Анализ документов.

 

Как и другие науки, социология может существовать только добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о настроениях населения, о мнении избирателей, уровне рождаемости и смертности, семейном бюджете и распределении населения по доходам, количестве безработных.

Помимо использования официальной информации проводятся социологические исследования с целью выяснения субъективного мнения людей (при анкетировании отвечающих на вопросы называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, после чего выводятся и объясняются закономерности. Конечным итогом является построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления в жизни общества и разрабатывать практические рекомендации.

Метод в социологии есть способ построения и обоснова­ния социологического знания, совокупность приемов, процедур и опе­раций эмпирического и теоретического познания социальной реально­сти. Метод в социологии зависит от исследуемой социологической проблемы, от построенной теории и общей методологической ориента­ции. Он в определенной мере также обусловлен типами социологичес­ких исследований, к которым относятся исследования с обратной связью, лонгитюдное (длительное и систематическое изучении одних и тех же испытуемых), междисциплинарное исследование, пилотажное (пробное, методической направленности) исследование, полевое (ис­следование социального объекта в нормальных условиях) исследование, прикладное социологическое исследование, сравнительное иссле­дование, панельное (повторное исследование через определенный ин­тервал времени одного и того же социального объекта) исследование и экономическое исследование.

Каждый тип социологического исследования предполагает приме­нение определенных методовсоциологическогопознания и способов обработки материала.

В соответствии с этапами социологического исследования вычленяются методы сбора эмпирических данных, процедуры выдвижения, проверки и опровержения гипотезы, построения теории, проверки и опровержения теории, построения последовательности теории. Именно с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели начинается социологическое исследование.

Наряду с теоретическими методами, существует система методов эмпирических социологических исследований. В эту систему методов входят анкетный опрос, интервью, анализ документов, наблюдение, процедуры обобщения и интерпретации эмпирических данных. На конечной стадии исследования вновь следует теоретический анализ, поскольку данные надо правильно интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

В процессе социологических исследований широко применяются количественные и математические методы, методы статистики, фактор­ного, латентно-структурного, корреляционногоанализа, процедуры и анализ шкал различного рода, математические модели.

Исследование социальной структуры общества и социальных от­ношений с помощью количественных и математических методов в объек­тивной социологии дополняются методами интерпретации смысла дей­ствий и взаимодействия между людьми и социометрическими методами.

Под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию.

Под техникой социологического исследования понимается искус­ство формулирования вопросов, построения шкал (измерительная часть инструмента для оценим социальной информации, собираемой в про­цессе опроса, наблюдения или анализа документов), компоновки ан­кеты и разработки ее графики. Техника исследования помогает понять, каким образом были получены данные и как они подвергались проверке.

Искусство интервьюирования также предполагает хорошую техни­ческую оснащенность интервьюера, владение приемами установления контакта с респондентом, поддержание интереса к теме, эвристичес­кую направленность интервью и т.д.

Стратегия эмпирического исследования задается программой исследования, куда входят теоретическая модель предмета исследования, эмпирическая схема объекта исследования, методы и методика получения данных, анализ и интерпретация данных, но не входит научный отчет, в котором описаны итоги.

Все стадии работы социолога отражены в его главном документе – программе социологического исследования. Программа включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов: методологическая часть – формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

В программе, в частности определяется выборочная совокупность. Она задается самим проектом исследования (например, обследование учащихся, пенсионеров, работников государственных и/или частных предприятий). Различие между объектом и выборочной совокупностью заключается в том, что вторая представляет собой уменьшенную копию первого. Если объект исследования охватывает десятки тысяч людей, то выборочная совокупность – сотни. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название выборка. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей (или иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом; обосновывается техника проведения опроса; указываются подходы к определению достоверности полученной информации.

Специфика уровней социальной реальности, составляющей предмет социологических исследований, обуславливает различия в применении методов.

Для исследования социокультурных систем, социальной структу­ры общества, социальных институтов и отношений широко используют­ся сравнительно-исторический, генетический, сравнительно-типоло­гический метода.

