Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. 11 страница

Диагностические критерии нарцисстического личностного расстройства, согласно DSM-IV (1994), включают всепроникающий паттерн грандиозности и отсутствие эмпатии. Расстройство может диагностироваться при установлении пяти или более признаков, среди которых выделяются: 1) грандиозное чувство самозначимости; 2) захваченность фантазиями неограниченного успеха, власти; 3) вера в собственную уникальность, которую могут оценить только особо одаренные люди; 4) потребность в восхищении; 5) чувство привилегированности; 6) эксплуатативность в межличностных отношениях; 7) отсутствие эмпатии; 8) зависть к достижениям других; 9) вызывающее, наглое поведение.

Психоаналитики называют нарцисстическими тех лиц, личности которых организованы вокруг сохранения их завышенной положительной самооценки за счет получения постоянного подкрепления извне. Известно, что самооценка каждого человека зависит от одобрения или неодобрения авторитетными значимыми людьми. Тем не менее, у некоторых людей зависимость от внешних "подкреплений" выражена до такой степени, что другие факторы при этом не учитываются и сверхзанятость свои имиджем в глазах других выходит за пределы обычных реакций на похвалу и критику.

Автор известного психоаналитического словаря Rycroft (1972) определяет нарциссизм как вариант солипсизма – "тенденции пользоваться собой в качестве точки отсчета, вокруг которой организуется опыт. В этом смысле открытие, что кто-то не является единственной головой на плече и что мир не создан исключительно для чьего-то собственного блага, включает потерю нарциссизма".

Lash (1979) понимает под нарциссизмом, в частности, чрезвычайный индивидуализм, пренебрежение к другим людям, сверхзанятость собственными интересами, отсутствие интереса к социальной сплоченности.

Freud считал, что "первичный нарциссизм" является нормальной стадией развития, в которой младенец блаженно фиксирован исключительно на самом себе. Первичный нарциссизм, согласно Freud'у, – предтеча объектных отношений. Способность "инвестировать" либидо в других людях появляется в процессе дальнейшего развития ребенка.

Freud объяснял механизм ряда психических расстройств вторичным нарциссизмом, при котором либидо регрессивно "отходит" от внешнего мира и повторно интроецируется в себя, в собственный Self. Такую динамику Freud считал характерной для паранойи, шизофрении, а также в определенной степени для ипохондрических состояний.

Вторичный нарциссизм выражается в патологическом эгоцентризме, отсутствии способности устанавливать продуктивные обоюдные контакты, признавать за другими людьми право на самостоятельные (противоречащие интенциям нарцисстического субъекта) устремления и право на осуществление собственных целей. Окружающие люди представляют для таких личностей интерес только как объекты для манипуляции, "инструменты" для достижения собственных нарцисстических планов.

В психоаналитической литературе дискутируется вопрос о том, существует ли в действительности выделенный Freud'ом первичный нарциссизм, рассматривающийся им позже как недифференцированное экзистенциальное состояние ребенка еще до появления рудиментарного egо. Это состояние относится фактически к внутриутробному периоду, когда расщепления между субъективным и внешним миром не существует.

Laplanche и Pontalis (1988) приводят два возражения, которые могут возникать в связи с подобным представлением о первичном нарциссизме:

1) Терминологически при таком подходе теряется само отношение к имиджу Self'а или к зеркального типа отношению, заложенным в этимологии слова "нарциссизм". Если речь идет о недифференцированном, лишенном объектов состоянии, то трудно описывать его в рамках термина "первичный нарциссизм".

2) Эмпирически существование такого состояния очень проблематично. Некоторые авторы считают, что объектные отношения в "форме" первичной любви к объекту очевидны уже в акте сосания. Они отвергают мифические представления о первичном нарциссизме, понимаемом как первичное, лишенное объектов состояние внематочного существования". Melanie Klein (1945) утверждала, что нет оснований говорить о нарцисстической стадии развития, поскольку объектные отношения возникают с самого начала существования. Термин нарцисстическое "состояние" правомочно применять только в случае переключения либидо на интернализированные объекты. Klein обнаруживала, что дети в раннем возрасте уже имеют egо, активно вовлеченное в такие психические процессы, как идеализация, обесценивание, расщепление. Balint (1968), Fairbairn (1952) утверждали, что люди связаны с объектами (object – related) с самого начала своей жизни. Младенцы активно взаимодействуют с матерью с момента рождения, они могут, например, отличать запах молока своей матери от другого с первых часов жизни (Stern, 1985).

