Алгоритм организации и проведения КДТ.

Первая стадия – предварительная работа воспитателей. Определяется роль данного коллективного творческого дела в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи; намечаются варианты дела, которые будут предложены как возможные воспитанникам; строится перспектива возможного дела.

Вторая стадия – коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем собрании коллектива. Составляется общий план жизни коллектива на очередной период. Третья стадия – коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет план подготовки и проведения КТД, организует микрогруппы для подготовки добрых дел «по секрету». Подготовка мероприятия (КТД) предполагает на завершающем этапе строгое распределение ролей (кто за что отвечает, что делает каждый); определение места и времени его проведения. Само же проведение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполагает, в свою очередь, три этапа: начало, основную часть и окончание.

Пятая стадия в проведении КТД – коллективное подведение итогов. Это может быть общее собрание коллектива или сбор – «огонек», посвященный результатам данного дела. Во многих случаях после проведения мероприятия достаточно простого обмена мнениями: что получилось, а что не совсем, что учесть на будущее.

КТД не завершается подведением итогов. На шестой стадии, тесно сливающейся по времени и содержанию с предыдущей, определяются ближайшие перспективы, выполняются те решения, которые были приняты на общем собрании, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микрогруппам и отдельным учащимся, задумывается и подготавливается новое коллективное творческое дело.

Коллективные творческие дела, в которых аккумулированы коллективные требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более уповать на них, как универсальное средство, когда коллектив еще не сформирован. Если большие мероприятия могут быть 3-4 раза в году, то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия, решают множество более или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности.

Трудовые дела (атака трудовая, десант трудовой, подарок далеким друзьям, почта трудовая и т.д.). Цель трудовых дел – обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни. Познавательные дела (вечер (сбор) веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, турнир-викторина, турник знатоков, устный журнал (альманах)). Суть – открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям.Художественные дела- развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; Спортивные дела (бой за аэродромы, бой неуловимых, веселая спартакиада). Важнейшая из воспитательных возможностей спортивных дел заключается в развитии у воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества. Организаторские дела (газета-«молния», живая газета, журнал-эстафета, день рождения коллектива и т.д.). Любое практическое дело – трудовое, познавательное, художественное, спортивное, общественно-политическое – становится коллективным и творческим только в живой совместной организаторской деятельности.

 

Вопрос№18

Классный руководитель призван координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. Задача классного руководителя — обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учи­телями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Формы, виды работы педагога с родителями.

Практическая работа классного руководителя с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Коллективные формы: родительское собрание, родительский комитет, педагогиче­ский лекторий, К индивидуальным формам относятся индивидуальные бесе­ды, индивидуальные консультации, письменные обращения, пе­дагогические поручения, посещение

Чтобы крепить сотрудничество школы и семьи, педагоги це­ленаправленно разнообразят формы взаимодействия: организуют красивые встречи, проводят интервью, анкетирование семьи, практикумы и психологические тренинги, разрабатывают памятки для родителей, проводят семинары по обмену опытом семейного воспитания, коллективные обсуждения статей, приобщают к чте­нию популярной педагогической литературы.

Родительское собрание должно носить характер раздумий о воспитательном процессе и процессе становления и развития личности человека. Нелегко научить родителей по-настоящему интересоваться своими детьми как личностями.

Помимо педагогического просвещения и предоставления родителям информации о воспитании детей в данной школе и данном класса, выстраивается тонкая профессиональная коррек­ция семейного воспитания. Основной путь коррекции - аноним­ные характеристики общей картины воспитания в семьях, полу­ченные через обобщение поведения детей, их высказываний, от­ветов на анкеты.

Педагогические консультации - распространенная форма ин­дивидуальной работы. Психолого-педагогическими основами консультации явля­ются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности в оказании помощи семье; конкретные ре­комендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

Выявление некоторых психолого-педагогических правил взаимодействия учителей и способах установления контак­тов с семьей.

Первое правило. В основе работы школы и классного руково­дителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение автори­тета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей — это взаимное уважение. Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и ак­тивности в воспитании. Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неос­торожного вмешательства в жизнь семьи.

