Диалоговые формы воспитания. Особенности использования диалоговых форм воспитания в процессе предпрофильной подготовки школьников.

Основу всех форм воспитательной работы составляет общение. В то же время общение участников воспитательного процесса может осуществляться в разных диалоговых формах.

Диалоговые формы воспитания представляют собой обмен мнениями, информацией. Такие формы обеспечивают субъектную позицию детей в воспитательном процессе, формируют у них навыки общения, уважительного отношения к людям и их суждениям, толерантность и тактичность во взаимодействии с окружающими, развивают мышление, умение аргументированно высказывать мнение и т.д.

К диалоговым формам воспитания можно отнести дискуссию, диспут, дебаты.

Дискуссия - равноправное обсуждение педагогами и детьми учениками дел, планируемых проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

Такая система взаимоотношений требует больше времени на этапе обсуждения, особенно вначале, когда дети и педагоги еще не привыкли к подобному стилю взаимоотношений. Но ее эффект будет очевиден на этапе реализации решения. Решение, воспринимаемое учениками как свое собственное, будет выполняться ими гораздо быстрее, осознаннее и эффективнее. Дискуссия является основной формой обсуждения вопросов на собраниях или сборах коллективов.

Без правильной организации дискуссии, где каждый имеет право высказывать свое мнение, невозможно развивать детское самоуправление. Любая дискуссия имеет в своей основе ряд условий.

Организационные и содержательные условия:

- изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения;

- дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;

- знание и понимание предмета разговора учителями и учениками в ходе дискуссии должно развиваться;

- выдвигаемые аргументы должны быть обоснованы и доказательны; участники дискуссии должны подходить к ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости;

- решения принимаются с учетом перспективы развития группы; все участники несут равную ответственность за выбранное решение.

Условия открытости:

- предмет обсуждения должен быть открыт для дискуссии; мышление и восприятие участников должно быть открыто для воздействия и понимания;

- дискуссия открыта для всех аргументов, данных, точек зрения, критики;

- дискуссия открыта для всех учеников и учителей, а также для всех, кто желает принять в ней участие, для исключения кого-либо должны быть очень веские причины; время для дискуссии не ограничено;

- результат дискуссии открыт, нельзя заранее предположить выводы и сводить к ним обсуждение, также нельзя заранее предсказать, что результатом должно быть одно решение, их может быть несколько, а может и не быть вовсе;

- цели и ход дискуссии открыты, объявляется только тема; участники дискуссии свободны в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения.

Условия общения:

- учителя и ученики должны говорить друг с другом,

- они должны слушать друг друга; они должны отвечать друг другу;

- все участники должны получить ясное представление о позициях и резонах друг друга;

- миролюбие - соблюдение правил типа "в одно и то же время говорит только один человек", "не прерывать друг друга", "не ругать без доказательств не понравившиеся доводы или собеседника" и другие; дружелюбие - люди не должны бояться высказывать честно и открыто свое мнение;

- равенство - каждый из участников имеет равные права и время для высказывания, одобрения и возражений, все мнения равны; уважение - участники должны высказывать уважение и заботу каждому, вне зависимости от мнения, которое он высказал, и поста, который занимает высказывающийся;

- скептицизм по отношению к авторитетам, уважается только суть высказывания, а не авторитет, на который ссылаются; причины и доказательства должны быть ясно изложены с тем, чтобы другие быстро их поняли, аргументы должны точно отражать точку зрения и не вызывать двусмысленных толкований; доказательство должно быть немногословным, без лишних повторов и примеров;

- участники дискуссии свободны в своем обращении за разъяснениями к любому другому участнику, дискуссия - это действие со множеством адресатов.

Дискуссия может включаться в различные формы: конференции, классные часы, деловые игры.

 

Чтобы повысить активность учащихся, что особенно важно, когда у детей нет опыта обсуждения, целесообразно использовать элементы игры, соревнования между группами при оценке аргументированности и убедительности доказательств своих позиций, этике их поведения, умений вести дискуссию.

