Интервью
Интервью - метод сбора социальной информации, основанный на вербальном социально-психологическом взаимодействии интервьюера с респондентом (респондентами) с целью получения данных, интересующих исследователя.
Виды интервью.В социологии различают три вида интервью: формализованное (стандартизированное), фокусированное и свободное.
Формализованное интервью с закрытыми вопросами - самая распространенная разновидность. В нем общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией. В формализованном интервью влияние интервьюера на качество данных сведено к минимуму, а надежность получаемой информации доведена до высокого уровня.
Интервьюер воспроизводит вопросы без каких-либо отклонений от заданных исследователем формулировок, а респондент дает ответы в свободной форме. Способ фиксации ответов стандартен и предусмотрен инструкцией.
Фокусированное интервью требует меньшей стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Его цель - извлечь информацию, узнать мнения, оценки о конкретной проблеме, явлении, событии.
Свободное интервью - это общение интервьюера и опрашиваемого без какой-либо строгой детализации вопросов. Оно характеризуется минимальной стандартизацией. Такие беседы уместно проводить на стадии разведки, уточнения проблемы исследования, когда определяется только тема беседы
Есть ситуации, где интервью уникально и не может быть заменено анкетированием:
1) зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, когда разрабатывается теоретическая модель предмета исследования и выдвигаются гипотезы;
2) пилотаж (пробное исследование), в ходе которого проверяется качество методического инструментария.
В последнее время в нашей стране получило широкое распространение телефонное интервью. К его достоинствам следует отнести оперативность, низкие издержки на подготовку полевой документации (иногда просто не требуется ее размножение), уменьшение личностно-психологического влияния интервьюера на респондента в сравнении с традиционным интервью.