РАЗДЕЛ III: ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

ВОПРОС 18. Бытие.

 

1. Общее понятие онтологии. Проблема бытия – первоначальный предмет философии.

 

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

 

2. Содержание категории «бытие».

 

Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

 

окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

 

окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

 

материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

 

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции – самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

 

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

 

3. Формы бытия.

 

Основными формами бытия являются:

 

материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

 

идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

 

человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

 

социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

 

Среди бытия также выделяются:

 

ноуменальное бытие (от слов «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

 

феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

 

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

 

4. Бытие и небытие.

 

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

 

Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

 

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.


 

ВОПРОС 19. Материя (материальное бытие).

 

1. Материальное бытие и основные подходы к понятию «материя».

 

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

 

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

 

материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

 

объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального) духа;

 

субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

 

позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

 

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

 

2. Структура материи: ее элементы и уровни.

 

Элементами структуры материи являются:

 

неживая природа;

 

живая природа;

 

социум (общество).

 

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

 

Уровнями неживой природы являются:

 

субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньше, чем атом);

 

микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны);

 

ядерный (ядро атома);

 

атомарный (атомы);

 

молекулярный (молекулы);

 

уровень единичных вещей;

 

уровень макротел;

 

уровень планет;

 

уровень систем планет;

 

уровень галактик;

 

уровень систем галактик;

 

уровень метагалактик;

 

уровень Вселенной, мира в целом.

 

К уровням живой природы относятся:

 

доклеточный (ДНК, РНК, белки);

 

клеточный (клетка);

 

уровень многоклеточных организмов;

 

уровень видов;

 

уровень популяций;

 

биоценозы;

 

уровень биосферы в целом.

 

К уровням социума относятся:

 

отдельный индивид;

 

семья;

 

группа;

 

коллективы разных уровней;

 

социальные группы (классы, страты);

 

этносы;

 

нации;

 

расы;

 

отдельные общества;

 

государства;

 

союзы государств;

 

человечество в целом.

 

3. Характерные черты (свойства) материи.

 

Характерными чертами материи являются:

 

наличие движения;

 

самоорганизация;

 

размещенность в пространстве и времени;

 

способность к отражению.

 

4. Движение – неотъемлемое свойство материи.

 

Движение – неотъемлемое свойство материи. Выделяются:

 

механическое движение;

 

физическое движение;

 

химическое движение;

 

биологическое движение;

 

социальное движение.

 

Движение материи:

 

возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

 

всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики – во Вселенной);

 

постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

 

Движение также может быть:

 

количественным – перенос материи и энергии в пространстве;

 

качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

 

Количественное движение (самоизменение материи) делится на:

 

динамическое;

 

популяционное.

 

Динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм.

 

Популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и «эмержментно» (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

 

5. Способность материи к самоорганизации.

 

Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

 

Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.

 

В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи – материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

 

1) «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид матери, но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды – и затем развивается по динамическому типу;

 

2) «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.

 

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.

 

Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин.

 

6. Расположенность материи во времени и пространстве.

 

Материя имеет расположение во времени и пространстве.

 

По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:

 

субстанциональный;

 

реляционный.

 

Сторонники первого – субстанционального (Демокрит, Эпикур) – считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

 

Сторонники второго – реляционного (от лат. relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

 

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

 

время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;

 

пространство – форма бытия матери, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

 

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

 

Теория относительности, открытая в середине ХХ в. Альбертом Эйнштейном:

 

подтвердила правильность реляционной теории – то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;

 

перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

 

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

 

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

 

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.

 

Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) – следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема…

 

Отражение бывает:

 

физическим;

 

химическим;

 

механическим.

 

Особый вид отражения – биологический, который включает в себя стадии:

 

раздраженности;

 

чувствительности;

 

психического отражения.

 

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно материалистической концепции сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.


 

ВОПРОС 20. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение.

 

1. Сложность проблемы сознания для философии.

 

Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

 

В настоящее философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

 

сознание существует;

 

оно имеет особую, идеальную природу 9сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

 

2. Основные подходы к проблеме сознания в философии – физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный (классический материализм).

 

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

 

физикализм;

 

солипсизм;

 

объективный идеализм;

 

умеренный материализм.

 

Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

 

Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

 

головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

 

сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

 

человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

 

медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

 

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания:

 

образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

 

сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

 

никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

 

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвления являются:

 

«теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

 

теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

 

теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).

 

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

 

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся):

 

объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

 

умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка, зрения, наиболее распространенная в российской философии.

 

3. Три главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания: божественное, присуще всей живой природе, присуще только человеку.

 

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

 

сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

 

сознание присуще всем живым организмам;

 

сознание – свойство исключительно человеческое.

 

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание су4ществует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

 

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

 

теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

 

теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

 

теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

 

теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

 

теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство матери.

 

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

 

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

 

жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

 

инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

 

животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;

 

многие действия, совершаемые животными (особенно высшим – кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

 

животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

 

Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

 

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с разделением ролей.

