F84.0 Детский аутизм

Диагностические критерии

А. Расстройство, при котором всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия, выступающие в форме неадекватной оценки социо-эмоциональных сигналов, что проявляется как:

отсутствие социо-эмоциональной взаимности (особенно характерно);

отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией;

отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении;

нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такое же отсутствие сопровождающей жестикуляции;

нарушения в ролевых и социально-имитативных играх.

К: исходя из этого пункта, ролевые и социально-имитативные игры не могут быть ведущим психокоррекционным методом, по крайней мере, на начальных этапах работы; это не означает, что при детском аутизме такой метод не может применяться вообще.

В. Характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением, интересами и активностью, что проявляется:

тенденцией устанавливать жесткий, раз и навсегда заведённый порядок во многих аспектах повседневной жизни;

в особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера;

моторными стереотипиями;

особым интересом к нефункциональным элементам предметов (запах или осязательные качества поверхности).

К: этот пункт отражает не только стереотипность поведения, но и искажение развития сенсорной сферы.

С. Аномалии развития должны отмечаться в первые три года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.

К: в отличие от стран Западной Европы и Северной Америки, в отечественной психиатрии у юношей и взрослых диагноз «аутизм» определять не принято. Диагноз, выставленный в детском возрасте, после 15 лет обычно пересматривается.

D. Отсутствие предшествующего, несомненно нормального развития.

К: в настоящее время показано, что отдельные признаки аутизма могут выявляться в возрасте 4-6 месяцев (см. с ).

Е. Часто наблюдаются неспецифические для аутизма расстройства, такие как страхи (фобии), нарушения сна и приёма пищи, вспышки гнева и агрессивность, самоповреждения.

К: Некоторые отечественные психологи и психиатры считают перечисленные нарушения (особенно страхи и фобии) неотъемлемыми компонентами клинической картины и патогенеза синдрома детского аутизма.

F. Дефицит спонтанности, инициативности и творчества как при выполнении заданий и инструкций, так и в организации досуга;

К: особо следует обратить внимание на необходимость обучать ребенка с аутизмом проводить свободное время; предоставленные самим себе, они, как правило, погружаются в стереотипные формы активности.

G. Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребёнка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом схожими расстройствами.

К: Наличие расстройств не вызывает разногласий, но относительно их квалификации и оценке динамики высказываются очень несхожие мнения.

Н. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Четвёртый знак указывает на причину расстройства:

F84.01 … обусловленный органическим заболеванием головного мозга;

F84.02 … вследствие других причин.

Включаются:

- аутистическое расстройство;

- инфантильный аутизм;

- инфантильный психоз;

- синдром Каннера.

Исключается:

- аутистическая психопатия (F84.5).

Ранний детский аутизм в МКБ-10 определяется как качественная несостоятельность в социальном взаимодействии (не менее 2-х пунктов из 5), качественная несостоятельность коммуникации (хотя бы 1 пункт из 4-х) и стереотипные паттерны поведения (хотя бы один пункт их 4-х).