Возрождение казачьего субэтноса русского народа

Духовное, культурное, этносоциальное возрождение казачества представляет собой одно из ярких и сложнейших явлений в отечественной и мировой истории. Оно протекает в условиях недостатка достоверной и объективной информации об исторических корнях, культурных традициях казачества, его роли в истории русского и других народов нашей страны. Противоречиво и отношение к данному процессу: одни считают возрождение казачества исторической ошибкой, другие – естественным явлением .Ныне уже очевидно, что возрождение казачества не означает восстановление старого казачьего сословия со всеми его привилегиями[44].

Что же дошло до наших дней от казаков? Историческая память, семейные предания. Остались особая воля выжить, бойцовские качества, высокая бытовая культура и хозяйственность, особое отношение молодежи к воинской службе. В станицах и хуторах Дона сохранились и значительные особенности духовной культуры.

Вопрос о том, что такое казачество – самобытный этнос или социальный слой со всеми его статусными ролями, остается нерешенным до сих пор. Декларация России от 30 ноября 1990 г., извещающая о I Учредительном съезде движения, определяет казачество как «самобытный народ». Современная наука определяет казачество как субэтнос, т.е. исторически сложившуюся группу людей, возникшую в результате длительного и сложного процесса территориальной обособленности и специфики образа жизни. Как и любой другой субэтнос, казачество имеет относительно стабильные особенности культуры и психики, а также этнического самосознания.

Каков демографический потенциал казачества? По подсчетам специалистов в стране насчитывается до 10 млн. потомков казаков. На Дону сами казаки оперируют цифрой 1 – 2 млн. Методы идентификации с казачеством чрезвычайно условны, поэтому социологи пользуются приблизительными цифрами.

Как же протекало и протекает организационное оформление движения? В конце 80-х гг. в Москве среди участников казачьих фольклорных ансамблей родилась идея создания землячества московских казаков. Осуществилась она весной 1989 г. Этим было положено начало возникновения землячеств, обществ, клубов, а затем и казачьих политических организаций по всей стране. Учредительный круг, подготовленный Московским землячеством, состоялся в 1990 г. в Москве. Объединение прошло под патриотическими лозунгами возрождения былой славы и роли казачества в делах страны и призывами к восстановлению единой и неделимой России. Составными частями Союза казаков стали: Союзы казаков Ростова-на-Дону, Краснодара, Омска, Читы, Ставрополя, Элисты, Тюмени, Оренбурга, Иркутска, Хабаровска, Москвы, Санкт-Петербурга, Владикавказа и др[45].