При изучении общественного сознания и его форм, обществен­ного мнения различных социальных субъектов (социальных групп, классов, этносов, трудовых коллективов и т.п.), потребностей социальных групп и личности используются методы: анализ документов, опрос, в том числе анкетирование и интервью, наблюдение (включен­ное и отстраненное).

В социологических исследованиях межличностных отношений внутри малых групп, отношения личности к различным социальным явлениям, жизненных и ценностных ориентаций и установок личности ши­роко используются методы социометрии (метод исследования малых групп с помощью описания системы межличностных отношений, техника - опрос), социальной психологии, анкетирования и интервьюирования, биографический метод.

 

 

НАБЛЮДЕНИЕ как метод сбора социальной информации широко используется в социологии уже на первом этапе ее развития. Этот метод предполагает прямую регистрацию событий самим социологом, очевидцем которых он является. Данный метод позаимствован социологами из этнографии.

Наблюдение целенаправленно и обычно структурировано жесткой программой (формализованное наблюдение) или планом (неформализованное наблюдение). Этот метод предполагает интеграцию исследова­теля в наблюдаемые события и процессы. Например, социолог, изучающий производственные проблемы, становится на время рабочим. Име­ет место и невключенное наблюдение, которое осуществляется без вмешательства исследователя в изучаемые события. Оно проводится скрытно, когда цели исследования замаскированы. Например, исследовательстановится стажером на производствеили в исследуемой управленческой структуре.

Различают полевое наблюдение, то есть в естественных условиях, и лабораторное, используемое чаще всего в психологических и социально-психологических исследованиях, а также систематическое наблюдение - по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени - и несистематическое, кратковременное, которое проводится на стадии "разведки" для формулировки ги­потез предстоящего планомерного исследования или для контроля и пополнения данных, полученных иными способами (из документов, с помощью опроса).

Систематическое наблюдение может быть основным методом сбо­ра данных, как правило, в монографическом изучении одного локаль­ного социального объекта, например: коллектива, группы семей, по­селения.

 

ОПРОС как метод сбора первичных данных занимает в социологии одноиз ведущих мест. Это объясняется многообразием и качеством той социальной информации, которую можно получить о его помощью.

Опрос основывается на высказываниях отдельных лиц (респон­дентов) - как важного источника информации о реально существующих фактах социальной реальности. Измерительным инструментом опроса является социологический вопросник: бланк интервью, анкета.

Метод опроса, опирающийся на достаточное количество обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткое время опросить большие совокупности людей и получить разнообразную информацию. Хотя познавательные возможности опроса безграничны, информация, полученная с его помощью, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании респондента. Поэтому ученые-социологи не торопятся ставить знак равенства между объективной реальностью (которая и исследуется) и данными, отражающими мнение людей о фактах, событиях и явлениях. Они тщательно исследуют и стараются нивелировать искажение информации.

Анке­тирование как вид опроса может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы, уче­бы, воинской службы. Анкета выдается для заполнения респондентом в учебной аудитории, в клубе, куда приглашаются для опроса включенные в выборку учащиеся, студенты, рабочие или военнослуужащие. Обычно один анкетер работает с группой из 15-20 человек. При этом обеспечивается 100% возврат анкет, выданных респондентам.

В процессе индивидуального анкетирования вопросники раздают­ся на рабочих местахили по месту жительства респондентов, а время возврата анкеты заранее оговаривается.

Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос, опрос через газету.

Анкета представляет собой систему вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик социального объекта и предмета анализа. Все вопросы, которые содержатся в ан­кете, можно классифицировать по содержанию, по форме и по функции: открытые и закрытые, прямые и косвенные, основные и неосновные.

Первые два типа вопросов направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или с окружающей его средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, есть – оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.

В первой группе есть также особый блок – вопросы о личности респондента. Они входят во все социологические анкеты и называются "паспортичкой". В "паспортичку" заносятся те показатели (возраст, пол, доход, национальность, образование, профессия, семейное положение, место жительства или работы), статистические распределения которых в генеральной совокупности интересуют исследователей.

