Нормативно-правовая база по охране окружающей среды на территории ЯНАО

1. Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Управление), сокращенное наименование – УПР по Ямало-Ненецкому автономному округу, является территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее – МПР России) и создается в целях обеспечения выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций МПР России на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Управление является специально уполномоченным государственным органом в следующих областях государственного управления:

использования, охраны, защиты лесного фонда Российской Федерации (далее – лесного фонда) и воспроизводства лесов;

охраны окружающей среды;

охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания;

использования и охраны водного фонда;

охраны атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетенции – в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных) и осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

государственная экологическая экспертиза.

2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, а также приказами, распоряжениями и другими правовыми актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации и настоящим Положением.

3. Управление осуществляет возложенные на него полномочия, непосредственно взаимодействуя с иными территориальными органами МПР России, с иными организациями, находящимися в ведении МПР России, органами исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, а также территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами.

4. Положение об Управлении, изменения и дополнения, вносимые в него, утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Управление находится в непосредственном подчинении МПР России.

Управление является правопреемником Комитета природных ресурсов по Ямало-Ненецкому автономному округу.

5. В Управлении на основе подразделений осуществляющих специальные функции отраслевого управления формируются соответствующие блоки

– государственная геологическая служба,

– государственная водная служба,

– государственная лесная служба,

– государственная служба охраны окружающей среды и

– государственная служба государственного контроля в сфере природопользования и экологической безопасности, входящие в состав соответствующих государственных служб МПР России.

6. Основными задачами Управления являются:

1) реализация на территории Ямало-Ненецкого автономного округа проводимой Министерством природных ресурсов Российской Федерации государственной политики и осуществление государственного управления в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (недр, водных объектов, лесов, объектов животного и растительного мира), ведения лесного хозяйства, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;

2) организация и осуществление государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

3) разработка и реализация мер, направленных на удовлетворение потребностей экономики Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа в минерально-сырьевых, водных, лесных и иных природных ресурсах, на обеспечение охраны, оздоровления и улучшения качества окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, сохранение средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов, биологического разнообразия, природных комплексов и объектов, имеющих особое при­родоохранное, научное, культурное и рекреационное значение;

4) координация деятельности территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти по вопросам изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, ведения лесного хозяйства, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, организация охраны и использования особо охраняемых природных территорий, обращения с отходами (за исключением радиоактивных);

5) координация деятельности по созданию и обеспечению комплексного (экологического) мониторинга окружающей среды, комплексная оценка и прогнозирование состояния окружающей среды и использования природных ресурсов, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения Ямало-Ненецкого автономного округа соответствующей информацией;

6) обеспечение, в пределах своей компетенции, соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования лесным, водным фондом, фондом недр, а также выполнения иных требований, норм и правил, установленных законодательством о недрах, лесным, водным и иным природоохранным законодательством Российской Федерации;

7) другие задачи, возлагаемые на Управление Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

7. В соответствии с основными задачами Управление осуществляет следующие функции:

в области государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

1) участвует в установленном порядке в разработке основных направлений изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, развития системы особо охраняемых природных территорий и сохранения биологического разнообразия;

2) участвует в разработке и организует выполнение на территории Ямало-Ненецкого автономного округа федеральных целевых программ (в пределах своей компетенции) и территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально–сырьевой базы, рационального использования, восстановления и охраны водных объектов, водообеспечения населения и объектов экономики, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

3) выполняет в установленном порядке и в пределах своей компетенции функции государственного заказчика и обеспечивает проведение работ для государственных нужд на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

4) обеспечивает в установленном порядке организацию и проведение государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр, проектно-сметной документации на ведение работ по геологическому изучению недр, проектной и предпроектной документации на строительство и реконструкцию водохозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов и их водоохранных зон на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

5) обеспечивает ведение кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного учета и государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, государственного водного кадастра, государственного кадастра отходов и государственного реестра объектов их размещения, государственного лесного кадастра, государственного кадастра особо охраняемых природных территорий областного уровня;

6) вносит предложения по совершенствованию механизма экономического регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды, в том числе с использованием методики экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов, определенной МПР России;

