говорит о кризисе в науке, приводит к появлению альтернативной парадигмы или к научной революции, в результате которой возникает новая парадигма. Несоизмеримость, радикальные качественные различия между предыдущей и последующей парадигмой. Кун считает неправильным представление, по которому наука приближает нас к какой-либо цели.

Научная революция – это качественный скачок в развитии научного знания, процесс коренной перестройки оснований в науке, т.е. ее идеала, норм, общей научной картины мира и философской методологии. Например, научная революция XVII века привела к возникновению науки в собственном смысле этого слова, промышленной революции XVIII века, важнейшим сдвигам в развитии науки и практики. Факторы, которые ведут к коренным преобразованиям в науке – открытие новых свойств объектов (радиоактивность), методов познания (эксперимент).

Революции могут быть междисциплинарными…

Кроме объективных факторов на революционный процесс влияют субъективные факторы – авторитет лидеров, их способность раскрыть значение новых исследований в науке, заинтересованность властных структур, и т.д.

В психологическом климате ученых нарастает борьба вокруг сущности новых открытий, между консерваторами, считающими их изменой, отступлением от канонов, и новаторами, которые оценивают новизну и недооценивают преемственность науки.

Под влиянием революций в науке складывается новый тип рациональности. Под научной рациональностью подразумевается тип научной парадигмы, т.е. сложившееся представление об основных направлениях и возможностях научного познания.

В истории науки принято выделять 4 научных революции:

1. XVII век;

2. Конец XVIII века;

3. Конец XIX – начало XX века;

4. Конец XX – начало XXI века;

1. Положила начало экспериментальной материалистической науке в собственном смысле этого слова – переход от авторитарной методологии, к методологии, опирающейся на объективные научные исследования, факты. Основные черты рациональности этой революции: - признание материального единства мира;

- признание принципа детерминизма;

- принцип объективной закономерности явлений;

- причинность и закономерность рассматриваются как однозначные факторы;

- вера в безграничные возможности человеческого разума;

- вера в бесконечные возможности природы подчиняться прихотям человеческого разума.

Способствовала гигантскому прогрессу общества.

2. Не вышла за рамки классической науки, но в ее содержании произошли коренные изменения, возникновение идеи развития, гипотеза Канта-Лапласа о происхождении мира.

3. Однозначная рациональность классической науки заменилась вероятностной рациональностью, в ее основе лежит принцип вероятностного стохастического характера законов природы; возникает неклассическая наука. Логическую основу классической рациональности составляет закон исключенного третьего. Неклассическая рациональность, сохраняя это правило для решения относительно простых исследований дополняет его формально-логическим законом диалектики – единство и тождество противоположного. С точки зрения неклассической рациональности гранью, отделяющей одну группу законов от другой, служит количественная граница меры (параметров порядка) исследуемых объектов. Отсюда выделение трех основных объектов в науке – микро, макро и мегамир. Анализ результатов НТР показал ошибочность принципов классической науки и ограниченность неклассической.

4. Произошла в последние десятилетия XX века как выражение противоречия между невиданными успехами НТП и обнаружившимися опасностями его одностороннего продолжения в глобальном масштабе. Основу четвертой НТР составили открытия и расчеты Римского клуба об опасности бессистемного воздействия на природу. Поэтому возникает потребность в новом целостном взгляде человека на мир и его составные части как на единую целостную систему – постнеклассическая наука. Особенности постнеклассической рациональности – выводы синергетики и философии глобального эволюционизма. Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, ставящее своей стратегической задачей познание общих принципов, лежащих в основе самоорганизации систем самой различной природы(социальных, физических, химических). Это дает основание рассматривать методологию синергетики в качестве ядра современной методологии научного исследования.

Предшественник и методология философии синергетики – общая теория систем Л. Берталамфи, кибернетика Н. Винера, нелинейная математика, а также разделы естественных и технических наук, исследование процессов эволюции сложных систем. Синергетика – это призыв человека к новому диалогу с природой. Синергетическая картина мира включает в себя человека, который должен осознать свою роль и ответственность не в качестве покорителя природы а в качестве участника сотворчества с природой, подчиненного законам коэволюции с ней.

Синергетика – постнеклассическое научное направление, вызванное к жизни необходимостью нахождения адекватных ответов на те глобальные вызовы, с которыми сталкивается развитие современной цивилизации в целом. Синергетика характеризуется высокой степенью толерантности, т.е. терпимости к инакомыслию, это выражается в том, что наряду с подтверждением или опровержением теории синергетика ищет область применимости опровергаемой теории по принципу дополнительности.

Синергетика ищет диалог с философскими дисциплинами, наиболее продуктивный – с методологией диалектики. Во всяком хаосе есть элементы порядка, в порядке – хаоса.

Сущность концепции глобального эволюционизма:

- мир представляет собой динамическую систему, одним из наиболее ярких показателей этого динамизма служит разбегание галактик (мир не является устойчивой системой).

- каждая подсистема есть открытая динамичная система, поэтому под влиянием внутренних и внешних факторов рано или поздно подлежит разрушению и превращению в хаос, но в соответствии с законами синергетики хаос содержит в себе предпосылки возникновения новой системы.

- особое место в мироздании занимает система, управляемая биотической информацией и разумом, т.е. человеческое общество. Важной особенностью этих двух систем состоит в обладании обширной памятью.

- в этой связи возникает т.н. антропный принцип – «слабый» вариант – возникновение человека должно быть связано с особой эпохой эволюции вселенной.

«сильный» вариант – вселенная по своей природе должна быть такой, чтобы на определенном этапе ее эволюции возник человек.

К таким выводам привел науку процесс ее эволюционного и революционного развития.

Лекция 14 (тема 13)

Раздел Философия медицины

Тема: философия медицины и медицина как наука.

1. Предмет философии медицины. Философия медицины и другие дисциплины. Функции философии медицины.

2. Философские основания медицины: онтологические (бытийные), эпистемологические (теоретико-познавательные), ценностно-нормативные. Проблемы ценностно-нормативных оснований медицины. Позитивизм и постпозитивизм как этапы развития методологии медицины.

3. Новые тенденции в развитии медицины на рубеже 20-21 веков: социологизация, экологизация, гуманизация, индустриализация. Их философский и общенаучный смысл.