Установление контактов с родителями, с семьей учащихся - первостепенная задача учителя, начало всех начал. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Эта форма очень хорошо известна учителям и роди­телям, но необходимо остановиться на двух моментах посещения. К посещению нужно готовиться. Эта подготовка заключается в определении самого интересного, положительного в своих пи­томцах. Но это ценное нужно осмыслить и оценить так, чтобы психологически тонко и педагогически правильно прозвучали слова учителя. Слово классного руководителя родители слушают с особым вниманием и волнением. Радостно и приятно услышать его похвалу в свой адрес, узнать, в каких семьях успешно решают задачи воспита­ния, почему возникают ошибки.

Одной из форм установления контактов является общение родителей и классных руководителей в процессе выполнения первыми педагогических поручении.

Ви­ды педагогических поручений:

Поручения, предполагающие активную воспитательную пози­цию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, груп­повую, коллективную): руководство кружком по интересам (или детским клубом, объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком); индивидуальное шефство, на­ставничество и т.д.

Поручения, предполагающие оказание организационной помо­щи учителю, воспитателю: содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками); в организации встреч с интересными людьми; в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.

Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач: уча­стие в оборудовании кабинетов, изготовлении оборудования, при­боров; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы.

Названное далеко не исчерпывает всех видов общественной работы и поручений. Начать можно с обращения к родителям, чем бы они хотели заняться, и предложения ответить письменно на соответствующие вопросы (лучше это сделать на классном собрании).

Вопрос№19

Пед.общение – это общение между различными субъектами образовательного процесса, ориентированного на реализацию потенциальных возможностей ребенка, на его интеллектуальное, эмоц.-волевое развитие, личностный рост, на создание доброжелательной комфортной атмосферы. Особый вклад в теорию пед. общения внесли А.А. Леонтьев и В.Н. Кан-Калик.

Структура пед. общения: моделирование предстоящего общения (цель, содержание, место, время, пед средства, псих. вес, пристройка) коммуникативная атака (нач. этап общения, цель которого – захватить внимание аудитории: яркая инф-ия, эксперимент, оригинальная задача) управление общением, коррекция первоначального замысла (меняем темп, интонацию, вес) заключительный этап (выводы, итоги) анализ состоявшегося общения (что было удачно, что не очень; инд. или групповая рефлексия) Функции: информационная, эмоциональная, диагностическая, воспитывающая, развивающая, смена ролей.

Уровень пед. общения – это нестабильная, ситуативная характеристика, временная, неустойчивая. В течение общения уровень может несколько раз меняться.

уровень примитивного общения: общение-монолог, собеседник рассматривается как объект, инф-ия сообщается, но реакция на нее не учитывается

уровень конвенционального общения: собеседники поочередно выступают то в роли слушателей, то в роли рассказчиков. Есть смена ролей. уровень манипулятивного общения: собеседник рассматривается как противник, кот. надо победить. Средства манипуляции: подкуп, просьба, шантаж, угроза, лесть. уровень масок (или уровень стандартизированного общения). уровень игрового общения. уровень делового общения: общение опосредовано общим делом, кот. необходимо решить; внешне не выразительно, но для него характерно глубокое взаимопонимание. уровень духовного общения: собеседник воспринимается как носитель истины, т.е. каждое слово значимо. Стилем пед. общения является устойчивая, доминирующая характеристика общения, связанная с ценностями учителя и его проф. позиции, нравственными нормами. Существуют различные подходы к классификации стилей. Так, например, Кан-Калик выделил следующие стили общения:- общение-заигрывание- общение на основе дружеского расположения- общение на основе общих интересов- общение устрашение- общение на основе взаимных симпатий и антипатий и т.д.. Наиболее распространенной является след. типология стилей:авторитарный (императивный): вектор общения всегда направлен от учителя к ученику, либеральный (попустительский): учитель устраняется от управления общением, предоставляя возможность детям самим решать все вопросы, самоотреченный: уч-ки составляют весь смысл жизни учителя. Он отдает школе все свое время, все силы. В начальной школе такой стиль общения дает определенный положит. эффект, а именно: дети чувствуют себя защищенными, находятся в доброжелательной, комфортной атмосфере, о них заботятся и т.д. А в подростк. и старших классах такой стиль не принимается учениками: он тормозит развитие самостоятельности, активности, инициативы; подростков раздражает вмешательство в их личную жизнь, стремление решать их проблемы, назойливость, суетливость. Основные способы общения: беседа, диспуты, дебаты. Основные барьеры в общении: боязнь класса (необходимо переключение внимания на интерес к предстоящей работе, псих. настройка), негативная установка на основании прошлого опыта общения, физический барьер (стол, стул), но открытая позиция способствует атмосфере доверия соц. барьер – позиция сверху непонимание.