Symmington (1993) на основании такого рода данных приходит к заключению, что "единственный существующий нарциссизм-вторичный".

Кеrnberg считает, что существует первичный детский нарциссизм. Уже при рождении ребенок чувствует, что он нарцисстичен. Коhut рассматривает это явление как нормальное, не носящее нарцисстического характера.

Некоторыми исследователями, изучавшими проблему нарциссизма, высказывается мнение, что это нарушение исключительно затрагивает egо. С нашей точки зрения, это не совсем правильно. Термин egо активно используется в психоанализе. Freud писал свои работы о нарциссизме в основном до того, как он произвел условное деление психической деятельности на сферы egо, id и superegо. На самом деле, нарциссизм затрагивает всю личность и касается не только egо, но и superegо и какой-то части бессознательного. Поэтому более правильно говорит о фиксации энергии не на egо, а на Self'е, включающем в себя не только egо, но и часть бессознательного.

Abraham (1973), Rosenfeld (1965), Kernberg (1975) и др. акцентуируют основное внимание на деструктивности нарциссизма. Нарцисстический человек всегда болезненно завистлив, не переносит успеха других людей, ненавидит их, старается причинить им вред вплоть до разрушения. Он признает существование одного лишь собственного Self, считая отношения взаимности, любви и дружбы непозволительными.

Этот вид "толстокожего" нарциссизма Rosenfeld противопоставляет более легкому "тонкокожему", связанному с "переключением" либидо с внешних объектов на себя. Последний вариант нарциссизма Britton (1998) предложил называть "либидинальным".

Britton, развивая идеи Rosenfeld'а, считает, что "умеренная доза" (modicum) "гносеологического нарциссизма ("epistemic narcissism"), выражающегося в убежденности в правоте своих идей, характеризует человека с ассертивными творческими подходами. В то же время Britton признает, что гносеологический нарциссизм является по своей природе формой психологической защиты. Это связано с тем, что окружающие воспринимаются в качестве угрожающих объектов, с которыми приходится сосуществовать, завидуя и ненавидя их. Единственным способом сохранения себя в позиции нарцисстического всемогущества является немедленное воображаемое устранение объектов, что достигается пренебрежением, подавлением эмпатии, манипулированием, с целью отрицания значимости угрожающих объектов.

Патологические стороны нарцисстической структуры подчеркиваются Kernberg'ом (1975): "грандиозный Self, соединяющий слияние реального Self'a и идеального объекта и результирующий в идеализированной самодостаточности, делает для субъекта невозможным установление интимных отношений, включая анализ". Kernberg считает, что человек с нарциссизмом мог бы выразить свои чувства следующим образом: "Мне не нужно бояться возможного отвержения за то, что я не живу в соответствии с собственным идеалом, который обеспечит мне любовь идеального человека, способного в моем воображении любить меня. Этот идеальный персонаж, мой идеальный имидж этого человека и мой идеальный self едины и они лучше, чем тот идеальный человек, любви которого я желаю. Таким образом, я уже ни в ком не нуждаюсь". (цит. по Holmes, 2002. p190). По мнению Holmes (2002), нарцисстический субъект " соединяет в себе три уровня чувств: внешнее отрицание зависимости и следующее из этого самовосхищение, под которыми находится всепоглощающая оральная зависть и фрустрированная жажда о любящей заботе".

