Американский опыт управления бизнесом.
"Наша компания неотступно стремится иметь
душу маленькой компании - и скорость маленькой
компании - в теле нашей большой компании"
Джек Уелш, СЕО GE
Экономический уклад и богатейший опыт знаний и навыков, приемов и методов, которые характеризуют американский стиль в управлении бизнесом имели своим источником богатые культурные традиции, привнесенные различными культурами, вследствие двух предпосылок: наплыва иммигрантов и интерактивной экономической политики экспансии. При этом, американцы, с одной стороны, активно воздействовали на мировые интеграционные процессы, с другой стороны, сами были подвержены внешнему влиянию других национальных культур.
Американский опыт может быть для нас интересен по двум причинам. Во-первых, с точки зрения копирования, применения приемов, методов, технологий и концепций управления с учетом их адаптации к местным условиям. Во-вторых, он может быть полезен, так как способен помочь более глубоко осмыслить и понять их управленческую психологию, мотивационную базу принятия решений, для более эффективного взаимодействия и развития сотрудничества с ними.
В этом исследовании используются три ракурса на американский опыт управления бизнесом - с точки зрения личности, корпорации и общества.
Американский менеджмент основывается на индивидуальной, предпринимательской инициативе. Прежде всего, его можно представить как брак индивидуализма и конкуренции заложенный в американской бизнес идеологии.
Индивидуализм отражает преимущество такой социальной конструкции, в которой каждый заботиться сам о себе. Американский менеджер имеет релевантное позиционирование своего места и роли в управленческой системе. Это не только благодаря профессионализму и компетенции, но осознанию себя частью деловой культуры, традиций и опыта полученного на внутреннем и международном рынках. США на протяжении последних десятилетий постепенно уступают доля в мировом ВВП в объемах международной торговли ЕС, Японии. Этот процесс сопровождался обострением конкуренции на глобальных рынках. При этом, шло изучение опыта и моделей американского, японского и европейского менеджмента и усиление их взаимного влияния. Так, после Второй Мировой Войны, Едвард Деминг приехал в Японию, как консультант по качеству и продуктивности. Он разработал и внедрил концепцию управления, в которой главенствующую роль отводилось решению проблем улучшения качества. В 1951 году в Японии был учрежден и с тех пор регулярно присуждался лучшей компании добившейся самого высокого качества - Приз Деминга. В США идеи и подходы Деминга, также стремительно набирали популярность - была учреждена ежегодная премия Деминга по качеству.
Разрабатывая концепцию повышения конкурентоспособности, американцы большое внимание уделяют развитию науки и технологий. По оценкам аналитиков, отрыв в сфере исследования и коммерциализации высоких технологий от таких преследователей, как ЕС, Япония, составляет пять-шесть лет. Большое внимание придают в США сфере образования, которая стала локомотивом социально-экономического развития Американского общества. Теоретики систем управления качеством разработали и успешно внедряют на практике модели постоянного совершенствования бизнес процессов.
Американский менеджмент, в духовной составляющей полагается на христианскую религию протестантской конфессии. При этом, он в своих доктринах сумел объединить и сочетать в себе, более того, синхронизировать философию свободы творчества, использующей веру в Иисуса Христа, и необходимость приоритетности научного знания, как главного фактора в достижении успеха экономического развития.
показательным является позиционирование одного из видных управленческих авторитетов президента и исполнительного директора американской корпорации General Electric Джека Уэлша (Jack Welch) сформулировавшего в управлении шесть золотых правил:
1. Необходимо воспринимать действительность такою, как она есть, а не такой, какой она была или такой как ее хотелось бы видеть.
2. Необходимо быть искренним со всеми.
3. Необходимо не управлять, а направлять.
4. Необходимо внедрять изменения раньше, чем они станут вынужденными.
5. Если нет конкурентного преимущества, нельзя вступать в конкуренцию.
6. Нужно самому контролировать свою долю, иначе кто-нибудь другой начнет это делать.
Позиционирование и компетентность
"Я твердо верю в удачу. И я заметил:
чем больше я работаю, тем я удачливее"
Томас Джеферсон, президент США
"Я никогда не говорю: "Мне нужно, чтобы вы это сделали". Я говорю: "Мне интересно, сумеете ли вы это сделать"
Генри Форд.