Ветеринарные науки относятся к области медико-биологических наук. Рассматриваемые закономерности и принципы относятся и к медицине, но в них есть и особенности, в которых общие закономерности модифицируются, приобретая большую или меньшую остроту.

1. «медицина» - наука о сохранении здоровья человека. В прикладном аспекте она называется здравоохранением. Составной частью медицины является ветеринарная медицина.

Ветеринарная медицина – наука о предотвращении и лечении заболеваний животных. В принципе, это правильное определение, но с точки зрения философии, ветеринарная медицина – это часть общественного здравоохранения, задача которой – использование профессионального опыта и ресурсов для охраны здоровья людей. Задачи ветеринарной медицины – способствовать производству достаточного количества биологически ценных белков, необходимых для питания людей. Это достигается в борьбе с опасными заболеваниями животных, служащих пищей человеку;

путем контроля деятельности по заготовке, хранению, транспортировке и реализации пищевых продуктов и сырья животного происхождения;

борьбы с зооантропонозными заболеваниями (около 150);

проведения сравнительных и фундаментальных исследований, таких как разработка средств борьбы с туберкулезом КРС, позволившая практически ликвидировать во многих странах внелегочные формы туберкулеза, разработка очищенного туберкулина, вакцины из микобактерий бычьего типа;

охрана здоровья животных-друзей человека.

Роль ветеринарных врачей недооценивается из-за неучастия их в лечебном процессе и вследствие узкого понимания здравоохранения.

Предмет философии медицины – если гуманитарная и ветеринарная медицина исследуют закономерности и способы деятельности по охране здоровья, то философия медицины исследует специфику всеобщих законов бытия и мышления в сфере общественного здравоохранения.

Соотношение философии медицины и других медицинских дисциплин – по принцину диалектических категорий «единичное» и «общее», где единичное (специфическая сторона предмета) – это медицинские дисциплины, а общее (то, что присуще всем предметам) – философские закономерности.

В простейших системах могут быть актуальными только специфические свойства предмета, а при решении сложных задач требуется учитывать и общие, открывающие новые проявления законов.

Философия медицины исследует общие проблемы медицинской теории и практики, а конкретные медицинские дисциплины поставляют проблемы для научных исследований и эмпирический материал для философских обобщений. Но философия медицины опирается не только на опыт философских дисциплин, но и на опыт других наук. Философия медицины – конкретизация общих принципов философии науки применительно к данной сфере научной деятельности.

В обыденных взглядах на философию нередко высказывают мысль о ее бесполезности. (комедия Аристофана «Облака», 423 г. до н.э. высмеивает Сократа, Г. Гейне, стих «Вознесение»). Ошибки самой медицинской теории – абсолютизация отдельных направлений, открытий, крайностей.

2. Философские основания медицины – исходные принципы мышления, выведенные из обобщения всех наук, на основании которых могут успешно решаться конкретные проблемы теории и практики.

Разделы философских оснований медицины:

- онтологические (онтология – учение о бытии) – состоит в выяснении природы бытия мира, частью которого является жизнь, здоровье и болезни человека и животных. Бытие – предельно общая категория, абстракция от всех свойств, все, что существует. Бытие представляет собой единство материального и духовного.

Материальное бытие как объективная реальность несотворимо и неуничтожимо (закон сохранения).

Духовное бытие или субъективная реальность – сотворимо субъектом и уничтожимо (как информация – забвение, или нет того, кто воспринимает информацию).

Материальное бытие – первичный источник и носитель духовного бытия (ЦНС, книги, музыка, танец как выражение мысли). Духовное бытие не только отражает материальное, но и творит его посредством материальных носителей (превращение больного в здорового посредством знаний – лечение). Духовное бытие – не просто отражение, а средство преобразования. Знание является инструментом. Духовное бытие – средство совершенствования материального бытия. Из сказанного вытекает актуальность эпистемологических и ценностно-нормативных оснований медицины.

- эпистемологические – репродуктивная (воспроизводящая) часть субъективной информации (диагноз).

Эпистемологические основы – репродуктивная часть духовного бытия и мышления врача. Главная цель познания – постижение истинной информации о сущности вещей. Однако истинная информация не может быть самоцелью духовной деятельности, а лишь средством для прикладной деятельности (ценностно-нормативной). Поэтому эпистемологические основы медицины дополняются ценностно-нормативными основами.

Под ценностями подразумевают внешние идеалы деятельности человека: Свобода, Истина, Добро (справедливость), Красота – связующее звено между репродуктивной и продуктивной информацией, между эпистемологическими и ценностно-нормативными основами.

Для принятия решения человек руководствуется ценностями. После этого начинается нормативная деятельность. Проективная часть – решение врача, консилиума.

Ценностно (для излечения) – нормативные (взять норму, дозу) – единство эпистемологических и ценностно-нормативных оснований.

Одним из важных условий формирования целесообразных мотивов 9основанных на эпистемологической деятельности) служит связь философии и медицины. Гиппократ: «медицина столь же мало может обходиться без философии, сколь последняя – без медицинских фактов».

Ф. Бэкон: «медицина, не основанная на философии, не может быть надежной».

Принцип дополнительности. К. Лоренц назвал диалектику Гераклита «святым духом» науки.

Но в реальной методологии наибольшее влияние оказал позитивизм.

Постпозитивизм подверг критике позицию позитивизма, но критицизм К. Поппера отрицал преемственность научного знания. И. Лакатос – исследовательские программы – существует не истина, а субъективный план. Т. Кун – в нормальной науке существует не объективная истина, а парадигма. Глобальный эволюционизм с синергетикой в своем основании.

3. В современных условиях прогресс цивилизации как прогресс науки не только обусловил скачок в развитии здравоохранения до современных сверхсложных методов, но породил и новые болезни цивилизации (выключение человека и домашних животных из системы естественного отбора, искусственный отбор возбудителей заболеваний в результате антиэпидемиологических мероприятий, гиподинамия как источник болезней, развитие транспортных сетей - распространение болезней, использование кормовых антибиотиков).

Изменение на рубеже 20-21 веков:

Социологизация медицины означает преодоление узко лечебного подхода к организации медицины, предполагает решение общих социальных проблем с учетом здоровья человека.

Роль ветеринарной медицины: - общие ветеринарно-эпидемиологические проблемы;

- лабораторные исследования;

- производство и контроль биопрепаратов;

- контроль качества продуктов питания;

- контроль качества лекарств;

- охрана окружающей среды.

