Практический блок №2

 

1.Составьте опорную схему, отражающую содержание информационного блока №1.

2.Что общего и в чем различие между понятиями «педагогические взгляды», «педагогические теории», «педагогические системы»?

3.Дайте содержательную характеристику каждого принципа педагогического процесса.

4.Проанализируйте следующую ситуацию.
В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила уроки физической культуры. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем:

•Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно -воспитательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В спортивном зале неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде разбросаны мячи, обручи, в спортивном зале душно, свет тусклый.

•Что касается света, чистоты – это не имеет отношения к учебному занятию по физической культуре. Моя задача – научить ребят, как правильно бегать, прыгать, создавать условия для их физического развития.
Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проанализируйте воспитательные возможности уроков физического воспитания.

5.Проанализируйте высказывание одного из педагогов:
«Что такое, собственно говоря, «авторитет»? Какой учитель становится авторитетным? Тот, который обладает большей духовной силой, большей силой воли. Дети же, чувствующие силу или слабость человека, склонны всегда подчиняться силе. Некоторые считают, что духовная сила хороша уже потому, что она духовная, что это некая благородная, чистая (в отличие от физической) сила и что поэтому хорошо, когда человек подчиняется этой силе, Я думаю, что как постыдно физически более сильному принуждать физически более слабого ради своей выгоды, так постыдно и духовно более сильному пользоваться своей силой для подчинения духовно более слабого. Никакой качественной разницы здесь нет. То и другое только разные формы подчинения. Человек должен совершать тот или иной поступок не вследствие влияния на него внешних причин, людей и т.п., а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного поступка, из убеждения в его истинности. Первое есть рабство, второе – свобода. Цель нормального воспитания состоит не в том, чтобы ученик слушался какого-то, пусть самого прекрасного учителя, а в том, чтобы он слушался себя».
Согласны ли Вы с данной точкой зрения? Ответ аргументируйте.

6.Какие правила практической деятельности соответствуют каждому принципу педагогического процесса?

7.Объясните механизм воздействия противоречий на развитие личности. Почему противоречия являются движущей силой педагогического процесса?

8.Вставьте пропущенные слова в определениях.
Закономерности целостного педагогического процесса - … существующие … повторяющиеся, необходимые и … связи между … явлениями … отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их… .

Принципы целостного педагогического процесса – система … основных требований к воспитанию и … определяющая … формы и … педагогического процесса и обеспечивающие его … .

9.Педагогическая ситуация:
Старшеклассникам предложили принять участие в составлении «джентльменского набора» - списка качеств своего ровесника через газету «Алые паруса». На ее страницах был предложен ряд вопросов:

•Какие качества характеризуют современного человека?
•Кого можно сегодня назвать «джентльменом»?
•Как вы прокомментируете шутку англичан, что «джентльмен – это тот, кто кошку назовет кошкой, даже если на нее наступит»?
•Больше всего я ценю в человеке …
•Считаете ли вы себя современным человеком? А джентльменом? Почему?

Вопрос:
1.С какой целью было предложено данное задание?
2.Дайте свой вариант ответов на все предложенные вопросы.
3.Какой из задаваемых вопросов вы считаете наиболее важным для понимания жизненной позиции современного молодого человека?