Kohut (1971) рассматривает нарциссизм (любовь к себе) и любовь к объекту в виде двух различных линий развития, сохраняющихся отдельно в течение всей жизни. Автор исходит из положения о неправильности континуальной модели, в рамках которой между этими двумя видами любви имеет место плавный переход. В отличие от Kernberg'а, Kohut подчеркивает здоровый характер нарциссизма, причисляя к последнему амбиции, вдохновение, идеалы, положительное отношение к себе. С точки зрения Kohut'а, в процессе развития ребенка не происходит перехода от нарциссизма к объектной любви, последняя "не заменяет" нарциссизм. Изменение нарцисстических настроений в сторону их ослабления связано с приобретением опыта, различными разочарованиями, постепенным исчезновением многих иллюзий. В результате в здоровом варианте, достигнув зрелости, человек ставит перед собой реальные egо-цели на основе положительного отношения к себе.

Kohut считал формирование здорового нарциссизма необходимым компонентом здорового развития ребенка. Здоровый нарциссизм, согласно автору, не является признаком незрелости или тем более психического заболевания, наоборот, он создает предпосылки для адекватных Self-объектных отношений в процессе дальнейшего развития.

Kohut использовал термин "Self-объект" ("Self-object") для описания особых интимных отношений между родителем и ребенком. Смысл отношений в том, что в них другой, с одной стороны, не является полностью частью Self'а, и в то же время – не полностью отделен от собственного Self'а. Родители ребенка в его раннем возрасте являются Self-объектами, так как они воспринимаются ребенком как продолжение его Self'а, которое он в состоянии в определенной степени контролировать. Kohut рассматривает такую Self-объектность как важное противопоставление чрезмерной фиксации на сепаратности и автономии, свойственных современному обществу.

Автор подчеркивает, что для нормального созревания необходимо соблюдение баланса между позволяемостью (балованием) и ограничением инфантильной грандиозности. "Всевластие" ребенка должно ограничиваться реальностью и осознанием границ своих возможностей.

Для воспитания психологически здоровой личности необходимо то, что Kohut и Seitz (1963) называют "оптимальной фрустрацией": "Если ребенок избалован (не оптимально фрустрирован), он сохраняет необычное количество нарциссизма или всевластия; в то же время, вследствие отсутствия действительных навыков, чувствует себя приниженным. Подобно этому чрезмерно фрустрирующие переживания ведут к сохранению всевластных фантазий". Эффективность решения задачи обеспечивается участием обоих родителей. Например, отец фрустрирует у ребенка чувство исключительного обладания матерью и, в то же время, помогает ребенку превратить его грандиозность в состояние "биполярного Self'а". Два полюса биполярного Self'а представляют собой:

a) идеалы, к которым стремимся и

б) чувство реальных возможностей для их достижения, которое противопоставляется чувству всевластного контроля.

Психодинамика нарциссизма связана с чувством защищенности, которое создает у ребенка "основу безопасности", особенно важную в неблагополучных или опасных ситуациях. Лица, заботящиеся о ребенке, и, прежде всего, мать обеспечивают формирование такой основы уже в раннем периоде жизни.

Holmes (2002) полагает, что уже в течение первого года жизни дети подразделяются на тех, у кого основа безопасности сформировалась, что характеризуется наличием стабильной уверенной привязанности, и детей с паттерном "ненадежной привязанности". Последний вариант представляет защитную реакцию на "субоптимальное" выполнение родительской функции. Ненадежная привязанность приводит к избеганию, "прилипанию", амбивалентным и дезорганизованным типам поведения.

На значение надежной привязанности указывает Winnicott (1968). В этих случаях поведение матери в ее отношении к ребенку ответственно и настроено с ним на одну волну. Лицо матери является для ребенка зеркалом, в котором он видит свое отражение и таким образом начинает "находить и познавать себя". Развитие нормального здорового нарциссизма зависит от того, каким является это материнское зеркало, способна ли мать адекватно отражать чувства ребенка. В положительном варианте происходит формирование здорового Self'а. Если зеркало ничего не отражает, не реагирует на эмоции ребенка, реагирует в несовпадающем ритме, отражает свои отрицательные эмоции, у ребенка закладываются избегающие дезорганизованные или амбивалентные модели поведения, которые в дальнейшем обнаруживаются в нарцисстических проявлениях.