Открытые и закрытые вопросы различаются тем, что в первых после текста вопроса социолог оставляет место для формулирования собственного мнения респондента. Закрытый же вопрос содержит полный набор вариантов ответов, а респондент лишь выбирает тот из них, который совпадает с его мнением.

Закрытые варианты вопросов, как правило, формулируют для выявления фактов и отношений, предполагающих заранее известный и единообразный перечень возможных вариантов ответов. Этот набор ответов принадлежит самому социологу.

На открытые вопросы респонденты готовы, как правило, охотно отвечать в том случае, когда у них есть развитая система представлений по теме вопроса и когда они считают себя в ней компетентными. Если же предмет опроса им мало знаком или непривычен и сложен для анализа, то респонденты уклоняются от ответов, либо дают неопределенный ответ, либо отвечают не по существу. В данном случае социолог может либо вовсе не получить содержательной информации, либо выяснить только, что по данному вопросу совокупность опрошенных не имеет сформировавшегося мнения.

Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными. Альтернативные вопросы означают возможность выбора только одного варианта ответов, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в альтернативном вопросе, всегда составляет 100%. Пример подобного вопроса: "Есть ли у Вас домашние животные?" Варианты ответа: 1. – да, имею. 2. – нет, не имею.

Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%. Пример: "Какие разделы газеты Вы обычно просматриваете?" Ответы: 1. – политические новости, 2- спортивные новости, 3- события культуры, 4 – бизнес-новости, 5 – рассказ о событиях своего региона.

Существуют также вопросы-фильтры, относящиеся к классу неосновных вопросов анкеты, так как в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую ее часть. Для того, чтобы отделить интересующую исследователя часть респондентов от всех других, и используются вопросы-фильтры. К примеру, при исследовании аудитории той или иной газеты, перед тем как переходить к блоку содержательных вопросов, социолог предварительно спрашивает, знаком ли респондент с данным изданием.

В анкете вопросы располагаются в соответствии с определенной схемой. Вначале идут наиболее простые вопросы, нейтральные по смыслу. Их задача – сформировать у респондентов психологическую установку на сотрудничество, заинтересовать собеседника. Сложные вопросы, требующие размышления, размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна понижаться. Обычно там размещается "паспортичка".

Проверка качества анкеты проводится в ходе пилотажного исследования. Оно вскрывает все недочеты анкеты, прежде всего в составлении вопросов. Один из показателей непригодности вопроса – большая доля не ответивших или затруднившихся ответить на него. Значение данного показателя интерпретируется в зависимости от познавательной задачи вопроса. Если изучается распространенное явление (о котором должны знать подавляющее большинство опрошенных), а доля затруднившихся с ответом оказывается высока, это свидетельствует о методической погрешности в составлении вопроса. Напротив, если измеряется информированность опрашиваемых о редком явлении, то низкая доля ответивших как раз свидетельствует о том, что вопрос соответствует поставленной задаче.

ИНТЕРВЬЮ - это беседа с целью получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Интервью получило широ­кое распространение в журналистике. Преимущество интервью перед анкетированием в том, что есть возможность учесть уровень культу­ры опрашиваемого, его отношение к проблемеили теме опроса, выра­жаемое интонациейили мимикой, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих отве­тов, ставить дополнительные вопросы в ходе интервью. Несмотря на гибкость, интервью проводится по предусмотренной программе иссле­дования и по заранее составленному плану, в котором фиксируются все основные вопросы.

Обработка данных интервью может осуществляться качественными м количественными методами, путем контент-анализа, с использованием статистических методов и показателей. Интервью применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для того, чтобы уяснить область исследования и формализовать вопросы и ответы ан­кеты.

В зависимости от источника информации различают массовые и специализированныеопросы. В первом случае источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных). Участников массовых опросов называют респондентами. В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями, либо жизненным опытом, которые позволяют им давать авторитетные заключения. Такие опросы называют экспертными.

 

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ - это метод сбора эмпирических данных, при котором документы используются в качестве главного источника ин­формации.