«проблемы ветеринарной безопасности России» - трансгенные животные,

- новое поколение препаратов,

- мероприятия по профилактике,

- производство продуктов выросло вдвое,

- животноводство в кризисном положении.

Гуманизация (очеловечивание) – превращение медицины в политическую науку, т.е. медицинские проблемы не могут быть решены только медицинскими специалистами.

Экологизация – внедрение и развитие в сфере медицины и общества в целом экологической культуры (=уровень осознания экологических проблем и рациональных способов их решения).

Индустриализация – прогресс медицинской техники, его эффективность зависит от системного применения.

Качество здоровья в России – 1,3 по 5-ти балльной шкале.

Тема 14

Методологические проблемы нормы и патологии в медицине.

1. Понятие нормы и патологии. Критерий их различия.

2. Болезнь и патология (структура и функции, специфическое и неспецифическое, общее и местное в патологии, приспособительные компоненты в патологии, патология и системный подход).

Главная функция медицины – охрана здоровья и борьба с болезнями, поэтому основной вопрос философии медицины – выяснение характера нормы и патологии.

1. «патос» - болезнь, страдание, «логос» - учение. Патология – наука, изучающая процесс болезни, теория болезни; этот термин употребляется также для обозначения болезни.

Альтернатива патологии – норма (отсутствие патологических изменений).

Носителем состояния нормы и патологии является жизнь, а жизнь – это открытая система, находящаяся во взаимодействии со средой.

Жизнь – система, с помощью механизма управления и регуляции поддерживающая устойчивость своего состояния – гомеостаз и противодействующая энтропии – рассеиванию информации и энергии за счет увеличения энтропии среды.

Антиэнтропийные возможности живого организма не беспредельны. При достижении определенного уровня воздействия среды на организм в нем происходит нарушение нормального функционирования – возникает состояние болезни (патологии), что отражает переход количества в качество при достижении уровня меры (параметра порядка).

Древнегреческие философы выводили состояние нормы как меры в обобщенном значении этого слова как выражение красоты, гармонии, полезности, равновесие стихий.

Аристотель рассматривал норму и патологию в их единстве, а уродство – как крайнее проявление изменчивости живого, которое возникает вопреки не природе, а лишь большинству природных явлений.

Возникновение человека разумного означает появление системы, которая через познание сущности заболевания разрабатывает способы противодействия заболеванию.

Так возникла деятельность, которую стали называть охраной здоровья, врачеванием, медициной.

Однако живой организм представляет собой сложную, диссипативную систему, в которой оценка состояния нормы и патологии находится в таком многообразии проявлений, при котором рассудок, привыкший различать события по принципу дихотомии…

Патология – то, что не встречается у большинства особей данного вида.

Некоторые ученые отрицают понятие нормы и патологии. Это затруднение связано с привычкой классической науки однозначного решения возникающих проблем и в связи с этим попыткой найти абсолютную грань между нормой и патологией. На основе однозначного мышления делают вывод о произвольности всякого рассуждения о норме.

Петленко, Попов «Диалектика клинического мышления»

«нормальных людей не существует» (Уильямс «Биохимическая индивидуальность организма»). Рациональное зерно в том, что понятие «норма» неоднозначно, не абсолютно, включает в себя элементы патологии.

Альтернативой такому (релятивистскому) подходу служит метод диалектики и синергетики.

Первый принцип – единство противоположностей (хаоса и порядка – в синергетике),

Второй принцип – мера как количественный интервал качества (параметр порядка).

Из первого принципа вытекает отказ от попытки проводить абсолютную грань между нормой и патологией.

Н П

 

 

Н П

 

 

Такой подход означает невозможность абсолютной грани, а полосу перехода между нормой и патологией. К аналогичному выводу приходит синергетика с точки зрения соотношения хаоса и порядка.

Всякая система, в том числе норма и патология, характеризуется определенной устойчивостью благодаря действию определенных законов, но связь этой системы с другими системами приводит к модификации, т. е. изменению свойств действия законов, т. е. к неоднозначности системы, стохастичности проявления законов. Вариабельность не безгранична. Динамической гранью служит количественный показатель качества - интервал меры (с точки зрения диалектики) или параметр порядка (в синергетике).

Исходя из этого, в БМЭ предлагается следующая формулировка: норма – это интервал, в пределах которого количественные колебания психофизиологических процессов способны удерживать живую систему на уровне функционального оптимума.

Функциональный оптимум – оптимальная зона, в пределах которой организм не переходит в патологический уровень саморегуляции.

Патологическое состояние – стойкое отклонение от нормы, имеющее биологическое отрицательное значение для организма. «оптимум» - наилучший, предполагает некую точку, но мы используем в качестве меры, наилучшее из нормального.

Смысл интервалов нормы состоит в том, что каждый организм имеет свой масштаб величины нормальности.

А. Кнойкер: «Норма в медицине - фикция, не поддающаяся никакому научному определению, она всецело субъективная и произвольно рассматриваемая ценность, суть, понятие и состояние, гносеологически хотя и мыслимое, но на практике не выражающее ничего конкретного и определенного». (сторонник классической однозначности).

Т.о. абсолютной грани между нормой и патологией нет. Состояние, которое мы называем нормой, включает элементы патологии и наоборот. Вместе с тем эти состояния диаметрально противоположны.

Как отличить норму от патологии?

Первый вариант – по работоспособности (продуктивности) – нечеткий, расплывчатый критерий.

Второй вариант- нормальное состояние здоровья определяется оптимумом функционирования и развития организма – более предпочтителен. В кибернетике оптимум сливается с нормой. = критерий оптимальности.

Мотив противопоставления оптимума и работоспособности – есть много анатомо-физиологических проблем, не снижающих работоспособность.

Под оптимальным функционированием понимают протекание всех процессов в системе с наибольшей возможной слаженностью, экономичностью и эффективностью.

Оптимум – лучшее из реально существующих однородных состояний, более всех соответствующее определенным условиям и задачам. Для нормального функционирования живого фундаментальное значение имеет жизнеспособность системы, основанная на внутрисистемных отношениях, а также адаптационная способность живого, без которой невозможно поддерживать нормальное состояние функционирования и развития. К числу важных адаптаций относится конкурентоспособность. Т. о. нормальной живой системой является система, адаптированная к среде и конкурентоспособная в процессе взаимодействия с себе подобными, а норма есть биологический оптимум живой системы, интервал ее оптимального функционирования. Этот интервал имеет подвижные границы, в рамках которых сохраняется связь со средой и внутри системы. Среднестатистическое должно быть дополнено биооптимальным.

