Вопрос №7 Методы обучения: понятие, функции, классификации

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

1.методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы).

2.методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником.

3.методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы.

4.методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия.

5.методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование.

Поэтому есть несколько классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них.

2. По характеру познавательной деятельности

- объяснительно-наглядный (репродуктивный)

- проблемное изложение

- частично-поисковый (эвристический)

- исследовательский

3. По дидактической цели

- методы изучения новых знаний

- методы закрепления знаний

- методы контроля.

4. По месту в структуре деятельности

Ю.К.Бабанский предложил классифицировать методы, исходя из структуры деятельности. В ней выделены элементы организации, регулирования, контроля. Соответственно, по мнению Ю.Бабанского, должны быть три группы методов по их месту в структуре обучения:

1. методы организации и осуществления учебной деятельности,

2. методы ее стимулирования и мотивации,

3. методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.

Методы обучения по источнику знаний:

  • Словесные методы (лекции, беседы, дискуссии)
  • Наглядные методы (схемы, модели, таблицы)
  • Практические методы (лабораторная, практическая и др.работы)

Методы обучения по характеру познавательной деятельности (Скаткин):

  • Объяснительно-иллюстративный метод
  • репродуктивный метод;
  • Проблемное изложение заключается в том, что учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику решения.
  • Исследовательский метод предполагает, что ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.

Методы обучения:

  • Активные
  • Пассивные