 

 

Вопрос№20

Термин «этика» (древнегр.-нрав, обучай) был введен ещё Аристотелем в 4 в.до н.р. как учение о нравственности, морали. Исторически понятие этика и проф. этика сложились давно, поэтому в наше время проф.этика конкретизировалась как медицинская, научная, пед. и др.

Возникновение проф.этики было обусловлено разделением труда, возникновением различных видов деятельности и профессий. Конкретные профессии основаны на конкретных моральных принципах, или проф.-нравственных нормативах. Напр., педагог на любви к ребенку и осознании ответственности за его воспитание.

Специфика проф.этики педагога заключается в следующем: объект труда- человек;

педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека; труд педагога психологически и организационно сложен; педагог- пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.

Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм и научно-педагогическая подготовленность, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры-вот основные особенности профессиональной этики педагога.

Педагогический такт - есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление такой меры пед. воздействия, которая основана на отношении к личности ребенка как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это естественность без фамильярности, искренность, без фальши, рекомендации и совет без навязчивости, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки. Пед. такт есть одна из форм реализации пед. этики.

Анализ конфликтов учителей с учениками показывает, что одна из их причин- бестактность учителя, проявляющаяся в грубых замечаниях педагога относительно внешнего вида, ума, способностей юных собеседников.

Педагогу следует учитывать правила поведения в конфликтных ситуациях, которые могут помочь в перестройке создавшихся сложных условий целесообразно пед. замыслам.

Правило №1. Прежде всего, следует овладеть конфликтной ситуацией, а это значит разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Для этого нужно сохранять внешнее спокойствие и выдержку(мимика, жесты, поза).

Правило№2. Своим поведением повлиять на партнера. Снять эффективность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность учителю сосредоточится, изучить его состояние.

Правило №3. Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Т.е. не пытайтесь сразу оценить поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.

Правило №4. Согласовывать цель. Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет с учеником, увидеть «общую точку отсчета» взаимодействия, продемонстрировать её, выходя на позицию «мы».

Правило №5. Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения. И, наконец, по разрешению конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировав причины его возникновения и возможности предотвращения.

Конфликт(лат.столкновение)- предельно обостренное противоречие, связанное с острым эмоциональным переживанием. Сущность конфликтной ситуации, заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и сталкиваются противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения.

К. можно разделить на внутренний(т.е. разлад с самим собой) и внешний(разлад с окружающими). К. бывают конструктивные(в результате конструктивного конфликта происходит положительное разрешение проблемы) и деструктивные(не разрешают проблему, а усугубляют её).

Практико-ориентированная классификация, в основе которой лежат условия и обстоятельства, провоцирующие конфликт: урок в незнакомом классе(первая встреча с классом), урок перед или после праздника, урок после физ-ры, «с кем сидеть», конфликты с одаренными детьми, с трудными детьми,с детьми учителей, борьба за лидерство(борьба статусов).

Знание факторов, провоцирующих конфликт, помогает предвидеть сложные ситуации и использовать технику снижения агрессивности и разрешения конфликта.

Способы разрешения конфликтов:

компромисс- это открытый или завуалированный разговор двух конфликтующих сторон, связанный с взаимными уступками. Компромисс целесообразно использовать:

а) редко;

б) если предмет компромисса находится в той же сфере деятельности, что и предмет конфликта;

в)если он основан на нормах профессиональной этики.