2. Болезнь – объект исследования патологии, всякое нарушение жизнедеятельности организма, выражающееся физиологическими и морфологическими изменениями, возникающими в результате воздействия на организм неблагоприятных условий внешней среды.

Причины – экзо- и эндогенные (наследственность, конституция).

Раздел патологии, изучающий условия развития болезней называется патогенезом.

Болезнь представляет собой два взаимосвязанных процесса – повреждение определенных морфологических или функциональных систем и защитно-приспособительная реакция организма, направленная на компенсацию нарушений функции. Поэтому болезнь – это активный процесс аварийной перестройки всех функций организма, направленный на устранение источника патологии и компенсацию повреждений.

Вместе с тем существуют такие проявления, как недуги старости, послеродовое состояние женщины, которые болезнями не являются.

Разрушение не является чем-то абсолютно чуждым жизни. Основной принцип жизни на клеточном уровне – единство разрушения и созидания, некоторые патологические процессы являются продолжением жизненных – некроз. «скачок биохимии в химию мертвую».

Т.о. патология – это комплексная наука, изучающая закономерности возникновения, течения и исхода заболеваний, основанная на фактическом материале медико-биологических дисциплин.

Патология – описание, объяснение и прогнозирование (основные функции науки) заболеваний, служащее основанием для выработки способов предупреждения и лечения заболеваний.

Общая и частная патология. «в общей патологии сконцентрирована информация, помогающая сформировать медицинские знания в их полноте. Ее нельзя отождествлять с такими разделами как патофизиология или патанатомия» (Пашутин).

В учебных заведениях общая патология сводится к патофизиологии.

Функции общей патологии конкретизируются в частных патологиях:

- инфекционная,

- неврологическая,

- сердечно-сосудистых заболеваний,

- дыхательных и других системных форм заболеваний,

- краевая (географическая),

- молекулярная,

- экспериментальная,

- болезней животных,

- сравнительная (эволюционная).

Специфическая и неспецифическая патология связана с возникновением разновидностей известных медицине типов заболеваний (диалектическая категория «особенное»). Возникновение атипичных форм заболеваний иллюстрирует воздействие на патологический процесс случайных факторов.

Общая и местная – масштабы патологических расстройств всего организма или его локального участка. Приспособительные компоненты связаны со способностью систем организма к осуществлению репаративных действий, необходимых для сохранения его целостности. Все это подтверждает выводы Сиденгама, что болезнь – форма самозащиты организма.

Сложность структуры и функции – принцип системности. Классической альтернативой системного подхода была теория Вирхова, в основе которой был принцип аддитивизма (сложения) – болезнь организма есть сумма болезней клеток. Особенно возрастает значение принципа системности в современной науке. В его основе – принцип дополнительности (никакая информация не может быть абсолютной и окончательной из-за несводимости высших систем к низшим). Сущность живого биологична, а основа жизни – биофизикохимичная.

Неправомерна абсолютизация каких-либо частей (гуморальная теория, ятрофизика, биохимия, органопатология Морганьи, биоценотический, биосферный принцип), но нельзя и отвергать какую-либо часть.

Учет как можно большего числа факторов и выделение актуального на данный момент.

Т.о. анализ центральной проблемы медицины показывает актуальность философской методологии и принципа системности.

 

Тема 15

Причинность в медицине

1. Категории причины и следствия, случайной и необходимой причины, следствия возможного и действительного.

2. Принцип детерминизма постнеклассической науки.

3. Монокаузализм и кондиционализм в этиологии

4. Болезнь как нозологическая единица. Причинно-следственные проблемы в патологических процессах.

Главная задача медицины – борьба с болезнью. Первый шаг в этой борьбе – выяснение этиологии и патогенеза болезни.

1. 3 пары категорий диалектики из 6 составляют каузальную группу диалектических категорий.

Причина – фактор или совокупность факторов, обусловливающих возникновение данного явления.

Следствие – результат действия причины.

Связь причины и следствия однонаправлена, но в сложных связях причинно-следственных отношений они переходят друг в друга. Кроме того, действие причины может быть усилено, ослаблено или нейтрализовано условиями. Условия – совокупность факторов, способствующих или препятствующих наступлению следствия.

Повод – субъективный фактор, не играющий существенной роли в наступлении следствия, но выдаваемый заинтересованной стороной за причину.

Познание человеком причины явлений позволяет находить способы достижения благоприятных следствий и избегания неблагоприятных.

Незнание причины служит мотивом мистификации действительности. Дополнительность знаний показывает, что всех причин человек познать не может в конечный срок, но нет и принципиальных границ познания причинных связей.

Причины и следствия бывают необходимые (закономерное следствие, т е следствие, вызванное закономерными причинами) и случайные (не отделены от необходимости, есть лишь форма проявления необходимости, обусловлена взаимодействием данной необходимости с другими).

Познание необходимой причины дает возможность открыть устойчивые факторы бытия и опираться на них в своей деятельности. Познание случайностей дает возможность использовать их благоприятное проявление для развития успеха в деятельности человека и нейтрализовать неблагоприятные случайности при помощи запасов, резервов, сил и средств, а также при помощи превентивных действий (прививки, диспансеризация). Кроме реальных (действительных) следствий существуют потенциальные (возможные) следствия (категория возможного (потенциальное, будущее следствие действующей причины) и действительного (наступившее следствие)).

Существуют 2 способа реализации возможности в однозначных и вероятностных детерминациях.

Однозначная закономерность:

Действительность возможность действительность1 возможность1 …

 

 

Вероятностная детерминация:

Действительность Возможность1 Х возможность1' Х

Возможность2 действительность2 возможность2’

Возможность3 Х

Свобода есть только там, где есть случайность, но она затрудняет реализацию свободы

2. «детерминаре» - «определять». Детерминизм - философский принцип, утверждающий всеобщность причинно-следственных связей. Всеобщность причинности вытекает из принципа всеобщности связей.

