Типа маркетинга с точки зрения состояния спроса

С точки зрения маркетинга основная задача фирмы заключается в удовлетворении разумных потребностей определенных групп потребителей в тех или иных товарах. Руководство фирмы отдает себе отчет, что для удовлетворения этих потребностей необходимо вести разнообразные и дорогостоящие исследования, создавать новые товары, удовлетворяющие растущие потребности потребителей. Цели деятельности фирмы не будут достигнуты, если ее товары не пользуются спросом. Поэтому управление маркетингом рассматривают также и как управление спросом.

Спрос можно подразделить на существующий в данный момент на рынке, потенциальный, определяемый покупательной способностью и числом потенциальных потребителей, и желательный с точки зрения фирмы, при котором обеспечен запланированный уровень продажи и необходимая рентабельность производства и торговли, оптимально используются производственные мощности предприятий и т.д. в зависимости от характера существующего и объема желательного спроса используют и соответствующий вид маркетинга, что показано в таблице 14. Выделяют восемь типов маркетинга с точки зрения состояния спроса.

Конверсионный маркетинг связан с наличием негативного спроса. Негативный спрос – такая ситуация, когда все или большая часть потребителей отказываются от приобретения товара (по определенной причине). Задача конверсионного маркетинга состоит в устранении причины отсутствия спроса, изменении отрицательного отношения потребителя к какому-то продукту на положительное путем его переделки, снижение цены и более эффективного его продвижения.

Стимулирующий маркетинг связан с отсутствием спроса по причине незнания или незаинтересованности потребителей. Задача стимулирующего маркетинга - распространение информации о товаре или фирме, устранение препятствий в распространении товара.

Развивающий маркетингсвязан с наличием потенциального спроса. Потенциальный спрос – это такая ситуация, когда люди испытывают потребность, но нет объекта, который бы ее удовлетворил. Задача развивающего маркетинга - превратить потенциальный спрос в реальный.Инструментами развивающего маркетинга являются: разработка продуктов, отвечающих возникшим новым потребностям, переход на новый качественный уровень их удовлетворения, использование специальной рекламы.

 

Таблица 14 – Типы маркетинга с точки зрения состояния спроса

 

Тип маркетинга Состояние спроса Задача маркетинга
Конверсионный маркетинг Негативный спрос Устранение негативного спроса
Стимулирующий маркетинг Спрос отсутствует Создание спроса
Развивающий маркетинг Потенциальный спрос Превращение потенциального спроса в реальный
Ремаркетинг Снижающийся спрос Повышение спроса
Синхромаркетинг Колеблющийся спрос Выравнивание спроса
Поддерживающий маркетинг Полный спрос Поддержание спроса
Демаркетинг Чрезмерный спрос Снижение спроса
Противодействующий Маркетинг Иррациональный спрос Ликвидация спроса

 

Ремаркетинг связан со снижающимся спросом, характерным для всех видов товаров и любого периода времени в зависимости от этапа жизненного цикла товара. Задача: возродить спрос с помощью элементов комплекса маркетинга.Инструменты ремаркетинга: предание товару новых свойств, проникновение на новые рынки и т. д.

Синхромаркетинг связан с колеблющимся спросом. Колеблющийся спрос имеет место при торговле товарами сезонного потребления. Задача синхромаркетинга - выронить спрос, распределив его колебания во времени, с помощью гибких цен, методов продвижения и других элементов маркетинга.

Поддерживающий маркетинг применяется, когда уровень и структура спроса полностью соответствует уровню и структуре предложения. Задача: удержать сложившуюся ситуацию на рынке. Управляющий по маркетингу должен проводить политику цен, целенаправленно обеспечивать рекламную работу, постоянно проверять целесообразность издержек на маркетинговые операции.

Демаркетинг применяется, когда спрос чрезмерно превышает предложение. На рынке существует неудовлетворенный спрос из-за недостаточного уровня производственных возможностей, ограниченности товарных ресурсов и сырья. Задачей демаркетинга является изыскание способов временного или постепенного снижения спроса в целях ликвидации ряда отрицательных рыночных явлений. Основные инструменты: значительное повышение цен и прекращение рекламной работы.

Противодействующий маркетинг связан с наличием иррационального спроса. Спрос определяется как иррациональный с точки зрения благополучия общества в целом и его членов при потреблении того или иного товара (спиртные напитки, табачные изделия, оружие, наркотики и др.).Задача противодействующего маркетинга сводится к убеждению людей отказаться от употребления вредных продуктов путем повышения цен и дискредитирующей информации.

 

 

Вопросы для самопроверки по разделу 2

1) Что такое «система маркетинговой информации» и из каких элементов она состоит?

2) Каковы основные информационные потребности маркетологов?

3) Объясните роль маркетинговых исследований в процессе управления предприятием.

4) Перечислите основные направления исследований в маркетинге.

5) Охарактеризуйте достоинства и недостатки первичной и вторичной маркетинговой информации.

6) Опишите процесс маркетинговых исследований.

7) Дайте сравнительную характеристику способов связи с аудиторией.

8) Каких правил стоит придерживаться при составлении анкеты?

9) Какие типы вопросов включают в анкеты? Укажите особенности различных типов.

10) Перечислите конъюнктурные ситуации, складывающиеся на рынке. Прокомментируйте последствия их наступления для фирмы и потребителей.

11) Какой уровень емкости рынка «важнее» для маркетолога? Почему?

12) Расскажите чем отличаются конечные потребители от потребителей-предприятий?

13) Зачем участнику рынка изучать поведение потребителя?

14) Охарактеризуйте факторы, оказывающие влияние на поведение конечных потребителей.

15) Перечислите этапы процесса принятия потребителем решения о покупке.

16) С какой целью в модель процесса покупки включен этап реакции на покупку?

17) Какие типы маркетинга выделяют в зависимости от состояния спроса на рынке?

18) Назовите маркетинговые мероприятия, способствующие снижению чрезмерного спроса.

19) Какова цель развивающего маркетинга?

20) При каком состоянии спроса применяется синхромаркетинг?