Определить температурный режим в учебной аудитории.
Форма записи результатов
Таблица 1
Измерение температуры воздуха
Точки замера температуры по вертикали Точки замера температуры по горизонтали | На уровне | Разница температуры воздуха по вертикали | ||
от пола 0,1м | от пола 1,0м | от пола 1,5м | ||
У наружной стены В центре помещения У внутренней стены Разница температуры воздуха по горизонтали |
Таблица 2
Сравнение полученных данных с нормативными
Уч. корпус | Характеристика помещений | Категория работ | Период времени | Температура воздуха, ˚С | |
фактическая | по норме | ||||
ПРИБОРЫ: ртутный термометр.
МЕТОДИКА.
Правила измерения температуры воздуха различны в зависимости от поставленной задачи. При определении только температуры воздуха необходимо исключить влияние на термометр прямых солнечных лучей и сильно нагретых или охлажденных предметов. Если термометр укреплен на металлической доске, то в вследствие нагревания ее или при охлаждении показания термометра будут значительно изменены по сравнению с истинными данными. Поэтому в закрытых помещениях термометр следует защищать от лучистого тепла или влияния холодных стен экраном в виде листа картона или фанеры. В практике часто приходится определять совокупность различных климатических факторов, действующих на термометрический прибор в момент исследования. В этих случаях защищать термометр от лучистого тепла не следует.
В помещениях жилых и общественных зданий температуру воздуха измеряют посередине комнаты на высоте 1,5м от пола. Температура будет более точной, если измерить ее в разных местах помещения /у пола, около окон и т.д./ и из полученных данных вычислить среднюю. В производственных помещениях температуру воздуха измеряют в рабочей зоне и в соседних зонах на разном уровне. Отчет показаний термометров производят спустя 10 минут от начала определения.
При исследовании температуры закрытых помещений чаще всего определяют их температурный режим. Под этим термином понимают показатели температуры воздуха помещений на различных уровнях и в различных направлениях по горизонтали и вертикали. Целью такого исследования является определение равномерности /перепадов/ температуры в различных плоскостях, что зависит от качества постройки и строительных материалов, состояние погоды, системы и эксплуатации отопления и вентиляции в данном помещении и т.д. В этих случаях измерения проводятся в различных точках, т.е. у внутренней /теплой/ стены, в центре помещения и у наружной /холодной/ стены на расстоянии 0,2м от нее /разница температур по горизонтали от стен с окнами до противоположных им стен не должна превышать в жилых помещениях 2˚С/. В этих точках устанавливаются шесты, на каждом из которых развешивают 3 термометра на уровне 0,1 – 1 – 1,5м от пола /разница температур по вертикали, т.е. около пола, и на высоте головы не должна превышать в жилых помещениях 2,5˚С/. Выбор этих точек обуславливается следующим: температура воздуха на уровне 10см от пола дает представление о температуре воздуха на уровне ног. При этом 1м соответствует зоне дыхания взрослого человека в сидячем положении, 1,5м – уровню дыхания человека стоя.
Для оценки отопления измеряется температура воздуха не только по диагонали помещения, но и вблизи источника отопления, у окон и в холодных углах. Изменяются также и вертикальные точки: они будут соответствовать уровню 10см от пола, 1,5м от пола и 0,5м от потолка. Последняя точка необходима для измерения температуры воздуха под потолком и дает возможность судить о конвекционных потоках в помещении и о равномерности размещения нагретых масс воздуха.
Среднюю суточную температуру воздуха выводят из ряда наблюдений /утром, днем, вечером, ночью/ делением общей суммы температур на число определений. В производственных помещениях при равномерном ходе технологических процессов температуру воздуха измеряют в начале, середине и в конце рабочего дня; при периодическом же характере производственного процесса необходимо дополнительно определять температуру в отдельные моменты.
Колебания температуры на протяжении времени определяются с помощью самопишущих приборов – термографов.
С помощью шестов с развещенными на них термометрами по вышеуказанной методике провести измерение температуры воздуха /по горизонтали и вертикали/ в учебной аудитории. Данные исследования можно выполнить /применительно к тем же точкам/ также с использованием электрического термометра.
На основании полученных результатов измерений дать гигиеническую оценку температурного режима в учебной аудитории с указанием мероприятий /при необходимости/ по его улучшению с учетом нормативных требований.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Классификация работ по категориям тяжести.
2. Влияние высокой /низкой/ температуры окружающей среды на самочувствие работающего.
3. Какая должна быть равномерность температуры?
4. Какие используются термометры для измерения температуры?
5. Устройство и принцип работы ртутных, спиртовых и электрических термометров.
6. Какие используются приборы для систематического наблюдения за ходом температуры в течение продолжительного времени.
7. Как правильно замерить температуру в учебной аудитории?
8. Что такое температурный режим?
9. Как определить среднесуточную температуру воздуха?
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ
При работе с ртутным термометром возможно его разрушение. Испаряясь ртуть может заразить на длительное время помещение. Поэтому с термометром следует обращаться осторожно. В случае разрушения термометра, пролившуюся ртуть необходимо немедленно собрать при помощи стеклянной ловушки с резиновой грушей. Для сбора мелких капель ртути можно рекомендовать влажную, слабопроклеенную или непроклеенную бумагу. Затем обработать место разлива 3% раствором KМnO4 или FeCl3.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Безопасность жизнедеятельности /Под общ.ред. С.В.Белова. –М.: Высшая школа, 1999. – 448 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда) П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Е.А.Подгорный и др. –М.: Высшая школа, 1999. –318 с.
3. Арустамов З.А., Волощенко А.Е., Гуськов Г.В., Прокопенко Н.А., Тютюнина Е.Б. Безопасность жизнедеятельности. Ч.1.-М.: Маркетинг, 1998. – 304 с.
4. Арустамов З.А., Волощенко А.Е., Гуськов Г.В., Прокопенко Н.А., Платонов А.П., Лозовецкий В.А. Безопасность жизнедеятельности. Ч.2.-М.: Маркетинг, 1999. – 304 с.
5. Медведева В.С., Попов Б.Г. Лабораторные работы по курсу «Охрана труда». – М.: Химия, 1979. – 112 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оптимальные и допустимые нормы параметров микроклимата
в рабочей зоне производственных помещений
Период года | Категория работ | Температура воздуха, °С | Относительная влажность воздуха, % | Скорость движения воздуха, м/с | ||||||
оптимальная | допустимая | |||||||||
верхняя граница | нижняя граница | |||||||||
на рабочих местах | оптимальная | допусти мая, не более * | оптимальная, не более | допустимая * | ||||||
пос- тоян- ных | непостоянных | пос тоянных | непостоян ных | |||||||
Холод ный | Легкая 1а 1б 2а 2б Тяжелая | 22-24 21-23 18-20 17-19 16-18 | 40-60 | 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3 | Не более 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 | |||||
Теп-лый | Легкая 1а 1б Средней тяжести 2а 2б Тяжелая | 23-25 22-24 21-23 20-22 18-20 | 40-60 | 55/при 28°С/ 60/при 27°С/ 65/при 26°С/ 70/при 25°С/ 70/при 24°С и не ниже | 0,1 0,2 0,3 0,3 0,4 | 0,1-0,2 0,1-0,3 0,2-0,4 0,2-0,5 0,2-0,6 |
* на постоянных и непостоянных рабочих местах