Holmes объясняет такую последовательность на примере мифа о Нарциссе, считая, что Нарцисс и Эхо воплощают подходы избегания и амбивалентности. Лейриопа-мать Нарцисса, очевидно, испытывала по отношению к сыну амбивалентные чувства, так как была изнасилована его отцом. В свою очередь, Нарцисс в поисках определенной безопасности, подавлял чувства любви и старался быть эмоционально независимым и самодостаточным. В своих представлениях он мог идти дальше, отрицая обстоятельства собственного зачатия и видя себя в фантазиях "самозародившимся". Он очень нравился себе, что укрепляло его чувство безопасности. Испытывая и подавляя негативные чувства по отношению к матери, не доверяя ей, он также пренебрегал и остальными людьми, избегая их.

Нимфа Эхо, согласно мнению Holmes, наоборот, демонстрирует амбивалентную привязанность. Self Эхо существует исключительно как ответ на стимулы извне. Нарциссизм Эхо в метафорическом смысле анти-нарцисстичен. Эхо может лишь надеяться на то, что "прилипая" к кому-то оно периодически обретает себя.

Self нарцисса основывается на стабильном ощущении самодостаточности. Его постоянное избегание приводит к развитию грандиозного Self'а. Эхо находится в перманентной зависимости и демонстрирует негативный нарциссизм.

Holmes подчеркивает, что следование стратегиям избегания и амбивалентности включает необходимость "абсорбции в свой Self каких-то функций необходимого другого", или же проекции части собственных черт на объект примыкания, атрибутирования другому своих собственных качеств. Если этого не происходит, и у человека отсутствует когерентная репрезентация другого, наступает дезорганизация. Психологическое выживание обусловлено способностью формировать отношения близкой привязанности для достижения внешнего поддерживающего источника в окружающей реальности и "внутренней безопасной базы" внутри Self'а (Holmes, 2001).

Установление этой базы создает необходимые условия для отношения к другому как к отдельному, независимому существу и установления с ним нормальных Self-объектных отношений.

Автор полагает, что сверхбдительные к чувству опасности ("эхоические") нарцисстические субъекты фиксированы на своем Self'е и/или теле как на безопасной базе. Они "прилипают" к последней все сильнее и, чем в большей степени это прилипание выражено, тем менее выражено чувство безопасности.

Забывчивые нарциссы под влиянием бессознательного чувства неполноценности и зависти не имеют возможности устанавливать обоюдные отношения. Они выстраивают отношения с другими людьми на основе принуждения и силы. Для них характерна озабоченность тем, как они выглядят в глазах других.

Наедине с собой нарцисстические лица испытывают отрицательные чувства по поводу своей фальшивости и того, что их никто не любит. Наличие способности подавления этих чувств и репрессирования их в бессознательное необходимо и важно для сохранения когерентности и предупреждения развития нарцисстической депрессии.

Нарцисстические лица могут достигать успеха в различных областях: искусство, экономика, политика, социальная сфера и др. Ими могут восхищаться и, в то же время, легко разочаровываться при более близком контакте. Находящиеся вне их близкого круга лица редко дают себе отчет в той цене, которую нарцисстические субъекты заплатили за свой успех и насколько от реализации их нарцисстических желаний пострадали, прежде всего, те, кто тесно связан с ними.

Нарцисстический субъект переживает свою грандиозность, как правило, внутри себя. В то же время, грандиозность может быть спроецирована. Нарцисстическая проекция грандиозности имеет особенность, которую можно обозначить как "ранжирование". Нарцисс применяет ранжирование во многих жизненных ситуациях: "какая школа наиболее престижна?", "знакомство с какими людьми производит наибольшее впечатление на окружающих?", "какой специалист (в любой области) "лучше" всех?", "какая профессия наиболее элитарна?".

Лица с нарцисстической ориентацией ставят во главу угла престижность, не стараясь разобраться реалистично в других сторонах вопроса, от чего, прежде всего, страдают их дети. Детей используют в качестве продолжения своего нарцисстического Self'а.

