III. Гипотеза педагогического исследования.
Задание 9. Используя сложную стратегию обработки информации – интерпретацию, выразите своё согласие (с помощью ü ) или несогласие (-) с выводом, сделанным на основании сопоставления следующих высказываний.
¤ Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений, полученной при непосредственном наблюдении, и поэтому выглядит правдоподобно.
¤ Гипотеза - вероятный ответ на проблемный вопрос, предварительный вывод, нуждающийся в последующем доказательстве и подтверждении.
¤ Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом.
¤ Гипотезу или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.
p Гипотеза -научно обоснованное утверждение, умозаключение, вывод о высокой вероятности чего-либо, построенный на основаниях (в виде ряда имеющихся наблюдений и перечня известных закономерностей), предполагающее доказательство.
GГипотеза исследования формулируется обычно в форме сложноподчинённого предложения с придаточным условия. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:
«если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...» т.п.
Задание 10. Проанализируйте формулировки гипотез педагогических исследований и с помощью ü укажитеошибочные.
Гипотезой нашего исследования является мысль о том, что, если формировать у первоклассников элементарные представления о единстве физического и психического здоровья, помогать учащимся осознавать зависимость состояния здоровья от событий окружающей действительности, создавать здоровьесберегающую образовательную среду, систематически предлагать на уроках упражнения, корректирующие психическое здоровье, то у них повысится уровень осознанности своей здоровьесберегающей деятельности. o
Гипотеза исследования: экономическое воспитание будет эффективным, если школьники участвуют в построении первоначальных экономических понятий, выполняют логические задания экономического содержания, носящие практико-ориентированный характер. o
Гипотеза исследования состоит в представлении о том, что уровни реализации коллизийной личностной функции у младших школьников повысятся в том случае, если в образовательном процессе будут реализованы следующие условия:
- формирование у младших школьников субъективной модели учебного материала, адекватной оригиналу;
- предоставление учителю возможности отбирать или самостоятельно конструировать задания на обнаружение противоречий, отвечающих принципам «продуктивного выхода», «нарастания самостоятельности» и «тренинга»;
-организация психолого-педагогической поддержки процесса становления коллизийной личностной функции школьников, выражающейся в целенаправленной работе по обогащению лексики детей такими понятиями, как «противоречие», «противоположность» и выражениями «мне кажется», «постараюсь доказать свою точку зрения», «разрешите высказать свое предположение», «повторите (уточните) свою точку зрения» и др.; в организации совместной работы учителя и учащихся по преодолению психологического барьера при высказывании и доказательстве своего мнения (пусть даже ошибочного); в выработке соответствующих правил по ведению диалога с целью установления доверительных отношений и т.д. o
Гипотеза исследования: эффективность организации формирования имажинативной деятельности у младших школьников в интеллектуально-развивающем образовательном процессе определяется совокупностью условий, каковыми являются:
w чередование в образовательном процессе имажинативной деятельности младшего школьника с опорой на внешний образ с имажинативной деятельностью с опорой на внутренний образ;
w использование системы заданий, формирующих имажинативную деятельность в образовательном процессе, адекватных содержанию и логике интеллектуального развития ребенка в младшем школьном возрасте;
w оптимизация формирования имажинативной деятельности у младших школьников за счет перехода с одной модальности и субмодальности на другие, за счет вызывания у учащихся ассоциаций, необходимых для овладения содержанием урока, за счёт осознанного использования имажинативных приёмов в учебном процессе. o
Гипотеза.Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ будет успешен лишь при реализации следующих педагогических условий:
1) анализ научной литературы по проблеме исследования и разработка методических рекомендаций, включающих адаптированные методы;
2) разработка модели процесса формирования эмоционально-ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста;
3) применение диагностического инструментария исследования уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников. o
Гипотеза.Если впроцессе изучения тригонометрического материала в курсе геометрии использовать в качестве ключевого средства разработанную нами обучающую систему заданий в тестовой форме и соблюдать при обучении основные требования, предъявляемые к содержанию учебного материала и организации его изучения, а также учитывать выделенные нами уровни ТП, то это будет способствовать осознанному и качественному изучению тригонометрии. o
Гипотеза.Формирование готовности будущих учителей физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности будет более успешным, если реализуются следующие педагогические условия:
- целостное включение будущего учителя физической культуры в здоровье-сберегающую деятельность через интеграцию всех аспектов готовности;
- обогащение информационного поля будущего учителя за счет создания системы взаимосвязанных и взаимодополняющих дисциплин;
- моделирование здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры в процессе взаимодействия физического, когнитивного, мотивационного, рефлексивного и практического компонентов готовности. o