В истории философии принцип детерминизма выступал либо в системной диалектической, либо в упрощенной форме (абсолютизация закономерных связей и отрицание случайностей).

Демокрит, Гольбах, Лаплас – случайность – незнание законов.

Т.о. с точки зрения постнеклассической науки причинность всеобща, а закономерность дополнительна, она сочетается с хаосом случайности. Не абсолютизируя законы, современная наука не допускает абсолютизации и случайностей, хаоса как совокупности случайностей. Такое диалектическое понимание причинности и детерминизма является ключом к пониманию причинности в медицине.

3. Принцип причинности означает, что всякое изменение в живой системе детерминировано материальными взаимодействиями этой системы с факторами внешней и внутренней среды. И.П.Павлов: «Только познав все причины болезней настоящая медицина превратится в медицину будущего» - это невозможно)).

«знание причины – существеннейшее дело медицины. Наше объективное объяснение есть истинно научное, т.е. всегда обращенное к причинности, всегда ищущее причину».

В клинической практике причина выступает как этиология и патогенез.

Причинная связь в высшей степени многогранна, разнообразна и сложна. Еще Гиппократ говорил, что «каждая болезнь имеет свою естественную причину и ничто не совершается без естественной причины».

Авиценна: «Познание всякой вещи достоверно и бывает совершенным через познание ее причины».

Поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезней.

Клод Бернар: «детерминизм есть признание закона всегда и везде».

А. Везалий: «человеческий организм – сложная машина»

2 направления: монокаузализм – причиной заболеваний является только возбудитель болезни, основатель – Роберт Кох; кондиционализм – влияние условий среды наряду с причиной. (Ф. Лёффлер установил факт бациллоносительства. Кондиционализм привел к индетерминизму – полному отрицанию причинности.

Давно замечено, что болезнь детерминируется взаимодействием внешних и внутренних факторов, поэтому неправомерен как монокаузализм, так и кондиционализм.

4. Хотя болезнь не сводится к нарушению состояния организма, но она возникает именно с угрозы возникновения нарушения. Болезнь как нозологическая единица есть система каузальных, следственных и кондициональных отношений в организме, обусловливающих сущность патологического процесса. Главным фактором специфики причинности в патологии является реактивность («противодействующий») органического детерминизма.

До возникновения болезни всякое воздействие на организм нейтрализуется. Болезнь возникает тогда, когда требуется чрезвычайная мобилизация всех сил, резервов организма (Г. Селье).

В связи с этим возникло представление о таинственной силе, вызывающей заболевание. «энтелехия» - некая сверхъестественная сила, идеальная цель (Г. Дриш, 19 век).

«ассоциативно-финальное детерминирование» (К. Фрерике), которое возникает из целостной организации, включая трансцендентную. «целеустремленность» - некая цель, вызывающая заболевание. Целесообразность – термин заимствован из человеческой деятельности, в которой существует субъективная цель.

Человеческая (абстрактная) цель возникает как результат переработки сущностной информации, которая у животных отсутствует, т. к у них нет абстрактного мышления.

В человеческой деятельности выбор целесообразного варианта действия осуществляется усилием воли.

В стихийных процессах выбор оптимального варианта осуществляется фактом эффективности данного варианта действий.

Закон креативности (творчества нового), осуществляемой через хаос, открыт И. Р. Пригожиным («креативность в науках и гуманитарных знаниях»).

Природная целесообразность играет огромную роль.

Факт надежности живых систем. Принцип избыточности живых систем служит гарантом надежности функционирования организма:

- избыточность структуры и управления;

- функциональная гибкость, способность к адаптации;

- дублирование;

- совершенство и быстрота использования сетей обратной связи;

- динамичность взаимодействия звеньев саморегулирующихся систем.

Масса активной ткани любого органа в 5-15 раз больше необходимого.

Г.Селье: «стрессорные реакции являются целевыми». Адаптивные гормоны – связующее звено.

Неуправляемая и управляемая причинность – органическая реактивность живого организма – направленное ответное действие для создания благоприятных условий для организма.

Нарушение нормальной реактивности организма. Закон реактивности живых систем.

Генотипическая норма реакции всегда уже и меньше фенотипических норм.

 

Тема 16

Методологические проблемы диагностики

  1. сущность процесса познания как репродуктивной подсистемы системы сознания.
  2. диагностика как специфическая форма познавательной деятельности.
  3. проблема истинности диагноза.

Диагноз («диагнозис» - распознавание) – мыслительный процесс определения характера и сущности заболевания на основе всестороннего исследования состояния больного. Постановка диагноза – разновидность познавательной деятельности.

  1. в самом общем плане познание – это часть деятельности, которая остоит из двух подсистем: репродуктивная (получение исходной информации) и продуктивная.

Эта структура деятельности полностью совпадает со структурой нервной деятельности.

Познание – процесс отражения материального и духовного бытия, необходимого для рационального взаимодействия человека с миром. Как и всякое управляемое взаимодействие, деятельность человека состоит из двух подсистем – репродуктивной (обратная связь/познавательная деятельность) и продуктивной (прямая/управляемая связь/практическая деятельность/клиническая диагностика).

По своим функциям познание относится к информации, передаваемой по афферентным волокнам от периферии к центральной нервной системе (аналогично по общей структуре). Так же, как афферентная информация, познание служит информационной базой для принятия практического/клинического решения.

Субъект познания – человек или группа людей, осуществляющих познавательную деятельность (в том числе все человечество).

Объект познания – материальные/духовные предметы, на которые направлена познавательная деятельность субъекта.

Но в отличие от афферентной информации, где поток направлен от периферии к центру, информационный поток в сфере познания носит более ложный характер. Основной поток направлен от объекта к субъекту, но он обеспечивается потоками противоположного направления (4 направления).

От субъекта к объекту: - формирование способов и форм познания;

- конструирование субъектом идеальных образов познания вещей (понятий);

- наложение на текущую информацию прошлого опыта (апперцепция);

- социальные установки и социальные заказы.

В отличие от афферентной информации, реализуемой на уровне явления, познание человека реализуется на двух уровнях – чувственное и логическое.

  1. диагноз – логическая формула, в которой отражается заболевание и состояние больного в понятиях современной науки.

Следовательно, в функциональном плане диагноз выступает как специфическая форма познавательной деятельности, создающей информационные предпосылки для лечебных и профилактических действий.