7) осуществляет с участием заинтересованных территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти прогнозирование влияния использования одного вида природных ресурсов на состояние других видов природных ресурсов и определяет экономически обоснованные условия рационального и комплексного использования природных ресурсов;

8) осуществляет в установленном порядке координацию деятельности по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды и использования природных ресурсов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

9) в установленном порядке организует и обеспечивает осуществление на данной территории мониторинга состояния недр, водных объектов, лесов, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, источников антропогенного воздействия;

10) участвует в формировании системы особо охраняемых природных территорий, осуществляет государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных природных парков и иных, особо охраняемых природных территорий, находящихся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и подведомственных МПР России, участвует в ведении Красной книги Российской Федерации;

11) осуществляет в пределах своей компетенции совместно с другими специально уполномоченными на то государственными органами охрану объектов животного мира и среды их обитания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

12) формирует фонд государственных информационных ресурсов, включающей данные о состоянии природных ресурсов и окружающей среды, об их использовании и охране, осуществляет в установленном порядке использование, обмен, передачу и распространение этой информации, участвует в создании информационных систем по видам природных ресурсов, обеспечивает подготовку докладов о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

13) организует в установленном порядке работы по стандартизации, сертификации, метрологическому контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды, подготавливает предложения по совершенствованию форм государственной статистической отчетности в этой сфере;

14) направляет доведенные главным (вышестоящим) распорядителем средств утвержденные бюджетные ассигнования, объемы лимитов бюджетных обязательств и финансирования по нижестоящим распорядителям и получателям средств (находящимся в его непосредственном ведении) и осуществляет контроль за использованием этих средств;

15) осуществляет прогнозирование доходов от природоресурсной и природоохранной деятельности в бюджеты различных уровней, участвует в пределах своей компетенции в формировании расходов бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа по направлениям природоресурсной и природоохранной деятельности;

16) осуществляет в установленном порядке, проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций подведомственных МПР России, находящихся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

17) запрашивает и получает в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и органов местного самоуправления, организаций и природопользователей информацию по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

18) готовит предложения по разработке проектов нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам своей деятельности;

19) по поручению МПР России обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в международных договорах, соглашениях, программах и проектах, отнесенных к компетенции МПР России;

20) с разрешения МПР России принимает участие в международном сотрудничестве в области природопользования и охраны окружающей среды, осуществляемом администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальными образованиями.

21) выполняет работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обеспечивает их защиту;

22) организует и осуществляет контроль за правильностью хранения, учета и применения служебного оружия и специальных средств должностными лицами, осуществляет контроль за соблюдением норм выдачи, сроков и порядка ношения форменной одежды;

23) разрабатывает и осуществляет мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

24) осуществляет контроль за состоянием охраны труда и техники безопасности в организациях, подведомственных МПР России, находящихся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа проводит работу по методическому руководству, нормативному обеспечению в области создания здоровых и безопасных условий труда, участвует в расследовании аварий, групповых несчастных случаев со смертельным исходом, анализирует причины травматизма и профессиональных заболеваний и принимает меры по их устранению;

25) организует прием граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;

26) взаимодействует с общественными организациями по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;

27) осуществляет меры по совершенствованию социально-трудовых отношений и социальной защите, совершенствованию системы оплаты труда и материального стимулирования работников Управления и находящихся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа организаций подведомственных МПР России;

28) в пределах своей компетенции осуществляет формирование кадрового состава и кадрового резерва на руководящие должности Управления, подготовку материалов о награждении и присвоении почетных званий работникам, участвует в организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов и государственных служащих;

29) осуществляет иные функции, возложенные на Управление Министерством природных ресурсов Российской Федерации;

в области недропользования и управления государственным фондом недр:

30) подготавливает и вносит в установленном порядке предложения по вопросам стратегии развития минерально-сырьевой базы и ее использования;

31) в соответствии с утвержденным МПР России распределением функций в области лицензирования прав пользования участками недр обеспечивает подготовку решений и принятие решений о выдаче, переоформлении, приостановке и прекращении действия лицензий на право пользования недрами, внесения изменений в указанные лицензии, решений о проведении конкурсов и аукционов, условий пользования недрами по участкам недр, находящихся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

32) обеспечивает подготовку и представление в МПР России программ лицензирования пользования недрами, обеспечивает функционирование информационной системы управления недропользованием в актуальном состоянии;

