На тему: «Тема Великой Отечественной войны в композиционной скульптуре»

6«Б» класс

 

Выполнил студент: Яппарова Э.Н

Проверил руководитель: Артамохина Т.Ю

 

 

Стерлитамак, 2015 год.

Тема: «Тема Великой Отечественной войны в композиционной скульптуре».

Цель:выполнить скульптурную композицию из пластилина в честь Великой Отечественной Войны.

Задачи:

1.Обучающие:изучить историю развития керамических промыслов;

- раскрыть особенности работы с глиной и пластилином;

- выявить значение занятий лепкой на уроках изобразительного искусства;

- рассмотреть технологию выполнения работ из глины.

2. Развивающие: развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, образное мышление, обогащать кругозор обучающихся на основе краеведческого материала; составлять композицию с использованием пластилина.

3. Воспитывающие:

– воспитывать патриотизм, любовь к Родине;

– воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны;

- воспитывать любовь к мировому искусству; чувство патриотизма и любви к Родине, ко всему живому на Земле.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, наглядные материалы.

Зрительный ряд:

Литературный ряд: стихи о войне.

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся провожу показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показываю и комментирую варианты исправления ошибок.

Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции.

Оценочное ориентирование: перед практической частью озвучиваю, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

Музыкальный ряд:(«Вставай, страна огромная, / Вставай на смертный бой / С фашистской силой тёмною, / С проклятою ордой...»)
Музыка: А. Александров. Слова: В. Лебедев-Кумач. («Темная ночь, только пули свистят по степи, / Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают. / В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, / И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь...»)
Музыка: Н. Богословский. Слова: В. Агатов. Исполняет М. Бернес.

Тип урока:

По структурной единице – простой, комбинированный.
• По содержанию – конструирование
• По способу проведения – изготовление изделия
• По форме организации учебной деятельности учащихся – индивидуальный
• По познавательной деятельности – репродуктивный

Методы:словесный, контроля, рассказ, мотивация, практический, объяснение.

План урока:

1. Организационный этап. ( 2 мин.)

2. Сообщение темы урока ( 2 мин.)

3. Изучение нового материала ( 10 мин.)

4. Практическая часть урока ( 20 мин.)( 3 мин.)

5. Рефлексия ( 1 мин.)

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению ( 2 мин.)

7. Уборка рабочих мест ( 1 мин.)

 

 

Ход урока.