Документом в социологии называется специально созданный че­ловеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информа­ции. По форме фиксации информации документы делятся на:

- письменные документы (вних сведения изложены в форме буквенного текста);

- статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая);

- иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины, гравюры и т.д.);

- фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки).

Письменные документы - наиболее обширный вид документации. Они подразделяются на государственные и центральные архивы, архи­вы организаций и предприятий, прессу, яичные документы, косвен­ную документацию.

Имеются документы постоянного, вечного хранения и временного хранения, которые иногда бывают более ценными для социолога, чем документы постоянного хранения.

Пресса как документы для социального анализа является бога­тым источником общей информации об имевших место исторических фак­тах и событиях. Для социологии труда и управления неоценимую услугу оказывают архивные документы предприятия, фирмы, акционерного общества, организации.

Личные документы - письма,автобиографии, мемуары, дневники и т.п. ценны длясоциологатем, чтопредставляют свободные, ничемнеограниченныесуждения людейпо свободно выбраннымтемам.

Ценный социологический, исторический и психологический материал дают автобиографии. Однако личные документы и автобиографии имеют существенные недостатки, которые снижают их социологическую ценность: они не бывают репрезентативными (представительными), их бывает трудно получить, они также страдают субъективностью, могут быть близки к литературному вымыслу на базе творческого воображения и фантазии.

К косвенным документам относятся справочные издания, литературно-художественные произведения, учебно-педагогическая и детская литература.

Статистические данные - это богатейший материал для исследо­вания многих социальных явлений, образа жизни и социальной струк­туры общества, демографический процессов, миграции населения и т.п. Особенно ценны для социолога данные переписи населения по . различным странам и городам.

Иконографические документы могут быть проанализированы в трех направлениях: как документы прошлых лет, как документы по изобра­зительному искусству, как "человеческие документы", то есть доку­менты, позволяющие судить о личностяхих авторов, творцов.

Фонетические документы тоже интересны как документы прошлых лет, как репродукции прошлых социальных событий (митингов, собра­ний, заявлений, интервью, конференций и т.п.). Они ценны при изу­чении лингвистических характеристиких авторов.

Социологическая ценность документов заключается в том, что они дают сведения об объекте и предмете социологического исследо­вания и независимы от самого исследователя. Правда, возможно только субъективноеих толкование социологом, а это зависит от его науч­ной подготовки, мировоззренческих позиций и нравственной воспитан­ности.

Имеются и специальные документыисследования-это документы, составленные специально для целейисследования: опросные листы анкет и интервью, различного рода тесты,дневники,протоколынаблюдения.

Используется также формализованный анализ, или контент-анализ - метод количественного изучения содержания социальной информации. Объектом этого метода может быть содержанке газет и кинофильмов, публичных выступлений, теле- и радиопередач, общественных и лич­ных документов, социологических интервью, ответов на открытые вопросы и т.п.

Контент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процессов[1]

Методика контент-анализа является одним из наиболее распространенных научных инструментов прикладного изучения тестовой информации. Суть этой методики заключается в систематическом выделении и фиксации определенных единиц содержания текста, квалификации полученных данных и последующей интерпретации результатов с целью оценки и прогнозирования действий политических акторов.

Методика была введена в научный оборот в конце 30-х годов XX в. в США и долгое время использовалась главным образом для изучения содержания рекламных и пропагандистских публикаций СМИ.

В сфере политических исследований контент-анализ был впервые применен американским ученым Г.Лассуэлом и его сотрудниками, изучавшими пропагандистские материалы периода Второй мировой войны. Основными достоинствами контент-анализа принято считать то, что, во-первых, его технология не искажает результаты обработки информации за счет взаимодействия с общественным или субъективным фоном проводимого исследования, а во-вторых, то, что метод дает представление об объектах, которые исследователь непосредственно не наблюдает.

В настоящее время контент-анализ широко применяется в аналитических исследованиях, проводимых в интересах бизнеса, политической аналитике и практики, в том числе силовых структур. И хотя текущие публикации СМИ по-прежнему составляют основную часть материалов, которые прорабатываются с применением этой методики, все большее распространение получает ее применение для направленного анализа содержания конкретных политических документов, важнейших выступлений политических деятелей или отдельных тематических очерков.