Субъектом диагностических действий является врач, т. е. человек, обладающий медицинской теорией, врачебной техникой и семиотикой, а также развитым логическим мышлением.

Объект диагностики является человек или животное, страдающее реальными или потенциальными патологическими изменениями в организме.

Постановка диагноза – решение научно-познавательных задач, опирающееся на данные медицинской науки.

В организационном плане диагноз – часть практической деятельности врача. Т. о., диагноз относится к двум формам деятельности: по функции – познавательная, а организационно – практическая.

Качественные отличия диагностики от научных исследований в медицине.

Критерии Научные исследования диагностика
Главная задача Открытие новых законов Решение конкретных задач, обеспечение профилактики и лечения на основе имеющихся законов
Предмет Общее и существенное в патологии Выяснение единичного/специфического в заболеваниях данного индивида
Объект Идеальный объект Конкретный больной
Задача Открытие новых заболеваний Фиксация индивидуальных особенностей заболевания

В диагностическом процессе выделяют два основных этапа: аналитический (собирание фактов и данных о болезни) и синтетический (сопоставление, проверка фактов, формулировка выводов – логический этап).

Патогенез каждого симптома. С нарушением структуры или функции какого органа связан данный симптом. Установление причинно-следственных связей. Но анализ – это только начало исследования, первый этап. Синтетичский этап – мысленное соединение составных частей, свойств патологического процесса, изучение его как единого целого. Задачи: - связать симптомы в единую патологическую картину;

- выделить из сложной картины болезни комплекс решающих симптомов и высказать предположение о нозологической форме заболевания;

- попытаться оценить всё состояние организма больного и с этой точки зрения определить единую картину заболевания, если не удаётся – высказать гипотетическую картину.

Для решения этих задач необходимы ка специальные знания, так и логическая грамотность врача.

Синтез не может означать простого ложения всех сведений в аморфную совокупность. Выделить в множестве симптомов основное звено. В диагностической литературе сложилось две противоположных точки зрения на результаты диагностики:

- для врача имеет значение лишь конкретная картина заболевания, общие рассуждения лишены смысла (позитивизм);

- патологический анализ есть высшая стадия диагностического процесса.

Идеальный объект, созданный на основе реальных фактов.

17 классов заболеваний – рубрики, подрубрики.

  1. истина – адекватное отношение познающей мысли объекту познания, и характеристика одного из главных свойств исследования мысли, без учёта которого нельзя сформулировать и выработать рациональные рекомендации.

Истина по своей сущности однозначна, но в чистом виде не существует, только по отношению к мысли, а мысль - ..., поэтому в сложных явления неоднозначна/относительна.

Диагноз – мысленный процесс подведения обнаруженных элементов отклонения от нормы под нозологическую номенклатуру. Истинность диагноза состоит в адекватности картины болезни, выраженной в нозологических терминах, фактическому состоянию больного. Следовательно, в истинности диагноза адекватность деятельности субъекта опосредована объектно-субъектными отношениями нозологической терминологией.

Если есть ошибки в нозологии или патологии - врач не виноват.

Если врач открыл эти ошибки, это не достоинство диагноза, а вклад в теорию.

Источники ошибок диагностики: - возможность неточности исследований эмпирической информации;

- элементы неопределенности в патолого-нозологической трактовке заболеваний;

- мыслительные способности врача.

Т. о., можно рассчитывать лишь на относительную истинность диагноза.

Диагноз должен настолько точно отражать состояние больного, чтобы быть основой.

Диагноз бывает ошибочный (болезнь, которой не существует) и просмотренный (обнаруженный, среди других заболеваний).

Проверка качества диагноза: - сличение клинического и патолого-анатомического диагноза;

- сличение диагноза при направлении и патолого-анатомического диагноза;

- сличение диагноза при направлении и у выписавшегося больного.

Ошибки. Причины объективные (недостаток знаний, оборудования) и субъективные (невнимательное отношение к процессу диагностики, субъективное восприятие явлений органами чувств врача и его моральные качества.

Логические ошибки: - поспешное обобщение вследствие нарушения элементарных правил обследования больного;

- заключение о причине: после этого не значит вследствие этого;

- ошибочное применение аналогии;

- пост фактум – диагноз по результатам лечения.

Самое совершенное знание логики не может предотвратить от ошибок – принцип дополнительности.

Логические доказательства правильности диагноза (ссылки на факты или эмпирические зависимости, истинность которых доказана или общепризнана; ссылки на твердо установленные определения понятий в науке; ссылки на законы науки) и опровержение неправильного диагноза (обнаружение ошибочности аргументов оппонента, обнаружение ошибочности логических правил или законов диалектики, опровержение тезиса (диагноза) путем установления ложности следствий, недопустима ссылка на авторитет или молодость оппонента).

Доказательства бывают прямые и косвенные.

Критерии истинности диагноза: - степень совпадения диагноза одних медицинских учреждений с другими;

- степень совпадения клинического и патологоанатомического диагноза (не является абсолютным);

- по ходу и результатам лечения.

Тема 17.

Основные проблемы эпистемологии в медицине и проблемы врачебного творчества.

  1. Эпистемология – теория научного познания.
  2. Особенности медицинской эпистемологии.
  3. Нанотехнологии и современная медицина.

 

  1. Гносеология (донаучное знание, общая теория познания) – чувственное и логическое познание.

Эпистемология (научная теория познания) – эмпирический и теоретический уровни познания.

Знание – репродуктивное (диагноз) – эпистемология и продуктивное (рецепт) – конструктивно-проективное, созидающее, предписывающее.

Эмпирическое знание – полученное органами чувств, информация об объекте, прямое репродуктивное знание.

Доктринарная (теоретическая) и прикладная (клиническая) медицина.

М И И’ М’, где

М – материальное,

И – идеальное,

И' – идеальное преобразованное,

М' – материальное преобразованное на основе идеального.

 

Эпистемология – учение о научно-теоретическом познании в отличие от эмпирического познания.

Образуется две системы деятельности: теоретическая и практическая.

В философии два типичных односторонних подхода (две крайности): вульгарный материализм и субъективный идеализм. Первый абсолютизирует объективный материализм, все субъективное есть копия. Второй абсолютизирует субъективный аспект: субъект сам творит объект (с принижением некоторых объективных факторов). Стремление подменить науку и идеологию.