Этапы урока Дидактические задачи Деятельность учащихся Деятельность учащихся Методы и способы орган. деятельности
Организационный момент Эмоционально настроить на работу Приветствие. Здравствуйте ребята. Чувство прекрасного в мире как бы заложено в «программу» жизни. Оно в человеческой природе, так же как любовь, добро, стремление к справедливости. Это чувство может развиваться, а может быть, и приглушено, деформировано и почти утрачено при неблагоприятных условиях. Это чувство может во многом определять характер действия человека, его отношения к жизни, к самому себе и другим людям. Вот поэтому, в школе есть такой замечательный урок - изобразительное искусство, где вновь и вновь мы можем встретиться с прекрасным, пережить чудесные минуты эстетического наслаждения («Вставай, страна огромная, / Вставай на смертный бой / С фашистской силой тёмною, / С проклятою ордой...») Приветствуют. Готовятся к уроку. Словесный, перекличка.
Сообщение темы урока Обеспечения осмысления знаний На предыдущих уроках вы узнали о пропорциях человеческой фигуры и лица, научились рисовать голову человека. Сможете ли вы полученные знания и умения применить при лепке портрета человека? Сегодня на уроке мы это проверим. Слушают. Объяснение.
Изучение нового материала Усвоение знаний и умений Вглядитесь внимательно в портретные скульптурные образы, представленные на классной доске и страницах учебника. Вероятно, вам более знакома монументальная скульптура, то есть памятники, которые поставлены в честь великих людей. В этих торжественных и величественных, иногда скорбных произведениях портретный образ выражен всей постановкой фигуры, ее силуэтом и жестом, размещением в пространстве и соотношением с окружением. Однако есть другой вид скульптуры, когда скульптурное изображение приближено к нам и мы можем заглянуть в лицо, почувствовать характер и жизненную правдивость образа. Это камерная скульптура. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Впоследствии скульптурами стали называть и сами произведения этого вида искусства. Скульптура бывает «круглой» (ее можно обозревать со всех сторон) и рельефной. Изображая человека в круглой скульптуре, скульптор может ограничиться только маской, то есть только лицом, головой без затылка, может изваять голову или погрудный бюст с плечами. При этом подставке бюста может быть придана самая разнообразная форма. Изображение человека по пояс называется полуфигурой, а изображение во весь рост - статуей. Многофигурная композиция называется скульптурной группой. Рельеф - это скульптурное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое только с одной стороны. Здесь фигуры могут быть помещены на каком-то изобразительном фоне. Различаются два вида рельефа: когда фигуры выступают из плоскости фона менее чем на половину своего объема, он называется барельефом; когда фигуры выступают более чем на половину, он называется горельефом. В живописи или графике, изображая человека, художник воспроизводит обстановку, в которой тот находиться. Воздух, пространство, различные окружающие предметы участвуют в формировании создаваемого художником образа. В скульптуре этой возможности художник полностью лишен, здесь все должно быть выражено самой фигурой, ее движением. В отличие от всех рассмотренных видов изобразительного искусства, когда видимый мир передавался на плоскости, в скульптуре главное выразительное средство - объемная форма. Это и дает возможность при ее создании использовать такие долговечные материалы, как дерево, металл, камень. Материал играет огромную роль в создании образа. Его особенности и свойства подсказывают художнику возможности выразительного решения. В изображении, созданном из камня, сама его твердость, сколотость каменных граней обязательно станут существенной характеристикой портрета. В изображении, созданном из пластилина или глины, красота и выразительность рождаются благодаря пластичности, податливости материала. IV. Постановка художественной задачи! Задание. Вам предстоит сделать скульптурный портрет военного героя. Это может быть бабушку, дедушку, прадедушку, которые участвовали в ВОВ, по памяти или придуманный образ. В любом случае будет неинтересно, если все станут лепить одно и то же. Для выполнения задания потребуется пластилин. Лепить надо на подставке - пластиковой или какой-либо другой дощечке. Хорошо иметь стеки (специальные плоские и неострые ножики для работы с пластилином) и тряпку для вытирания рук. А еще можно использовать небольшую цилиндрическую банку (например, из-под кофе) и смятый в плотный шар лист бумаги, который надо будет втиснуть в горлышко банки. Этот неожиданный для урока предмет послужит каркасом и сильно упростит техническую сторону работы. Тщательно облепите каркас пластилином так, чтобы получилась общая форма головы. Нижняя часть банки останется в качестве шеи. Найдите соотношение лицевого и черепного объемов, подумайте, какими будут волосы, головной убор. Главный принцип вашей работы - идти от общего к частному и помнить о симметрии. Не бойтесь упрощать форму, не мельчите ее. Упростить - значит не обеднить форму, а лишь подчеркнуть выразительность, опустив малозначительные детали. Ваши пальцы мнут форму, вдавливая и выдавливая из нее необходимые детали, где-то мягкие по очертаниям, а где-то резкие, определенные. Хотя вы наращиваете форму головы прибавлением новых кусков пластилина, следите за цельностью формы, чтобы у вас не получались отдельно прилепленные детали. Не забывайте смотреть на свою работу с разных сторон. Думайте о своем персонаже, мысленно как бы превращаясь в него. Главное - понять меру проработки деталей, чтобы не потерять выразительность образа.   Слушают. Наглядный, рассказ, объяснение.
Практическая часть урока Закрепление знаний умений. - Прежде чем начать работу, нужно приготовить и положить около себя на куске сырой тряпки ком пластилина стеки, поставить банку с водой. При лепке оформляют пластилин и вообще работают большим пальцем правой руки и только для получения острых и резких углов, а также при отделке тонких частей пользуются стеками. Лепные работы принадлежат к разряду довольно грязных. - Поэтому, ребята если для лепных работ нет отдельного помещения, столы необходимо покрывать полиэтиленовой пленкой и следить, чтобы пластилин не падал на пол. Работать можно и сидя, и стоя. - Последнее лучше предпочтительнее, так как допускает большую свободу движений, не искривляет ваш позвоночник, позволяет осматривать «скульптуру» со всех сторон. То есть свою работу вы можете наблюдать и контролировать, соблюдать пропорцию фигуры. Полный рост высокой, современной женщины равен высоте её головы, умноженной в 8.5 раз. 2. Длина ног увеличивается на одну высоту головы, т.е. умноженной в 4.5 раза. Теперь, что касается ширины женского тела: 1. Ширина женских плеч равна 1,5 высоте её головы. 2. Ширина женской талии равна высоте 1 головы. 3. Ширина женских бёдер равна высоте 1,5 её головы. Полный рост человека (включая голову) равен высоте его головы, умноженной в 7,5 раз. 2. Длина мужской руки равна высоте головы, умноженной в 3,25 раза. 3. Длина мужской ноги равна высоте головы, умноженной в 3,5 раз. 4. Длина мужского торса равна высоте головы, умноженной в 3 раза.   Теперь, что касается ширины тела мужчины. Здесь тоже есть свои размеры, отталкивающиеся всё от той же высоты головы. 1. Ширина мужских плеч равна высоте 2 головы. 2. Ширина мужской талии равна высоте 1,25 головы. 3. Ширина мужских бёдер равна высоте 1,5 головы     Наблюдают, смотрят, выполняют практическую работу, поэтапно, последовательно. Наглядный, рассказ, объяснение, демонстрационный, практический.
Рефлексия Закрепить знания и умения -Что нового вы открыли для себя на уроке? - Что вам больше всего запомнилось на уроке? - Какие выводы вы для себя сделали? -Какие эмоции вы испытали на этом уроке? -Какие впечатления у вас от этого урока? - Какие замечания вы выскажете по содержанию урока? -О чём бы вам хотелось узнать в будущем?   Отвечают. Словесный, контроля.
Домашнее задание Закрепление знаний. Итак, ребята, записывайте домашнее задание. Вам нужно дома посмотреть вооруженные техники в годы ВОВ и сделать любую из них из пластилина. Записывают домашнее задание Объяснение.
Уборка рабочих мест Подведение в порядок рабочих мест Итак, девочки и мальчики, все молодцы. А теперь вам придется убирать свои рабочие места Убирают рабочие места Объяснение.