33) в установленном порядке обеспечивает составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых;

34) организует и обеспечивает ведение государственного мониторинга состояния недр, государственного водного кадастра, в части подземных вод, а также контроль за пользованием и состоянием подземных вод;

35) в установленном порядке ведет учет и отчетность по выполненным объемам работ и произведенным затратам, а также в установленном порядке по поручению Министерства природных ресурсов Российской Федерации проводит контрольно-ревизионную работу в организациях, подведомственных Министерству природных ресурсов Российской Федерации и проводящих работы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

36) участвует в установленном порядке в формировании регионального перечня общераспространенных полезных ископаемых Ямало-Ненецкого автономного округа;

37) подготавливает в установленном порядке представление в органы исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа о конкретном размере ставки регулярных платежей за пользование недрами по участкам недр, находящимся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

38) в установленном порядке определяет размер государственного денежного вознаграждения, выплачиваемого за выявлении месторождений полезных ископаемых;

в области управления использованием и охраной водного фонда:

39) выдает, регистрирует, приостанавливает действие и аннулирует в установленном порядке лицензии на водопользование, регистрирует договоры пользования водными объектами, обеспечивает подготовку материалов по предоставлению водных объектов в особое пользование, согласовывает в установленном порядке размещение объектов и производство всех видов работ на водных объектах и в их водоохранных зонах;

40) организует совместно с органами исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа разработку в рамках заключенных бассейновых соглашений территориальных разделов целевых бассейновых программ (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных) восстановления и охраны водных объектов и обеспечивает их реализацию;

41) подготавливает предложения к проектам лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по бассейнам рек, устанавливает лимиты водопользования водопользователям в пределах утвержденных МПР России территориальных лимитов и осуществляет контроль за их соблюдением;

42) в пределах своей компетенции осуществляет в установленном порядке надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений, водохранилищ, накопителей сточных вод и других жидких отходов;

43) участвует в пределах своей компетенции в формировании и ведении Российского регистра гидротехнических сооружений, ведении государственного водного кадастра и государственного учета вод (поверхностных и подземных) и их использования;

44) изучает потребности населения и объектов экономики в ресурсах подземных и поверхностных вод, разрабатывает предложения по улучшению водообеспечения населения и объектов экономики, сокращения использования питьевой воды на производственные нужды;

45) в установленном порядке ведет статистическую отчетность по вопросам выполнения водоохранных и водохозяйственных мероприятий;

46) принимает участие в обеспечении оперативного регулирования режимов водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения бассейнового значения и организует оперативное регулирование режимов водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения территориального значения;

47) обеспечивает в пределах своей компетенции организацию работ по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, загрязнения водных объектов в результате аварий и стихийных бедствий, участвует в работе противопаводковых и чрезвычайных комиссий;

48) организует эксплуатацию водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных сооружений полностью расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и находящихся в ведении МПР России;

49) готовит предложения о первоочередных объектах, строительство, реконструкция и ремонт которых финансируется за счет средств федерального бюджета;

50) вносит предложения по установлению дифференцированных ставок платы за пользование водными объектами, представляет расчеты поступлений средств от платы за пользование водными объектами в консолидированный бюджет, принимает участие в разработке перечня водохозяйственных мероприятий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, финансируемых за счет средств от указанной платы;

51) обеспечивает составление прогнозов, разработку схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов водных объектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

52) осуществляет иные функции в области управления использованием и охраной водных объектов в пределах своей компетенции;

53) в пределах своей компетенции осуществляет государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов непосредственно, а также через лесхозы, лесхозы-техникумы опытные и другие специализированные лесхозы;

54) организует и обеспечивает рациональное, многоцелевое, непрерывное и неистощительное лесопользование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, выполнение мер по лесному семеноводству, рациональное использование земель лесного фонда, сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

55) обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

56) участвует в проведении лесоустройства на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд;

57) организует и обеспечивает выполнение работ по повышению продуктивности лесов, работ по уходу за лесами, работ по строительству дорог лесохозяйственного назначения, лесохозяйственных, лесовосстановительных, гидролесомелиоративных и иных работ по ведению лесного хозяйства;

