ТЕМА 10: ПРОБЛЕМА ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Понятие цели воспитания, её социальная обусловленность. Иерархия целей и задач воспитания. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики. Педагогическое содержание понятия «всесторонне развитая гармоническая личность». Объективные и субъективные условия, необходимые для формирования всесторонне развитой личности. Цель и задачи воспитания личности в современной социокультурной ситуации.

Цели и задачи образования в Республике Беларусь на современном этапе развития общества, их характеристика в основных нормативных документах (в Законах Республики Беларусь «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «Концепции непрерывного воспитания детей и студенческой молодёжи» и др.).

 

ТЕМА 11: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Особенности воспитательного процесса. Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности. Задачи воспитания. Содержание воспитательного процесса. Структура воспитательного процесса. Двусторонний характер воспитания. Гуманистическая направленность воспитания. Самовоспитание как составной компонент воспитания. Критерии воспитанности.

Закономерности и принципы воспитания. Целенаправленность воспитания. Связь воспитания с жизнью. Комплексный подход к воспитанию личности. Индивидуальный подход в воспитании. Соответствие воспитания индивидуальным и возрастным особенностям развития ребенка. Преемственность и систематичность воспитания.

Методы и приемы воспитания. Современные подходы к классификации методов воспитания. Методы формирования сознания личности: беседа, пример, лекция, диспут и др. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: педагогическое требование, упражнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций. Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказание. Методы диагностики в воспитательном процессе. Средства воспитания: виды деятельности, отношения, природа, искусство, средства массовой информации, живое слово взрослого и т.д.

 

 

ТЕМА 12: ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ,

СЕМЬЕ И СОЦИУМЕ

Подходы к проблеме детского коллектива в отечественной и зарубежной теории и практике. Роль коллектива в развитии личности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив – ведущий принцип воспитания. Понятие воспитательного коллектива. Признаки коллектива. Структура коллектива.

Виды детских объединений: по способам организации, по составу и количеству членов, по целям, по функциям и интересам, по возрасту, по длительности существования.

Семья как воспитательная среда ребенка, институт социализации. Виды и типы семей и особенности их влияния на ребенка. Функции семьи. Кризис современной семьи (экономический, духовный, демографический, социальный) и снижение ее педагогического потенциала. Условия реализации воспитательных возможностей семьи, ее педагогического потенциала: духовная общность, ответственность, образованность, психолого-педагогическая компетентность родителей, культура быта семьи, разумная любовь к ребенку, стиль семейного воспитания, положение ребенка в семье, личностно ориентированная модель отношений и т. д.