 

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.


 

ВОПРОС 21. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения.

 

1. Общее понятие теории отражения. Свойство материи отражать другие виды материи.

 

В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.

 

Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

 

Ключевыми понятиями теории отражения являются:

 

отражение;

 

раздражимость;

 

чувствительность;

 

психическое отражение;

 

сознательная форма отражения.

 

Материи вообще присуще свойство отражения. Отражение по своей природе – это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

 

Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т.д.), отражение костей древних животных на камне, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоеме…

 

Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими («Каждая вещь – эхо и зеркало Вселенной»).

 

Элементарными формами отражения являются:

 

механическое;

 

физическое;

 

химическое.

 

Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.

 

2. Формы биологического отражения.

 

Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются:

 

раздражимость;

 

чувствительность;

 

психическое отражение.

 

Раздражимость – простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример – высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха «за Солнцем».

 

Чувствительность – следующая, более высокая форма биологического отражения – способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

 

Психическое отражение – систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

 

Сознание – высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращенности сознания на само себя – мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

 

Сознание человека отличается от сознания внешних животных:

 

большей глубиной;

 

большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности – труду;

 

способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению);

 

возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, - языка в устной и письменной формах).

 

3. Основные свойства человеческого сознания.

 

Главными свойствами человеческого сознания являются:

 

идеальность;

 

интенциональность;

 

идеаторность.

 

Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:

 

противоположно материальному миру;

 

независимо от материи;

 

в некоторых случаях первично по отношению к материи;

 

неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств.

 

Это означает следующее.

 

Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может «вмещать» в себя все – песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету). Сознание, его образы – самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все).

 

Сознание во многих случаях предшествует материи – точнее, матери, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, «образ» данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложные замыслы (образы) – строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т.д.

 

Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось «увидеть», обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание.

 

Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.

 

Интенциональность сознания подразумевает наличие:

 

предмета сознания (что «видит» сознание);

 

формы (как оно воспринимает предмет).

 

Основными формами сознания являются:

 

восприятие;

 

осмысление;

 

оценка;

 

воспоминание;

 

фантазирование;

 

жизненный опыт.

 

Предметом сознания, в свою очередь, являются:

 

окружающий мир, его предметы, явления;

 

особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.

 

Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

 

Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания – языка.

 

Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.


 

ВОПРОС 22. Диалектика.

 

1. Общее понятие диалектики и развития.

 

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

 

законы диалектики;

 

категории;

 

принципы.

 

Главная проблема диалектика – что такое развитие?

 

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

 

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

 

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

 

2. Общее понятие законов диалектики.

 

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

 

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

 

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

 

охватывают все сферы окружающей действительности;

 

раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

 

Выделяются три базовых закона диалектики:

 

единства и борьбы противоположностей;

 

переход количества в качество;

 

отрицания отрицания;

 

3. Закон единства и борьбы противоположностей.

 

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

 

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

 

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

 

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

 

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

 

Можно также выделить различные виды борьбы:

 

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

 

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

 

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

 

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

 

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

 

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

 

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

 

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

 

4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

 

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

 

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

 

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

 

Мера – единство количества и качества.

 

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

 

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

 

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

 

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

 

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

 

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

 

резко, одномоментно;

 

незаметно, эволюционно.

 

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

 

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

 

5. Закон отрицания отрицания.

 

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

 

Примеры:

 

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

 

«эстафета поколений»;

 

смена вкусов в культуре, музыке;

 

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

 

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

 

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

 

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

 

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

 

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

 

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

 

Примеры:

 

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

 

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

 

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

 

6. Основные принципы диалектики.

 

Основными принципами диалектики являются:

 

принцип всеобщей связи;

 

принцип системности;

 

принцип причинности;

 

принцип историзма.

 

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

 

Связи могут быть:

 

внешние и внутренние;

 

непосредственные и опосредованные;

 

генетические и функциональные;

 

пространственные и временные;

 

случайные и закономерные.

 

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

 

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

 

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

 

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

 

вечность неуничтожимость истории, мира;

 

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

 

7. Категории диалектики.

 

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

 

сущность и явление;

 

форма и содержание;

 

причина и следствие;

 

единичное, особенное, всеобщее;

 

возможность и действительность;

 

необходимость и случайность.


 

ВОПРОС 23. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека.

 

1. Общее понятие человека и личности. Неразрывность социального и биологического начал в человеке.

 

Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становиться еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества.

 

Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

 

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

 

Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

 

Таким образом, человек – это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начала человека контролирует биологическое.

 

Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно – биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

 

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

 

2. Выделение качеств человека – способ характеристики его личности.

 

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности – врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

 

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

 

В значительной мере качества формируется под влиянием семьи и общества.

 

В философии выделяются позитивные моральные качества:

 

гуманизм;

 

человечность;

 

честь;

 

совесть;

 

скромность;

 

великодушие;

 

справедливость;

 

верность;

 

иные качества.