58) обеспечивает выдачу лесхозами в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации разрешительных документов на осуществление лесопользования;

59) согласовывает территориальные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также по охране, контролю и регулированию использовании объектов животного мира и среды их обитания;

60) подготавливает и представляет на утверждение органам исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, предложения о параметрах особо защитных участков леса и запрещении применения рубок главного пользования на особо защитных участках в соответствии с их перечнем, устанавливаемым Министерством природных ресурсов Российской Федерации;

61) разрабатывает и представляет органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа предложения об отнесении лесов к ленточным борам, защитным полосам вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог, запретным полосам лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к лесам на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющим важное значение для охраны окружающей среды, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы лесов в другую;

62) представляет органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа заключения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства;

63) представляет в МПР России предложения по изъятию земель лесного фонда;

64) выдает в установленном порядке разрешения лесхозам на перевод в установленном порядке лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом;

65) подготавливает с участием органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа предложения для утверждения МПР России расчетной лесосеки;

66) обеспечивает ведение государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра;

67) организует и обеспечивает осуществление мониторинга лесов, обеспечивает охрану объектов животного мира и среды их обитания на территории лесного фонда;

68) осуществляет оперативное управление деятельностью лесхозов, находящихся в подчинении МПР России и расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

69) организует работы по созданию и эффективному использованию постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе, заготовке семян древесно-кустарниковых пород и выращиванию посадочного материала;

70) согласовывает в установленном порядке места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов;

71) организует осуществление радиационного контроля и мероприятия по обеспечению безопасности ведения лесного хозяйства на территории участков лесного фонда, загрязненных радионуклидами и в зонах размещения радиационно-опасных объектов;

72) предоставляет в установленном порядке гражданам и юридическим лицам информацию об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, а также об охране объектов животного мира и среды их обитания;

73) осуществляет в установленном порядке лицензирование пользования лесным фондом;

74) организует наземную охрану лесов от пожаров и их тушение, защиту лесов от вредителей и болезней леса, охрану лесов от незаконных порубок и других противоправных действий;

75) осуществляет государственный пожарный надзор в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд;

76) определяет перечень и требования к разработке планов противопожарных мероприятий, проводимых лесопользователями, организует разработку и представление в органы исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа решений и постановлений при подготовке планов мероприятий по привлечению населения, противопожарной техники и транспортных средств организаций на тушение лесных пожаров и ликвидации их последствий;

77) организует первоочередные аварийно-спасательные, поисково-спасательные работах с использованием воздушных судов ведомственной лесной авиации и подразделений авиационной охраны лесов при стихийных бедствиях, связанных с лесными пожарами;

78) проводит противопожарную пропаганду, а также комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров;

79) организует обучение, подготовку и переподготовку персонала для борьбы с лесными пожарами;

80) координирует деятельность организаций, входящих в состав авиационной и наземной служб охраны лесов от пожаров;

81) вносит предложения органам исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа о запрещении в случае необходимости на период высокой пожарной опасности в лесах посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда;

82) организует деятельность государственной лесной охраны Российской Федерации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

83) обеспечивает ведение охотничьего хозяйства в комплексе с лесным хозяйством в лесхозах, на которые возложены эти функции;

84) координирует работу по использованию материальных и финансовых средств лесхозов, получаемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет внебюджетных источников, а также по аккумулированию части указанных средств для использования в интересах ведения лесного хозяйства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

85) согласовывает в установленном порядке ставки лесных податей;

86) подготавливает и представляет органам исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа предложения об объемах отпуска древесины на корню для удовлетворения потребностей сельскохозяйственных организаций и населения, общеобразовательных учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств;

87) подготавливает органам исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа представления о передаче участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование;

88) является организатором лесных аукционов и конкурсов, и подготавливает представления для реализации древесины по результатам лесных аукционов, исходя из размеров утвержденных лесосек;

89) устанавливает порядок утверждения планов рубок, утверждает проекты организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендованном участке лесного фонда;

в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия и обращения с отходами:

90) осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) разрешений на:

выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение биологических коллекций, в том числе относящихся к видам животных и растений, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации, видов животных и растений, подпадающих под действие международных договоров, а также их продуктов, частей и дериватов;