С этой точки зрения актуально высказывание об открытой рациональности – уважение к новым фактам и к прежним знаниям.

Бихевиоризм («поведение») – знание человека как результат его механического взаимодействия со средой.

Вывод: субъективное и объективное не просто соседствуют, а взаимно дополняют друг друга и образуют целостность. Новые эффективные методы, сконструированные индивидами, расширяют возможности и порождают новые проблемы. Именно это обусловило развитие общественных отношений (амбивалентность связей).

Основатель синергетики И. П. Пригожин (основоположники – Гегель и Маркс). Современные науки упорядочены синергетикой и диалектикой.

  1. Специфика медицинской эпистемологии определяется сложностью объекта научных исследований. Медицина – первая наука о человеке. Защита здоровья – не только биологическая проблема.

Факторы здоровья:

- материальный достаток;

- общекультурный уровень (санитария, гигиена, физкультура);

- социальный статус личности;

- развитие физической культуры и спорта в стране;

- организация профилактических мероприятий;

- уровень организации лечебных учреждений.

«Для подлинного врача живой индивид выступает как теорема; единство индивидуального, особенного и общего» (Гегель).

В медицине принято выделять две подсистемы: теоретическая и практическая.

Доктринарная считается наукой, а клиническая – искусством – амбивалентны – и то, и другое.

По мнению Фр. Дюшара, - «Всякий может стать ученым, но не каждый может стать клиницистом, ибо клиника – это искусство, а художником может быть не каждый».

- сложность и неотложность принятия решения;

- повышенная эмоциональность профессии и высокая физическая нагрузка;

- латентность болезней;

- большое значение всесторонности лечения;

- значение единства логики и интуиции.

  1. Значение наблюдательности;
  2. Целеустремленность без предвзятости;
  3. Объективность в сочетании с гибкостью;
  4. Решительность в принятии плана действия.

И. П. Павлов: «Изучая, наблюдая, экспериментируя, не останавливайтесь на поверхности фактов, не становитесь архивариусами фактов, а с помощью фактов ищите законы».

Оптимальные формы реализации этих принципов. Успехи клинической медицины служат подтверждением или опровержением клинической медицины, формируют общие проблемы.

«Медицина во многих отношениях может быть выше физиологии» И. П. Павлов.

  1. Нанотехнологии – это направление в науке и технике, основанное в конце ХХ века, в основу которого заложены манипуляторы, способные передвигать и комбинировать атомы любого вещества.

Можно синтезировать молекулы любого вещества, сырьем может быть любое другое вещество.

В основу нанотехнологии положено два открытия:

1 – Фейнмасс (США) – большие пространства между атомами;

2 – создание немцами сканирующего микроскопа.

Основной технической единицей нанотехнологии служит наноманипулятор с производительностью 1 млн. манипуляций в секунду. Ими снабжены нанороботы с программами производства; с помощью таких нанороботов (размером не больше бактерии) можно создать объект быстро и недорого – «скатерть-самобранка».

Теоретически с помощью этих технологий можно устранить любую патологию в организме: убрать атеросклеротические бляшки, опухоли и перепрограммировать генетически все клетки организма.

«серая слизь» - вышедшие из под контроля нанороботы.

- по собственному усмотрению индивида изменять его внешний облик до неузнаваемости;

- проект бессмертия – воскрешение человека;

- экспансия в космос.

 

Тема 18

Методологические проблемы здоровья.

  1. Клиническая медицина как специфическая форма деятельности.
  2. Здоровье как предмет медицины. Понятие валеологии. Проблема здорового образа жизни. Качество жизни.
  3. Профессиональное и непрофессиональное представление о здоровье и болезни.

 

  1. Деятельность

 

М И И ’ М’

 

Отражение Созидание
Распредмечивание, формирование нематериальной формы объекта Опредмечивание, превращение мысли в материальный объект, конструктивно-проективная мысль (проект будущего материального объекта)
Теоретическая медицина Практическая, клиническая медицина

 

М – материальный объект (идеальный в материальном носителе);

И – идеальное (отражение материального);

И' – конструктивно-проективная мысль (проект будущего материального объекта);

М' – реализованный проект (искусственный объект).

Б. М. Теплов «К вопросу о практическом мышлении» (1945г.)

Характер связи с практикой различен, практическая деятельность непрерывно подвергается испытанию, а в теории – только конечный результат.

Возможность пользоваться гипотезами для практика ограничена, жесткая нехватка времени.

Клиническая деятельность – продуктивная подсистема медицины, в которой репродуктивную часть составляет теоретическая подсистема.

Необходимость оптимизации конкретизации методов теоретической медицины в клинической практике обусловлена многообразием форм патологии в жизни человека и животных. Клиническая медицина включает в себя клиническое мышление как первичный фактор деятельности.

М. Я. Мудров, основатель русской клинической школы, называл клиническое мышление искусством.

Дятьковский – science et art medica «совершенство медицины зависит от знания и искусства» (искусство употребления познанный законов).

Шердаков: «Умение отобрать нужные знания и приложить их к конкретному больному приобретается опытом».

Основные отличия клинической медицины от теоретических исследований в области медицины:

- теоретическое мышление репродуктивно, оно воспроизводит объективную информацию реального бытия. Клиническое мышление, основанное на теоретическом, продуктивно, т.е. оно служит реальным причинным фактором бытия, а не только информацией.

- высшей оценкой теоретического мышления является его истинность. Высшей оценкой клинического мышления является не только истинность, но и эффективность (полезность).

- теоретическое мышление служит информационной основой клинического мышления. Клиническое мышление служит стимулом теоретического мышления. Практическое применение клинических идей служит критерием истинности теоретического мышления.

Процесс формирования клинического мышления существенно отличается от процесса теоретического исследования. Это отличие состоит прежде всего в значительном дефиците информации и времени на принятие решения, а, нередко, и в дефиците средств для принятия решения.

Боткин «Об искусстве в медицине».

Искусство – способность добиваться высочайших результатов в нетривиальных видах деятельности.

Важнейшие требования к клиническому мышлению:

- полиморфизм нозологических форм требует творческого мышления и тонкой наблюдательности;

- объективность мышления, необходимость всячески избегать субъективных оценок;

- гибкость, мобильность мышления, готовность к изменению хода рассуждения;

- целеустремленность, способность подчинить все стороны действий конечной цели;

- решительность действий;

- мышление врача должно соответствовать современному уровню науки. «Сущность образования состоит в самообразовании».

