Концепция В.В.Серикова
В.В. Сериков выделяет три главных направления в разнообразии трактовок личностно- ориентированного подхода:
1) Личностно-ориентированный подход-общегуманистический феномен, основанный на уважении прав, достоинств ребенка при выборе или образовательного маршрута, учебного плана, учебного учреждения;
2) Личностно-ориентированный подход-цель, программа пед-ой деятельности, базирующаяся на стремлении воспитать личность;
3) Личностно-ориентированный подход-специальный вид образования, в основе которого создание определенной образовательной системы, которая «запускала» бы механизмы функционирования и развития личности.
В основу модели личностно-ориентированного образования положена идея С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. По мнению ученого «личностно-ориентированное образование-это создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций воспитанников.
Личностно-ориентированный подход по концепции Серикова понимается как совокупность основополагающих принципов:
1) Этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанника, что можно назвать «педагогикой сотрудничества»;
2) Принцип свободы личности в образовательном процессе, ее выбор приоритетов, формирование личностного опыта;
3) Принцип индивидуальности в образовании как альтернатива коллективному обучению;
4) Построение пед-го процесса, ориентированного на развитие и саморазвитие личностных свойств индивида.