Иногда нарцисстические лица прибегают для укрепления своей самооценки к "объединению" себя с каким-то значимым персонажем, чаще недосягаемым "героем", который, как правило, идеализируется. Объединяясь с ним, нарцисстичесий субъект идеализирует себя, приписывая себе достижения и достоинства избранного "героя". В тех случаях, когда такой персонаж находится рядом (муж, жена, любовник, любовница и др.), идеализация, как правило, кратковременна. Несоответствие нарцисстическому сценарию приводит к девальвации кумира, его "свержению с пьедестала".

Психоаналитики применяют для характеристики процесса, развивающегося по отношению к лицам, которые используются нарциссами для повышения своей самооценки, термин "нарцисстическое расширение". Термин ассоциируется с эксплуатацией, поскольку "носители" нарцисстического расширения не воспринимаются нарциссами как сепаратные самостоятельно действующие лица.

Образы, символизирующие нарцисстическое расширение, часто встречаются в фантазиях и сновидениях. При этом мужчина, например, представляет свою любовницу в виде отсутствующей у него груди, а женщина представляет мужчину в виде принадлежащего ей полового члена. Таким образом проявляется нарцисстическое стремление расширить свой Self за пределы границ пола (Bergman,1987; Kernberg,1991).

Перемещение либидо на собственный Self, развитие вторичного нарциссизма, согласно теории Kohut'а, связано с неправильным воспитанием, родительским пренебрежением, насилием над ребенком. Эти отрицательные средовые факторы наносят ребенку "нарцисстические раны", что приводит к нарушению нормального созревания и формирования адекватной любви к себе. Holmes (2002) считает, что в таких случаях отсутствие внешней положительной оценки приводит к возникновению себялюбия (Self-love), что является, по крайней мере, источником надежды и мотивации.

Исследования Holmes (2002) показывают значение некоторых факторов в развитии вторичного нарциссизма, нарцисстического и пограничного личностных расстройств. К таким факторам автор относит феномен "нежеланного ребенка", который был рожден матерью в условиях внутреннего протеста или тяжелых раздумий. Сюда же относятся трудные роды с угрозой для жизни матери; чувство ответственности за послеродовую депрессию матери; мысли об ответственности за уход из семьи отца.

Holmes считает, что эти факторы влияют на ребенка с момента его рождения, приводя к поломке процесса нормального созревания.

Психиатрическое понимание нарциссизма объединяет приведенные психоаналитические идеи и находит выражение в характеристике нарцисстического личностного расстройства.

Holmes (2002) утилитарно разделяет нарциссизм на три формы:

а) "необходимый нарциссизм";

б) каждодневный, "клинический нарциссизм";

в) "окопный нарциссизм".

Необходимый нарциссизм проявляется в родительской любви, восторге и гордости своими детьми, которые рассматриваются как продолжение себя. Эта форма нарциссизма создает условия для развития у детей положительной самооценки. Важно, чтобы родители умели сдерживать его проявления, не создавая пропасть между своими представлениями, ожиданиями и реальностью. Опасность возникает в случае установления и закрепления симбиотических отношений с детьми, за которыми не признается права на самостоятельное развитие. Родители должны преодолеть свои нарцисстические подходы и, по сути, пожертвовать ими для блага ребенка.

Лица с нарцисстическим расстройством в отношении к своим детям выходят за пределы необходимого нарциссизма. Это выражается, в частности, в том, что они постоянно говорят о необычных способностях, талантах и достижениях своих детей, что часто вызывает отрицательные реакции у слушателей, которые или начинают раздражаться и завидовать, или испытывают чувство скуки или усталости.

Для клинического нарциссизма характерно стремление в момент общения "стягивать" все внимание на себя, поражать аудиторию своими успехами, прямо или косвенно принижая значимость других. Язык лиц с нарциссизмом отличается использованием большого количества личных местоимений ("я", "мое", "меня", "обо мне"). В связи с этим разговор с лицами с нарцисстическим расстройством неинтересен и непродуктивен. Взаимная заинтересованность отсутствует, чувства симпатии к нарцисстическому собеседнику не возникает, "включения" бессознательной коммуникации не происходит.