  1. В самом широком плане здоровье – альтернатива болезни.

Толковый словарь Ушакова: -1. Нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма. || Состояние организма (разг.). 2. перен. Внутренняя целостность, неповрежденность, отсутствие внутренней порчи, разложения (книжн.).

 

Авиценна, степени здоровья: - тело здоровое до предела;

- тело в хорошем состоянии;

- не здоровое, но и не больное;

- больное легким недугом;

- больное до предела.

Эта градация представляет собой диалектическое опосредование противоположностей .

Проблемами сохранения и укрепления здоровья здоровых людей занимается медицина здоровья.

Ее основные цели: изучение здоровья человека и животных и методов его активного формирования; прогнозирование и управление здоровьем здоровых людей.

Это направление в медицине было названо валеологией в отличие от саналогии. Главная задача: повышение количества и качества здоровья каждого человека (валеология) и всего населения (саналогия).

Деятельность по обеспечению формирования здоровья. Базой для нее являются средства первичной профилактики, среди которых главное место занимает здоровый образ жизни. С понятием «медицина здоровья» сливается понятие альтернативной медицины, направленной на поддержание здоровья.

Главная цель – повышение общей неспецифической резистентности организма, обеспечивающей незаболеваемость. Степень влияния факторов: образ жизни – 50-52%

Наследственность – 18-25%

Экология – 20-25%

Здравоохранение – 10-15%.

Здоровый образ жизни – такой образ жизни, который обеспечивает сохранение и улучшение здоровья человека.

Образ жизни включает в себя: уровень жизни (количественная сторона, доход на душу населения); уклад жизни (порядок, в рамках которого протекает жизнедеятельность); стиль жизни (способ организации быта на любом уровне и при любом укладе); качество жизни (уровень комфорта, связанный с климатическими факторами).

Факторы, влияющие на сам образ жизни:

- активная деятельность людей по укреплению здоровья;

- единство биологических, социальных и психологических характеристик, определяющих мотивы жизнедеятельности, образцы поведения людей;

- уровень борьбы с бедностью и нищетой;

- индивидуальная ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих.

Личность – субъект своего здоровья и образа жизни.

Роль ветеринарной медицины в укреплении здоровья общества:

- здоровая пища;

-клиническая ветеринария обеспечивает предупреждение и лечение болезней, общих для человека и животных;

- ветеринарно-санитарная служба обеспечивает профилактику антропозоонозов;

- ВСЭ осуществляет систематический контроль за производством, хранением, реализацией продуктов животного происхождения.

  1. В простом случае эти понятия отличаются наличием/отсутствием профессионального образования.

+профессиональный опыт и умение им пользоваться. Кроме продолжительности занятия профессией требуется наблюдательность, способность к обобщениям, воля, способность заставить себя работать над собой, время и материальные средства для этого, общефилософская грамотность.

Борьба со случайностями: - резервы, умение пользоваться случайностью.

Отношение к непрофессиональным деятелям: они тоже профессионалы в своем роде.

Пригожин: «Старая наука была высокомерна, новое мышление требует уважения к традициям».

Тема 19

Этические проблемы медицины.

  1. Мораль как форма культуры и подсистема деятельности. Этика – учение о морали.
  2. Биоэтика – учение о самоценности жизни.
  3. Медицинская этика. Проблемы этики в деятельности ветврача.

Действительность состоит из вещей и процессов, имеющих противоположную ценность. Суть деятельности в том, чтобы осуществить предпочтение, руководствуясь принципом целесообразности (рационально/нерационально) в отношении природы и принципом морали (справедливо/несправедливо) в отношении человека, т.к. человек обладает свободой.

  1. Мораль – форма культуры, в которой все действия в отношении другого оцениваются с позиций добра и зла («моралис» - «нравственный») с основой на совесть, общественное мнение в отличие от права.

Право – нормы поведения, подкреплённые принудительной силой государства.

Мораль и право являются формами культуры, которые определяют направления и способы превращения объективной информации, полученной в ходе познания.

Этика – раздел философии, который изучает сущность морали.

  1. До конца ХХ века этика ограничивалась только человеческими отношениями. В связи с возникновением глобальных проблем существенно возросла социальная ответственность учёных за последствия применения открытий.

Особое место занимает проблема отношения человека к природе – биоэтика.

Биоэтика изучает нравственные критерии и нормативы исследований в области живых систем, в т.ч. исследования на человеке. Т.о., биоэтика, - это осмысление человеком своей неразрывной связи с природой, его ответственности за сохранение окружающей природы.

Биоэтика основана на постулате самоценности жизни, жизни на Земле как уникального космического явления.

Идея неисчерпаемости природы рассматривается как одно из заблуждений европейской цивилизации. Преодоление узко потребительского отношения к природе, осознание близости всех живых существ на планете и ответственности человека за сохранность жизни на планете.

Термин «биоэтика» предложен Поттером в 1969 году, основная идея – благоговение перед жизнью. Этот тезис был сформулирован Швейцером: «Я- жизнь среди жизни, которая хочет жить».

Т.о. сущность биоэтики состоит в философско-этической переоценке достижений в науке и технике с учётом противоречивости научной рациональности.

Биоэтика обосновывает опасение о том, что новые биомедицинские и генно-инженерные технологии, будучи в плену неуёмного рационализма учёных, могут нечаянно приблизить катастрофу земной биосферы, а, вместе с ней, и человеческого разума.

Цель биоэтики состоит в побуждении у учёных совести специалиста, которая бы удерживала их от опрометчивых опытов по созданию новых видов животных и растений, опытов над человеком, методов клонирования.

Закрепление идеалов биоэтики должно помочь решить сложный комплекс проблем, которые возникли по вине учёных.

Требования: - теоретическая обоснованность научных исследований;

- методологическая корректность;

- техническая реализуемость;

- этическая корректность.

Научная рациональность и нравственность составляют целостный социокультурный феномен.

По своему содержанию биоэтика включает 3 основных группы проблем:

- нравственная ответственность ныне живущих перед будущими поколениями за сохранение целостности природной среды;

- гуманное, бережное отношение к животным как средство повышения эффективности труда и уровня этичности в отношении между людьми;

- рациональное и рачительное отношение к подопытным животным.