 

И общество осуждаемые – негативные:

 

чванливость;

 

цинизм;

 

грубость;

 

тунеядство;

 

трусость;

 

нигилизм;

 

иные негативные черты.

 

К общественно полезным качествам относятся:

 

воля;

 

решимость;

 

мудрость;

 

умение;

 

установки;

 

убеждения;

 

патриотизм.

 

Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни качества развиты больше, другие меньше.

 

3. Общее понятие и содержание потребностей и интересов, их классификация и иерархия.

 

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

 

Потребности – это то, в чем человек чувствует необходимость.

 

Потребности могут быть:

 

биологическими (естественными) – в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

 

духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;

 

материальными – обеспечить достойный уровень жизни;

 

социальными – реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

 

Потребности – основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей – важный компонент человеческого счастья.

 

Значительная доля потребностей (кроме биологичесикх) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

 

Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

 

Интересы – конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы – также двигатель прогресса.

 

Среди интересов выделяются:

 

личные (индивидуальные);

 

групповые;

 

классовые (интересы социальных групп – рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

 

общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

 

государственные;

 

интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).

 

Также интересы могут быть:

 

материальными и духовными;

 

нормальными и ненормальными;

 

долговременными и ближайшими;

 

разрешенными и неразрешенными;

 

общими и антагонистическими.

 

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (например, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внимание на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребности и интересы детей и стариков также могут быть иными).

 

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т.д.), и соотносятся с общими интересами.

 

4. Социальные нормы и их влияние на личность.

 

Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.

 

Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей.

 

Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей.

 

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

 

поддерживают порядок, равновесие в обществе;

 

подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты, «окультуривают» человека;

 

помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

 

Видами социальных норм являются:

 

нормы морали;

 

нормы группы, коллектива;

 

специальные (профессиональные) нормы;

 

нормы права.

 

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или обществом); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

 

Групповые нормы – особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т.д.).

 

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т.д.).

 

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

 

устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами;

 

имеют общеобязательный характер;

 

формально-определенны (четко сформулированы в письменной форме);

 

регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще);

 

подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).

 

5. Деятельность и ее значение для превращения индивида в личность.

 

Жизнь человека и общества невозможна без деятельности – целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

 

В совместном развитом обществе труд – одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.

 

Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

 

Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество.

 

6. Жизненная позиция личности, ее виды.

 

Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

 

Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

 

Выделяются две основные жизненные позиции:

 

пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

 

активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

 

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

 

авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

 

групповая-конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестоко придерживается норм, принятых в группе);

 

общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению»); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

 

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

 

активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;

 

подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

 

игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества – в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

 

непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность (пример: революционеры – Ленин и другие).

 

7. Воспитание личности.

 

Для нормального вхождения в общество, для его адаптации, гармонично существования самого общества необходимо воспитание личности.

 

Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

 

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом.

 

В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.

 

Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т.д.).

 

Основные цели воспитания:

 

подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт);

 

развить общественно ценные качества личности;

 

стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;

 

научить человека взаимодействию с другими людьми;

 

научить человека труду.


 

ВОПРОС 24. Общество.

 

1. Понятие общества.

 

Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

 

2. Две основные сферы общественного бытия и главные сферы жизни общества.

 

Общественное бытие имеет две стороны:

 

объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т.д.);

 

субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

 

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.

 

Основными сферами жизни общества являются:

 

экономическая;

 

социальная;

 

политическая;

 

духовная.

 

3. Экономическая сфера.

 

Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

 

производство;

 

распределение;

 

обмен;

 

потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

 

Экономическая сфера существует в следующих формах:

 

экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

 

деятельность институтов управления экономикой;

 

способ производства материальных благ.

 

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

 

производительные силы;

 

производственные отношения.

 

Производительные силы – люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

 

Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

 

орудия труда;

 

сырье и материалы;

 

здания, сооружения;

 

транспорт и т.д.

 

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.

 

К ним принадлежат:

 

отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

 

отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

 

отношения по поводу распределения производственных материальных благ.

 

Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:

 

создает материальную базу существования общества;

 

способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

 

непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

 

влияет на политические процессы;

 

влияет на духовную сферу – как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

 

4. Социальная сфера.

 

Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

 

Основными элементами социальной структуры общества являются:

 

классы;

 

страты;

 

сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);

 

люди города и деревни;

 

представители физического и умственного труда;

 

социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

 

национальные общности.

 

По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:

 

классовый, согласно которому все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;

 

стратификационный; согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и т.д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.

 

Особое значение имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина – в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции, интеллигента – в число предпринимателей и т.д.).

 

Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

 

С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

 

Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно:

 

страны с высочайшим уровнем мобильности – США, Италия, Япония;

 

страны со средним уровнем мобильности – Канада, Великобритания;

 

страны с крайне низким уровнем мобильности – Голландия, Швейцария, Дания.

 

В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жестокой взаимосвязанностью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе.

 

Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество – общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

 

Тенденций развития современного общества является:

 

превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;