Личностно-ориентированный подход в целостном пед.процессе.

Трудности в понимании и в определении сущности личностно-ориентированного подхода связаны с множественностью существующих в философии и психологии представлений о личности. Поскольку в гуманитарных науках все понятия конвенциональны, то начало осмысления понятия «личностно-ориентированный подход» связано с попыткой договориться о том, как мы будем рассматривать личность.

Главным отличием в позициях авторов концепций личности является то, какой части личности отдается приоритет, за каким из компонентов признается ведущая роль. Первая группа концепций (социодинамические – по определению О.Л.Подлиняева) основывается на признании ведущей роли в становлении личности за внешними воздействиями социальной среды и воспитания (Б.Ф.Скиннер, Дж.Уотсон и др.) . Человек, согласно этим концепциям, изначально представляет собой «чистый лист», а воспитание всемогуще – оно может сформировать личность с заданными характеристиками на основе рационального сочетания позитивных и негативных стимулов.

Вторая группа концепций (психодинамические) считает основой и определяющей силой развития личности наследственность, врожденные инстинкты и биологические программы. В частности, З.Фрейд утверждал, что ведущими факторами развития личности являются биологические программы либидо и танатос, то есть сексуальные и агрессивные инстинкты. Согласно этой группе концепций, человек изначально порочен и агрессивен, что и определяет его становление, а роль воспитания заключается в переключении инстинктов в социально приемлемые формы деятельности.

Третья группа концепций (субъектодинамические) утверждают, что человеческая личность – уникальная целостность, изначально способная к саморазвитию как реализации своей человеческой сущности (А.Адлер, А.Маслоу, К.Роджерс и др.). Все люди изначально добры и справедливы, активны в стремлении самосовершенствования, а дело воспитания – создавать условия для реализации этого потенциала, для саморазвития личности.