регистрацию зоологических коллекций, а также питомников и других учреждений по разведению редких и исчезающих видов животных и растений;

91) в соответствии с утвержденным МПР России распределением функций осуществляет в установленном порядке лицензирование в области обращения с опасными отходами;

92) обеспечивает ведение государственного учета объектов, загрязняющих окружающую среду или оказывающих на нее иное негативное воздействие;

93) обеспечивает в пределах своей компетенции ведение государственного кадастра отходов, государственного реестра объектов их размещения и ведение учета отходов;

94) осуществляет сбор и обработку данных государственного статистического наблюдения в области обращения с отходами;

95) проводит работы по определению класса опасности отходов для окружающей природной среды;

96) проводит работы по паспортизации опасных отходов;

97) организует работы по инвентаризации объектов размещения отходов;

98) организует и проводит мероприятия по обеспечению экологической безопасности при обращении с особо опасными химическими веществами, уничтожении химического оружия, ядерных боеприпасов, а так же по экологическим проблемам военной и ракетно-космической деятельности;

99) осуществляет в пределах своей компетенции организацию и проведение государственной экологической экспертизы, контроль за выполнением требований, содержащихся в заключениях государственной экологической экспертизы;

100) обеспечивает осуществление контроля за производством, перемещением и потреблением озоноразрушающих веществ;

101) участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования, в пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия;

102) участвует в разработке в установленном порядке и в пределах своей компетенции перечня работ и услуг природоохранного назначения;

103) участвует в формировании экономического механизма регулирования природоохранной деятельности в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

104) участвует в формировании системы экологического аудита;

105) согласовывает нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов и временно согласованные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе радиоактивных, утверждает нормативы образования и лимиты размещения отходов;

106) участвует в ведении Красной книги Ямало-Ненецкого автономного округа;

107) организует информационно-методическое сопровождение проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

108) участвует в разработке инструктивно-методической документации по установлению и взиманию платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (включая радиоактивные) в окружающую среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия, по определению и возмещению вреда, причиненного загрязнением окружающей среды, а также подготавливает в установленном порядке предложения по порядку установления и взимания указанных платежей.

в области организации и ведения государственного контроля сфере природопользования и охраны окружающей среды:

109) обеспечивает организацию и ведение государственного контроля в сфере природопользования и экологической безопасности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:

государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;

государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда, лесов и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, и воспроизводством лесов;

государственного контроля за охраной окружающей среды (экологический контроль);

государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

государственного контроля за охраной объектов животного мира и среды их обитания (в пределах своей компетенции);

государственного контроля за использованием и охраной земель (в пределах своей компетенции);

государственного контроля за соблюдением природоохранных требований при обращении с отходами (за исключением радиоактивных);

государственного контроля за соблюдением режима особо охраняемых территорий, находящихся натерритории Ямало-Ненецкого автономного округа и подведомственных МПР России.

8. Управление (его должностные лица) в пределах своей компетенции имеет право:

1) приостанавливать или ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке право пользования участками недр, водными объектами, участками лесного фонда, направлять представления об аннулировании лицензий (разрешений), выданных другими органами исполнительной власти, в случае нарушения указанных требований, норм и правил;

2) утверждать проектную документацию на работы и объекты, по которым Управление реализует функции государственного заказчика;

3) запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти, природопользователей информацию по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

4) осуществлять контроль за использованием имущества, относящегося к федеральной собственности, закрепленного за организациями, подведомственными МПР России, расположенными на территории Ямало-Ненецкого автономного округа согласовывает в установленном порядке документы по распоряжению федеральным имуществом;

5) приостанавливать ввоз на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий, отходов, сырьевых ресурсов), осуществляемых с нарушением природоохранных и экологических норм и правил;

6) в пределах своей компетенции разрабатывать и в установленном порядке утверждать региональные инструктивно-методические и нормативно-технические документы в области природопользования и охраны окружающей среды;

7) при осуществлении государственного контроля в области природопользования и экологической безопасности должностные лица, уполномоченные проводить государственный контроль в пределах компетенции имеют право:

в соответствии с законодательством Российской Федерации, посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления контрольных мероприятий материалами;

ограничивать или приостанавливать в установленном порядке хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды;