Очень близок к дискуссии диспут. Он также предполагает обсуждение и споры. Дискуссия - более широкое понятие, она может органично вписываться в повседневное общение и деятельность детей. Если дискуссия возникает спонтанно, по мере жизненной необходимости, то диспут проводится по конкретной теме, которая определена его участниками, специально готовится и организуется педагогом или специалистом-ведущим.

Важнейшими условиями проведения диспута являются дискуссионность, привлекательность, актуальность, проблемность темы, выбранной самими детьми. Диспуты проводятся в средних и старших классах на политические, правовые, нравственные, эстетические темы.

После определения темы возможны два способа организации диспута: диспут, который предварительно готовится группой организаторов и ведущим, и диспут - экспромт.

При первом способе организации диспута важное значение имеет подготовка диспута, которая включает следующие элементы: разработку хода диспута, подготовку участников, подготовку помещения.

Первый элемент включает в себя, прежде всего, составление вопросов, которые позволяют конкретизировать тему. Следуют ограничить тему небольшим количеством таких вопросов (3-5). Они должны последовательно раскрывать тему, не повторяя ее дословно. Их формулировка может содержать мнения, которые не являются бесспорными, расходятся с принятой трактовкой. Чаще всего они даются в вопросительной форме. Например, вопрос для диспута: "Лучше жестокая правда, чем приятная ложь?"

Подготовка ведущего должна состоять в уточнении сущности спорной мысли, альтернативных точек зрения. Исходя из этого, следует сформулировать основной тезис спора (предельно кратко и понятно), предположить наличие возможных антитез (положений, которые противопоставляются тезису, опровергают его). Полезно разработать, четко сформулировать систему наводящих, вспомогательных вопросов, которые могут быть использованы в ходе диспута. При этом следует помнить, что вопросы должны быть лаконичными, доступными, побуждающими к раскрытию сути проблемы. В результате всей этой работы должно быть подготовлено вступительное и заключительное слово ведущего.

Организаторами диспута продумываются способы подготовки участников диспута, чтобы настроить их на разговор, вызвать желание участвовать в обсуждении. Заблаговременно, за одну-две недели, участники должны быть ознакомлены с вопросами и рекомендуемой литературой. Можно кому-нибудь из них персонально посоветовать выступить со своими мнениями или выступить по одной из проблем. Участники диспута должны знать правила его проведения. Для выявления разных точек зрения можно провести анкету, сочинения, в том числе анонимные, чтобы использовать их при обсуждении, не ссылаясь на авторство. При выборе аудитории, где будет проходить диспут, следует помнить, что обстановка, оформление помещения могут существенно влиять на настроение, позицию участников. Могут быть использованы плакаты, музыкальное оформление, выставки литературы, определенным образом должны быть расставлены столы.

Структура диспута может выглядеть следующим образом:

- вступительная часть - "завязка";

- высказывание и обсуждение различных точек зрения;

- вычленение неправильных точек зрения, доказательство их ошибочности;

- определение правильных позиций, обоснованная их аргументация;

- формулировка выводов, определение общей позиции, выяснение меры единодушия аудитории.

Ведущий должен чувствовать атмосферу диспута, своевременно определять моменты затухания внимания и интереса аудитории. Завершать спор лучше вскоре после достижения его эмоционального пика. Продолжительность диспута не должна превышать полутора часов.