США на заре своего развития продемонстрировали незаурядные качества, причем американцы трудились интенсивнее и дольше англичан. В конце 19 века американцы занимались в основном копированием английского опыта в организации и предприимчивостью пытались овладеть искусством управления промышленного производства. Благодаря высоким ежегодным темпам роста ВВП, США вышли в лидеры. Американцы действовали со всей изобретательностью, и прежде всего это касалось самих себя. По словам основателя одной из влиятельных консультационных фирм Алена Макензи "Нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет ничего более трудного, чем быть результативным". Трогательное и почтительное отношение к самоменеджменту у американцев объясняется тем, что он не просто помогает быть успешным, но и учит быть победителем во всех сферах жизни.
Одним из ключевых факторов успеха американского лидерства была высокая культура управления временем. Это культура как часть американской управленческой культуры формировалась в период после Второй мировой войны. Для понимания позиционирования рядового американца, попробуем представить, из чего состоит формула успеха и воплощения американской мечты? Американцы представляют свою жизнь, как самый интересный и занимательный бизнес в мире. Это можно сравнить с портфельным инвестором, которому все равно, куда инвестировать средства, лишь бы достигнуть оптимального соотношения риска и доходности. Каждое утро у них на счету появляется 86400 долларов США. И если ими грамотно не распорядиться, то к концу дня это эта сумма списывается. Поэтому в соответствии со своими бюджетными представлениями ежедневно предстоит решать инвестиционно-потребительскую задачу. Можно забить гвоздь и получить оплату этого гвоздя. Можно сделать что-нибудь творческое, как например написать несколько страниц романа и в будущем получать неоднократные гонорары за авторские права. А на следующее утро появляется такая же сумма. Это сумма эквивалент количества времени в секундах в сутках. Деловой американец даже процесс питания соединяет с бизнесом. Приходя на деловой завтрак ранним утром, американец уже мыслями на работе, и если на нем заключается сделка, то это служит повышенным тонусом и душевным подъемом на весь день. Американцы неоднократно за день приходится играть роль либо потенциальных, либо реальных, поставщиков и клиентов. Они подсознательно оценивают изобретательность предложения товаров, работ, услуг. При этом, мысленно меняясь местами с поставщиком услуг. Иногда, когда при этой подмене возникают новые взгляды, идеи, решения, происходит трансформация их в уже существующий бизнес или открытие нового бизнеса.
По данным социологических опросов среди американских миллионеров приведенных в книге Стенли Т. Джи "Чтобы стать миллионером надо думать как миллионер" выделяются такие факторы успеха:
1. Социальные навыки:
- умение ладить с людьми;
- ярко выраженные качества лидера;
- способности продать идеи, продукцию и т.д.;
- наличие хороших наставников.
2. Ориентация по отношении к критике:
- умение игнорировать критику тех, кто стремиться умолить ваши достоинства;
- наличие духа соревнования или склонность характера к конкуренции;
- стремление заслужить уважение окружающих;
- чрезвычайная энергичность;
- хорошая физическая форма.
3. Порядочность и моральные устои:
- честность по отношении ко всем людям;
- наличие спутника или спутницы жизни, способных понять и помочь;
- сильная вера в Бога.
4. Творческий склад ума:
- способность видеть возможности, которых не замечают другие;
- способность найти подходящую нишу;
- специализация;
- любовь к своей карьере или бизнесу.
5. Капиталовложение: биржа или собственный бизнес:
- капиталовложения в акции открытых акционерных корпораций;
- наличие высококлассных консультантов по вопросам капиталовложений;
- умение правильно вкладывать капитал;
- способность быть самому себе хозяином;
- готовность пойти на финансовый риск при имеющейся возможности получить прибыль;
6. Удачливость по сравнению с дисциплиной:
- удачливость;
- дисциплинированность;
- хорошая организованность;
- способность работать усерднее, чем другие люди.
7. Интеллектуальная ориентация:
- наличие высокого интеллекта;
- обучение в престижном колледже;
- способность закончить обучение первым или в числе первых по успеваемости.