в установленном порядке рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования и налагать административные взыскания за указанные правонарушения;

вносить предложения руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и предприятий, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении установленного законодательством порядка использования и охраны природных объектов и природоохранных требований;

направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного законодательством порядка использования и охраны природных объектов и природоохранных требований, к уголовной ответственности;

предъявлять юридическим и физическим лицам (в т.ч. иностранным) в установленном порядке иски в защиту государственных и общественных интересов о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среде, в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;

беспошлинно предъявлять в установленном порядке в суд и в арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного объектам природопользования и окружающей среде в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области природопользования и (или) охраны окружающей среды;

приостанавливать и направлять в суд предложения о прекращении эксплуатации объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм, правил и заключений государственной экологической экспертизы,

а также другие права, необходимые для реализации своих полномочий, в соответствии с законодательством Российской Федерации».

9. Должностные лица Управления имеют право в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, при исполнении служебных обязанностей хранить, носить и применять оружие и специальные средства; в установленном порядке обеспечиваются форменной одеждой.

10. Управление возглавляет начальник (руководитель – территориального органа МПР России) (далее – начальник), назначаемый и освобождаемый от должности Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Заместители начальника и главный бухгалтер Управления назначаются и освобождаются от должности приказом руководителя Управления по согласованию в установленном порядке с МПР России.

11. Права и обязанности начальника конкретизируются трудовым договором, заключенным с ним Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

12. Начальник Управления:

руководит деятельностью Управления в соответствии с настоящим Положением и условиями заключенного с ним трудового договора и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций, а также результаты работы Управления;

организует финансовую деятельность Управления в пределах средств, установленных в утвержденных на очередной год сметах расходов и лимитах финансирования, подписывает финансовые документы, заключаетдоговоры, выдает доверенности, несет ответственность по принятым обязательствам;

осуществляет оперативное управление имуществом Управления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми

актами и настоящим Положением, обеспечивает сохранность переданного в оперативное управление и вновь приобретенного имущества и оборудования, противопожарную безопасность, выполнение требований охраны труда и производственной санитарии;

назначает и освобождает работников Управления, за исключением п.10;

заключает и расторгает с работниками трудовые договоры, осуществляет меры по их моральному и материальному поощрению, налагает на виновных дисциплинарные взыскания;

обеспечивает соблюдение финансовой и учетной дисциплины;

издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для работников Управления, ведет деловую переписку;

представляет без доверенности Управление в различных организациях, за исключением органов государственной власти и управления Российской Федерации, где он может представительствовать только попоручению Министра природных ресурсов Российской Федерации;

определяет должностные обязанности заместителей начальника и утверждает положения о структурных подразделениях Управления;

назначает и освобождает от должности руководителей лесхозов, по согласованию с руководителем государственной лесной службы МПР России;

представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к награждению государственными наградами Российской Федерации, отраслевыми почетными знаками и почетными грамотами;

утверждает правила внутреннего трудового распорядка Управления;

осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. В Управлении действует коллегия в составе начальника Управления и его заместителей по должности, а также представителей органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и других организаций. В состав коллегии могут включаться ученые и специалисты.

Численность и состав коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются МПР России.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности Управления.

Решения коллегии принимаются большинством голосов членов коллегии, оформляются протоколами и постановлениями и реализуются приказами начальника Управления.

14. В Управлении могут быть созданы научно-технический, экспертный, общественно-консультативный и другие советы, временные рабочие комиссии и группы.

Составы указанных советов и положения о них утверждаются начальником Управления.

15. Финансирование деятельности Управления производится в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Расходы на содержание Управления предусматриваются в смете, утверждаемой Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Штатное расписание утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

16. Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, в установленном порядке владеет, пользуется и распоряжается обособленным федеральным государственным имуществом закрепленным на праве оперативного управления, имеет лицевой счет в органах федерального казначейства и другие счета в установленном законодательством порядке, круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, содержащую наименование Министерства природных ресурсов Российской Федерации и свое наименование, бланки и другие средства его индивидуализации.

17. Реорганизация и ликвидация Управления производится Министерством природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

18. Контроль за деятельностью Управления осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации и другими государственными органами в пределах их компетенции, в соответствии с законодательством Российской Федерации.