Разрыв с реальностью наиболее выражен в варианте окопного нарциссизма, характеризующегося социальной изолированностью (как защитой от возможного разоблачения) и фиксацией на собственной грандиозности в рамках фантазий различного содержания.

Одним из важных структурных клинических проявлений нарциссизма является отрицание чувств. Этот признак Lowen (1985) считает основной характеристикой нарцисстических личностей. Нарциссы бесчувственны к своим собственным чувствам, что объясняет их безжалостность, эксплуативность по отношению к другим людям. В контактах отсутствует эмоциональный резонанс. Если нарцисс не способен чувствовать, например, эмоцию грусти или радости, он не в состоянии почувствовать такие же эмоции у других людей. Отрицание собственных чувств неизбежно приводит к отрицанию чувств других людей.

Психология современного общества, с ее ставкой на победу, достижение цели любым путем, жертвует эмоциями, если последние являются этому помехой. Имидж успеха любой ценой создает статус наибольшего благоприятствования для развития нарциссизма как социального явления.

Нарциссизм расщепляет личность на приемлемые с точки зрения ее/его носителя аспекты и неприемлемые. Неприемлемые аспекты проецируются на других и часто вызывают к последним агрессию. Атакуются по существу при этом части своего Self'а, о которых на сознательном уровне не хочется думать, которые не хочется распознавать. Человек, оказавшийся носителем таких проекций, рассматривается в качестве "врага" и этот имидж заслоняет реального человека с его чувствами, переживаниями, психической и физической болью. Стремление разрушить такой имидж не сопровождается каким-либо сочувствием и сопереживанием .

Длительный словесный контакт с лицами с выраженным нарциссизмом приводит к развитию психического истощения, с чем, очевидно, связаны метафоры о "психических вампирах, высасывающих психическую энергию". Наученные не вызывающим приятных эмоций опытом общения люди стараются избегать контактов с такими лицами.

Abraham (1973) выделял понятие "негативного нарциссизма". Для последнего характерна смена полюсов эмоционального отношения к себе: сверхзанятость собой, своим Self'ом остается, но себялюбие заменяется на ненависть к себе (Self-hatred). Психодинамический механизм негативного нарциссизма заключается в том, что "идеальный Self" таких людей настолько удален от "реального Self"а", что всякие попытки стремления к нему заранее оцениваются как обреченные на поражение. Лица с негативным нарциссизмом не в состоянии удовлетвориться чем-то меньшим, чем совершенство. Наблюдающееся у негативных нарциссов стремление к перфекционистическому идеалу, заблокированное в позитивном контексте, сохраняется в контексте негативном. Возникает своего рода перверзное удовлетворение от демонстрации своей "негативности". Причины негативного нарциссизма могут быть связаны с чрезвычайно жестким superego, интернализированным в процессе родительского воспитания (Holmes, 2002).

В структуре нарциссизма, наряду с его сознательной частью, присутствуют бессознательные, в частности, сексуальные переживания. Holmes (2002) считает, что "бессознательные мастурбаторные" фантазии нарцисстических пациентов (противостоящие сознательным фантазиям) являются важными факторами их патологии". У мужчин содержания бессознательных переживаний представлены мыслями, связанными с собственным или чужим половым членом. У женщин может иметь место идеализация всего тела. В случаях обнаружения несовершенства возникают реакции отчаяния. У некоторых нарцисстических женщин преобладают бессознательные фантазии на тему о связи с обладающими властью, очень богатыми мужчинами, что может стимулировать их сознательную активность, направленную на поиск идеала такого мужчины.

Сознательные фантазии на темы грандиозности, как правило, тщательно скрываются из-за страха показаться смешным. Лица с нарциссизмом мечтают о гениальности и в то же время в связи с внутренней неуверенностью, по мнению Mollon (1993), испытывают чувство стыда, которое автор называет "нарцисстическим аффектом".

