Этапы процесса принятия решения о покупке.

1) Осознание проблемы.Потребитель осознает разницу между реальным и потенциальным состоянием. Нужда может быть вызвана внутренними или внешними раздражителями.

Осознание проблемы
Поиск информации
Оценка вариантов
Решение о покупке
Реакция на покупку

 


Рисунок 9 – Процесс принятия решения о покупке

 

2) Поиск информации.Потребитель пытается получить дополнительную информацию, при этом он может просто проявить повышенное внимание, а может приступить к активным действиям по сбору необходимых сведений. В процессе поиска информации потребитель обращается к следующим источникам:

- личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые);

- коммерческие источники (реклама, продавцы, выставки, посредники, упаковка);

- общедоступные источники (СМИ, организации, занимающиеся изучением и классификацией потребителей);

- эмпирические источники(осязание, изучение, использование товара).

3) Оценка вариантов.Потребитель оценивает разные варианты выбора, основываясь на полученной информации. Каждый покупатель рассматривает товар как совокупность его свойств, и потребители придают разную степень важности разным товарам.

Полное удовлетворение товаром, на которое рассчитывает потребитель, меняется в зависимости от параметров различных свойств товаров. Если покупатель еще не выбрал товар и находится на стадии оценки, то маркетолог может предпринять определенные шаги, чтобы повлиять на выбор потребителя.

4) Решение о покупке.На этой стадии потребитель фактически приобретает товар. Этому решению могут помешать отношение к товару других людей и непредвиденные обстоятельства.

5) Реакция на покупку.Потребитель предпринимает дальнейшие действия после приобретения товара, основываясь на чувстве удовлетворенности или неудовлетворенности.

Почти каждая крупная покупка вызывает основательный когнитивный (познавательный) диссонанс, то есть чувство дискомфорта, которое вызвано сомнениями в правильности сделанного выбора, такие сомнения посещают покупателя после совершения покупки.

Удовлетворенный покупатель приобретает товар повторно, покупает другие продукты предприятия, являясь источником благоприятной информации о товаре и предприятии, меньше внимания уделяет рекламе конкурирующих фирм.

Неудовлетворенный покупатель может отказаться от использования товара, возвратить его продавцу, высказать свое неблагоприятное впечатление друзьям и даже способен разрушить хорошую репутацию товара и ее компании.

На поведение потребителей-предприятий оказывают влияние следующие факторы:

1) факторы окружающей среды.Покупатели товаров промышленного назначения находятся под сильным влиянием таких факторов текущей и ожидаемой экономической обстановки, как уровень первичного спроса, экономическая перспектива, стоимость и условия получения кредита. Влияют на потребителей-предприятий и такие факторы окружающей обстановки, как дефицит основных исходных материалов, темпы НТП, политические события, деятельность конкурентов;

2) факторы особенностей предприятий.У любого предприятия есть свои собственные цели, политические установки, собственные методы работы, своя организационная структура и свои внутриорганизационные системы;

3) факторы межличностных отношений. В состав закупочного центра обычно входят несколько человек разного статуса, с разными полномочиями, разным умением поставить себя на место другого, разным умением убеждать;

4) факторы индивидуальных особенностей представителей предприятия. Каждый участник принятия решения о закупке привносит в процесс свои личные мотивации, восприятия и предпочтения. Все это зависит от возраста конкретного лица, уровня его доходов, образования, служебного положения, типа его личности и готовности пойти на риск.

Потребитель-предприятие при принятии решения о покупке преодолевает больше этапов:

1) осознание проблемы;

2) обобщенное описание нужды;

3) оценка характеристик товара;

4) поиск поставщиков;

5) запрашивание предложений;

6) выбор поставщиков;

7) разработка процедуры выдачи заказа;

8) оценка работы поставщика.

Поведение потребителя существенно меняется в зависимости, от того, какой товар он покупает – тюбик зубной пасты, теннисную ракетку, дорогой фотоаппарат или новый автомобиль. Чем сложнее принять решение о покупке, тем больше требуется участников. В основу разделения потребителей на типы положены понятия уровня вовлечения и степени различия между марками.

1) Сложное покупательское поведениенаблюдается в ситуации, когда высокая степень вовлечения сопровождается значительными различиями между марками товаров. Высокая степень вовлечения потребителей имеет место, если продукт стоит дорого, его покупка связана с риском, происходит редко. Обычно в таких случаях потребитель стремится получить как можно больше информации о характеристиках товара данной группы (компьютер 8 Мбайт памяти, процессор «Пентиум»).

2) Неуверенное покупательское поведениенаблюдается в ситуациях с высоким уровнем вовлечения, когда товар стоит дорого, его покупка связана с риском, однако разница между разными марками товаров не велика (например, процесс приобретения ковра).

3) Привычное покупательское поведениеимеет место при условии низкого вовлечения потребителя и небольшой разнице между разными марками товара (соль). Когда дело касается дешевых и часто приобретаемых товаров, покупатели обычно отличаются низкой степенью вовлеченности.

4) Поисковое покупательское поведениепроявляется в ситуации, когда низкая степень вовлеченности потребителей сопровождается ощутимыми различиями между разными марками товаров. Например, при покупке печенья покупатель может руководствоваться определенными мнениями и выбирать печенье без предварительной оценки, а оценку провести уже после потребления. В следующий раз потребитель может приобрести другую марку печенья – просто для разнообразия. Причиной смены является многообразие, а не неудовлетворенность.

Лидер рынка будет поощрять привычное покупательское поведение, а компании, претендующие на лидерство, следует поощрять поисковое покупательское поведение, предлагая более низкие цены, скидки, купоны.