Во второй половине ХХ в. западными авторами был предложен ряд ставших классическими вариантов методики контент-анализа, наиболее интересными среди которых являются «Анализ неслучайных связей» (Ч.Осгуд); «Система слов» (Р.Икера); «Анализ агрессии» (К.Лоранца); «Анализ высказываний» (С.Вейман), автоматизированная система «Дженерал Инквайрер» (Гарвардский университет), а также более поздние работы Г.Далера и Г.Лаклера (анализ речей канадских и французских политиков) и работы Д.Рулофа и Д.Фрайа (анализ отношений Восток-Запад в период разрядки).

Одним из наиболее известных примеров применения методики контент-анализа в сфере международных исследований считается «Стэнфордский план». Группа ученых Стэнфордского университета адаптировала технику контент-анализа к проблематике международного кризиса (на примере мировых событий 1914 г.), в частности к анализу документов, которыми обмениваются во время кризиса враждующие стороны. На основании данных сравнительного анализа содержания такого рода документов член стэнфордской группы Д.Циннес предложила логическую модель внутригосударственного поведения в кризисе.

Различные исследования с применением контент-анализа осо­бенно активизировались в 60-е годы XX в. в период «методического взрыва» и стали одним из ярких проявлений развития междисцип­линарных подходов к изучению политической жизни. Одновременно большое число работ, выполненных на основе применения этой методики, позволило существенно повысить ее популярность, на­дежность и эффективность, а также обусловило появление самых разнообразных вариантов исследовательских процедур. В этот же период происходит бурное развитие усложненных в методическом отношении поисковых стратегий, ориентированных на примене­ние ЭВМ и, следовательно, на предметное подключение компью­терных технологий к анализу текстовых массивов в сфере полити­ческой практики.

В качестве современных примеров технологического обеспече­ния применения контент-анализа в прикладной аналитике можно привести появившуюся сравнительно недавно автоматическую сис­тему Oasis, которая используется для поиска оперативной информа­ции. В 2002 г. она была публично продемонстрирована рядом ведом­ственных центров США и представлена как специальная модифика­ция технологии поиска значимой информации среди огромного количества страниц документов, в радио- и телепередачах на раз­личных языках. При помощи этой системы поиск ведется как по систематизированным, так и по случайным источникам, причем объектами поиска являются тексты в печатных или электронных из­даниях, графические изображения, аудиоинформация на 35 языках. При сортировке аудиоинформации методика Oasis распознает чело­веческую речь и превращает ее в текст. При этом технология позво­ляет отделять мужские голоса от женских, а также голоса, принад­лежащие разным людям, и записывать их в виде диалогов.

Другая компьютерная система под названием Fluent позволяет искать информацию в практически неограниченных по величине потоках текстовых документов. Ее технология подразумевает поиск по ключевым словам, причем вводится слово или словосочетание на английском языке, которое тут же переводится на целый ряд других языков, а найденная информация из базы данных на раз­ных языках поступает исследователю после автоматического пере­вода. Fluent может переводить на английский с китайского, корей­ского, португальского, русского, сербскохорватского, украинско­го и некоторых других языков.

Еще одна программа, Text Date Mining, позволяет автоматичес­ки создавать предметные указатели для текстовых документов, а также получать данные по частоте употребления тех или иных слов в документах. Все эти технологии уже используются соответствую­щими государственными структурами США для отслеживания не­законных финансовых операций и наркотрафика.

Однако при всем совершенстве современных информацион­ных технологий аналитик не может рассчитывать только на гото­вое программное обеспечение своих проектов. Для эффективной опоры на «электронный разум» специалист должен сознательно подходить к пониманию смысла количественной операционализации качественных данных, представлять логику преобразования информации в целях ее углубленного изучения. Поэтому, даже рас­полагая электронными версиями прикладных аналитических ме­тодик, целесообразно ознакомиться с их основными характерис­тиками и выполнить ряд учебных упражнений в «ручном» варианте.