Быть признанным "гением" – кредо нарциссизма, метафорически выражающееся в чувстве "избранности богами" и возможности достижения вершины успеха.

Gubbard (1996) разделяет лиц с нарциссизмом на две категории: "забывчивых" и "сверхбдительных". "Забывчивые" не проявляют эмпатии к чувствам других людей, ведут себя по отношению к ним грубо и безжалостно. Их манера поведения эксгибиционистична; выражена грандиозность. Сверхбдительный, сверхнастороженный вариант характеризуется интровертированностью, стеснительностью, сверхчувствительностью к критике и отказу.

Вышеперечисленные особенности представлены в DSM-IV в признаках нарцисстического личностного расстройства. Bateman (1998) приходит к заключению, что эти два варианта нарцисстических личностей не исключают друг друга, так как, с одной стороны, у забывчивого типа за фасадом бесшабашности скрывается отчаяние и внутренняя пустота, а, с другой – анализ показывает, что гипербдительный человек является менее хрупким, чем это кажется на первый взгляд.

Нарцисстические лица максималистичны. Kernberg (1975) обнаруживает у них наличие полярности (оппозиционных egо-состояний): грандиозности (все хорошо) и чувства истощенности, угасания (все плохо). Нарцисстические субъекты способны организовывать свои внутренние переживания в рамах таких полярностей без каких-либо переходов.

Goldberg (1990) утверждает, что нарциссы на каком-то уровне осознают свою психологическую хрупкость. Клинически это выражается не только в страхе "потери лица", потери самооценки, но и в страхе психологического расщепления. На глубинном уровне такой страх формируется как страх почувствовать себя никем, потерять свою идентичность. Страх распада внутреннего Self'а часто трансформируется в фиксацию внимания на физическом состоянии, соматических проблемах, в результате чего появляются ипохондрические идеи о наличии неизлечимых заболеваний.

Нарцисстические субъекты избегают всего, что приближает их к осознанию существующей в реальности зависимости от других людей.

McWilliams, Lependorf (1990) подчеркивают, что нарцисстические личности не проявляют чувства благодарности, им несвойственно раскаяние, они не признают своих ошибок и просчетов, им очень трудно выразить свою нуждаемость в чем-то. Проявление зависимости или признание вины воспринимаются как что-то постыдное. McWilliams (1994) считает, что чувство стыда и страх быть пристыженным "пронизывают" нарцисстическую личность. Автор обращает внимание на ошибочность приписывания нарцисстическим лицам чувства вины, характерную для ранних психоаналитических работ по нарциссизму. Вина подразумевает убежденность в своем проступке или грехе и "легко концептуализируется в терминах внутреннего критикующего родителя или superegо. Стыд-чувство быть воспринятым окружающими в качестве плохого или неправого. Аудитория здесь присутствует вне Self'а. Вина содержит в себе чувство потенциала совершения зла, в то время как стыд ассоциируется с беспомощностью, безобразием и бессилием.

Lowen (1985) считает, что для нарцисстических лиц характерны "действия без чувств". Этот признак автор называет базисным нарушением. Таким пациентам свойственны высказывания типа: "Ну что вы от меня хотите? Да, у меня нет эмоций! А что вы имеете в виду, говоря о чувствах? Я программирую свое поведение. У меня все логически правильно, а что такое чувства я не знаю".

По мнению автора, лица с нарцисстическим расстройством не испытывают чувств ревности, горя, потери, если значимый для них человек покидает их. Отличие этого состояния от синдрома потери чувств и бедности эмоционального участия заключается в том, что в последнем случае пациенты переживают потерю чувств, а у нарцисстическиех личностей такие переживания отсутствуют. У них присутствует реакция мощной психологической защиты, препятствующей осознанию возникающих эмоций. Поэтому, если возникает какое-либо чувство, они в основном бессознательно подавляют его, чтобы "…эта дамба преграды не была продырявлена" (Lowen). Неэмоциональность этих людей приводит к особой форме их отношений с реальностью. Анализ показывает наличие диссоциации между egо и бессознательным с выраженным отрицанием чувств (Rubin, 1981).