Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
2. В "классической" советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. 3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности дошкольников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия. Дошкольный возраст -- этап развития ребёнка от 5 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. Проблема исследования: заключается в определении педагогических условий развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в игре. Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования игровой деятельности, касредства развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования предпосылок учебной деятельности. Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности. Гипотеза исследования: если систематически и последовательно проводить игровые занятия с детьми, то это будет способствовать развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры будет проходить успешнее при выполнении следующих условий: · Учёта развития психических процессов дошкольника; · Создания проблемных ситуаций во время игровой деятельности; · Обеспечения ситуации успеха в процессе игры. Задачи исследования: 1. Изучить проблему формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. 2. Проанализировать понятие «предпосылки учебной деятельности», выявить его структуру. 3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.
Методы исследования:
1. Анализ теоретической и методической литературы.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Интерпретация и обработка результатов исследования.
13) Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период складываются формы общения со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, развиваются наглядно-действенное мышление, развивается память, воображение, происходит освоение пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с предметом, складывается сначала манипулятивная, затем предметная деятельность, а на ее основе - сюжетная игра, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности. Поэтому потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.
14) Игра – естественная потребность ребенка-дошкольника, его важнейшая самостоятельная деятельность. Она радует, создает бодрое настроение, повышает жизненный тонус, что крайне важно для нормального физического и психического развития. Подвижные игры с самого раннего возраста удовлетворяют естественную потребность растущего организма в разнообразных движениях, очень велико их оздоровительное значение. Эти игры приносят детям радость общения, ставят перед ними интересные задачи. Старших детей увлекает в подвижных играх элемент соревнования и точного выполнения определенных правил, необходимость проявить ловкость, смелость, догадливость. Игра есть мыслительная деятельность. Всякий мыслительный процесс направлен на решение какой-то задачи. Такой задачей в детской игре является ее замысел, ее вопрос, ее тема, которая составляет сюжет игры. Сюжет игры, как и ее замысел, возникает часто лишь в результате случайных ассоциаций. Совсем иной характер имеют игры старших. У них замысел игры, ее идея, ее сюжет возникают до начала самого действия и непосредственно выражается в речи. Развитие познавательной деятельности человека есть его переход от отражения явления к отражению его сущности. Это движение «вглубь» явления совершается путем все более подробного анализа наблюдаемого объекта, явления, предмета, выделения его частей, сторон, признаков с последующим новым синтезом, т.е. объединением выделенных частей. Игра проходит различные этапы. По Д.Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра,когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Отобразительные предметно-игровые действия, свойственны детям с 5–6 месяцев до 1 года 6 месяцев. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая,направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами– осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью [31]. Е.В Зворыгина выделяет три постепенно усложняющихся способа Игры:
1) развертывание и обозначение условных предметных действий в игре;2) ролевое поведение – обозначение и реализация условной игровой позиции;3) сюжетосложение – развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование. [15, c. 67]. В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Впервые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер. Современная отечественная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры и игры-драматизации. К группе игр с правилами относятся дидактические и подвижные игры.Основное место занимает сюжетно-ролевая игра
15)а) Игра в дошкольном детстве имеет высокое развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников [2;33]. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [2;33].Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Б) А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра — осмысленная деятельность, а радость игры - «радость творческая», «радость победы».
Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.
А. С. Макаренко указывает также и на основное отличие игры от работы. Труд создает материальные и культурные ценности. Игра таких ценностей не создает. Однако игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе ее формировались качества будущего работника и гражданина (1).
Понимание игры как деятельности, определяемой социальными условиями, лежит и в основе многих исследований современных прогрессивных зарубежных ученых: И. Лаунер, Р. Пфютце, Н. Христензен (ГДР), Е. Петровой (Болгария), А. Валлона (Франция) и др.
Идеалистические теории, созданные в разное время и разными авторами, роднит понимание игры как деятельности, не зависимой от социальных условий.
В) Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. Сложность классификации игры также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае - для анализа функционирования системы, в другом - для обучения детей, в третьем - в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом - для развлечения и т.д.