Диспут-экспромт целесообразно проводить в том случае, если участники готовы в данный момент обсуждать проблему, т.е. у них есть желание приступить к обсуждению сразу после определения темы, если они имеют определенный жизненный опыт, который позволяет высказываться по этой проблеме, владеют необходимой информацией, а также есть ведущий, способный импровизировать и вести разговор по спорным вопросам. Возможны следующие этапы организации диспута-экспромта после коллективного определения темы:

- распределение участников на микрогруппы (лучше всего по желанию);

- составление в группах вопросов, которые вызывают интерес, являются спорными, т.е. ответы на которые не могут быть однозначными;

- поочередное представление вопросов каждой группой, запись этих вопросов на доске;

- отбор вопросов для обсуждения (возможно, что будет сразу ясно, какие вопросы следует взять, либо организуется голосование, ранжирование вопросов);

- определение вопроса, с которого начинается обсуждение;

- обсуждение вопроса в каждой микрогруппе (собираются мнения, выявляются разные точки зрения);

- представление мнений группы;

- свободная дискуссия по прозвучавшим суждениям (высказываются желающие, имеющие особое мнение);

- подведение ведущим итогов обсуждения первого вопроса.

Диспут может продолжаться с использованием предварительного обсуждения следующего вопроса по группам, либо высказываются сразу индивидуальные мнения. Опыт показывает, что если у учащихся нет опыта проведения диспутов, нет желающих начать дискуссию, то целесообразно предварительно обсудить вопрос в микрогруппах, а затем переходить к индивидуальным высказываниям.

Успех диспута во многом зависит от правильности действий ведущего, который должен быть компетентным в обсуждаемой проблеме, стимулировать активность участников, способствовать установлению атмосферы непринужденного, делового общения, снижать накал ненужных страстей, оставаться спокойным и доброжелательным, уметь обобщить различные точки зрения, подвести итог спора.

Дебаты - это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Дебаты создавались как программа для учащихся, позволяющая обучить школьников умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Отличительным признаком дебатов можно считать высокую степень стандартизированное (жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки).

Дебаты это форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

В дебатах любое событие, явление, факт можно оценивать с различных сторон и позиций, пересмотреть очевидные, на первый взгляд, истины и усомниться в их справедливости. Дебаты формируют готовность противостоять современному "информационному зомбированию" и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.

В дебатах лежит спорный тезис — утверждение, который является темой игры и определяет позиции двух соревнующихся команд. Например, в качестве такого тезиса для игры может выступать утверждение "Добро должно быть с кулаками".

Тема- тезис должна соответствовать нескольким условиям:

четкости в формулировке;

однозначности в понимании,

перспективности в обсуждении,

значимости для учащихся.

Кроме того, важно, чтобы простым добавлением частицы "не" тема могла быть превращена в свой антипод, например: "Добро не должно быть с кулаками".

Непосредственно в игре участвуют две команды по три человека, которых традиционно называют спикерами. Одна из команд представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить зрителей и судей в правильности своей позиции - это команда "Утверждение" («У»). Вторая - критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию - антитезис. Соответственно вторая команда - это команда "Отрицание"(«0»).

Кейс - это система аспектов, аргументов, поддержек, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции. Любой кейс состоит из суммы понятий, аспектов, аргументов и поддержек.

Ключевые понятия определяются командой "Утверждение'' в самом начале игры. Это необходимо для того, чтобы избежать возможности различного толкования сложных и неоднозначных понятий и четко задать рамки обсуждения. Это позволит избежать в дальнейшем спора по поводу определений, что запрещено.

Команда "Отрицание" должна либо согласиться с определениями команды "Утверждение", либо, доказав факт необоснованности и некор ректности предложенных определений, ввести свои собственные определения. Также команда отрицания может дать определения тем понятиям, которые не были сформулированы оппонентами, после чего их изменение или спор по поводу определений не допускается. Судья имеет право прервать обсуждение, признав проигравшей ту команду, которая нарушила это прави ло.

Аспект - категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются одним-двумя словами, причем прилагательными. Например, "психологический", "экономический", "социально-политический", "педагогический", "методический" и другие аспекты. Кейс должен включать в себя несколько различных аспектов (от 2до 4).

Аргумент формулируется одним - тремя предложениями и должен быть подтвержден поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов (от 1 до 3).

Поддержки - цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта.