Введение

МАРКЕТИНГ

 

 

Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 080200.62 Менеджмент, 080100.62 Экономика, 100700.62 Торговое дело высших учебных заведений, изучающих дисциплину «Маркетинг»

 

 

Оренбург

УДК 339.138 (075.8)

ББК 65.291.3я73

К 17

Рецензент – доктор экономических наук, профессор О.В. Буреш

 

Калиева, О.М.

К 17 Маркетинг : учебное пособие / О.М. Калиева, М.С. Разумова,

В.Н. Марченко; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 233 с.

В пособие излагается современная концепция маркетинга, рассматриваются типы и виды маркетинга, комплекс маркетинга, система маркетинговой информации, вопросы маркетинговых исследований, конъюнктуры рынка моделей поведения покупателей, анализа деятельности предприятия с точки зрения маркетинга. Значительное внимание уделено товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политике.

Учебное пособие рекомендуется студентам, обучающимся по направлениям подготовки 080200.62 Менеджмент, 080100.62 Экономика, 100700.62 Торговое дело высших учебных заведений, изучающих дисциплину «Маркетинг».

 

УДК 339.138 (075.8)

ББК 65.291.3я73

 

 

ã Калиева О.М.,

Разумова М.С.,

Марченко В.Н., 2012

ã ОГУ, 2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………....
1 Современная концепция маркетинга…………………………………………
1.1 Понятие маркетинга, его цели и задачи…………………………………….
1.2 Основные понятия маркетинга……………………………………………...
1.3 Принципы и функции маркетинга…………………………………………..
1.4 Эволюция концепций управления………………………………………….
1.5 Комплекс маркетинга……………………………………………………….
1.6 Маркетинговая среда………………………………………………………...
1.7 Вопросы для самопроверки по разделу 1………………………………….
1.8 Тренинг умений по разделу 1……………………………………………….
1.9 Примеры тестовых заданий по разделу 1………………………………….
2 Маркетинговые исследования………………………………………………...
2.1 Система маркетинговой информации………………………………………
2.2 Процесс маркетингового исследования…………………………………….
2.3 Емкость и конъюнктура рынка……………………………………………...
2.4 Характеристика потребителей………………………………………………
2.5 Изучение поведения потребителей…………………………………………
2.6 Типы маркетинга с точки зрения состояния спроса……………………….
2.7 Вопросы для самопроверки по разделу 2………………………………….
2.8 Тренинг умений по разделу 2……………………………………………….
2.9 Примеры тестовых заданий по разделу 2………………………………….
3 Сегментация рынка, выбор целевого сегмента и позиционирование товара на рынке…………………………………………………………………..  
3.1 Понятие рыночной сегментации и ее цели…………………………………
3.2 Критерии и признаки сегментации…………………………………………

 
3.3 Выбор целевого сегмента и стратегии охвата рынка……………………...

3.4 Позиционирование товара на рынке ……………………………………….
3.5 Вопросы для самопроверки по разделу 3………………………………….
3.6 Тренинг умений по разделу 3……………………………………………….
3.7 Примеры тестовых заданий по разделу 3………………………………….
4 Товар в системе маркетинга…………………………………………………...
4.1 Маркетинговое понимание товара………………………………………….
4.2 Товарная политика предприятия……………………………………………
4.3 Ассортимент и номенклатура……………………………………………….
4.4 Жизненный цикл товара…………………………………………………….
4.5 Новый товар в маркетинге…………………………………………………..
4.6 Товарно-знаковая символика………………………………………………..
4.7 Упаковка и маркировка товаров…………………………………………….
4.8 Конкурентоспособность товара …………………………………………….
4.9 Вопросы для самопроверки по разделу 4………………………………….
4.10 Тренинг умений по разделу 4……………………………………………...
4.11 Примеры тестовых заданий по разделу 4………………...……………….
5 Ценообразование в маркетинге ………………………………………………
5.1 Понятие и виды цен в маркетинге ………………………………………….
5.2 Процесс ценообразования …………………………………………………..
5.3 Внешние факторы, влияющие на процесс ценообразования ……………..
5.4 Ценовая политика и ценовые стратегии фирмы…………………………...
5.5 Вопросы для самопроверки по разделу 5………………………………….
5.6 Тренинг умений по разделу 5……………………………………………….
5.7 Примеры тестовых заданий по разделу 5………………………………….
6 Методы распределения товаров в маркетинге ………………………………
6.1 Каналы распределения товаров в маркетинге……………………………...
6.2 Оптовая и розничная торговля ……………………………………………
6.3 Формы реализации товаров ………………………………………………...

 
6.4 Типы маркетинговых систем ……………………………………………….

6.5 Вопросы для самопроверки по разделу 6………………………………….
6.6 Тренинг умений по разделу 6……………………………………………….
6.7 Примеры тестовых заданий по разделу 6………………………………….
7 Маркетинговые коммуникации ………………………………………………
7.1 Состав и процесс маркетинговых коммуникаций ………………………...
7.2 Понятие рекламы и ее виды ………………………………………………
7.3 Мероприятия стимулирования сбыта ……………………………………...
7.4 Паблик рилейшнз ……………………………………………………………
7.5 Личные продажи …………………………………………………………….
7.6 Вопросы для самопроверки по разделу 7………………………………….
7.7 Тренинг умений по разделу 7……………………………………………….
7.8 Примеры тестовых заданий по разделу 7………………………………….
8 Управление маркетинговой деятельностью …………………………………
8.1 Планирование маркетинговой деятельности ……………………………...
8.2 Организация маркетинга на предприятии …………………………………
8.3 Маркетинговый контроль …………………………………………………..
8.4 Вопросы для самопроверки по разделу 8…………………………………..
8.5 Тренинг умений по разделу 8……………………………………………….
8.6 Примеры тестовых заданий по разделу 8…………………………………..
9 Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины «Маркетинг» ……

 

 

 


Введение

В современной России, прочно вставшей на путь рыночной экономики, роль маркетинга многократно возросла как внутри страны, так и на внешних рынках. Интерес к маркетингу как рыночной концепции управления производством и реализацией товаров и услуг, ориентированной на установленный платежеспособный спрос, начал активно проявляться в нашей стране с начала 90-х годов ХХ века. На современном этапе маркетинг является важной составляющей практической деятельности российских предприятий.

return false">ссылка скрыта

Успехи многих из них связаны с грамотным применением маркетинговых принципов и методов. Российская практика породила новое понимание маркетинга как необходимого условия выживания предприятий в кризисных ситуациях. Речь идет об умении правильно использактика породила новое понимание маркетинга как необходимого условия выживания предприятий в кризисных ситуациях. Речь идет об умении правильно использовать ресурсный потенциал в соответствии с меняющимися рыночными требованиями. Маркетинг связан со всеми функциями предприятия и играет координирующую роль. В связи с этим возросла необходимость изучения маркетинга специалистами и руководителями всех уровней управления.

Данное учебное пособие приближает обучающихся к пониманию реальных маркетинговых процессов, протекающих в любом обществе, способствует формированию у молодого поколения нового мышления и вооружает их научным инструментарием экономического и маркетингового анализа.

Изучение теории маркетинга построено таким образом, чтобы сформировать целостное представление о маркетинге. В пособие ставится цель ознакомления студентов с кругом проблем маркетинга, основными понятиями и категориями данной науки, общими закономерностями маркетинговой деятельности на предприятии.

Задачи освоения курса:

- выяснение сущности маркетинга и его роли в экономике;

- изучение концепций управления и характера их воздействий на предприятие;

- изучение составных элементов комплекса маркетинга;

- изучение маркетинговой среды предприятия;

- ознакомление с системой маркетинговых исследований;

- выявление особенностей покупательского поведения;

- ознакомление с основными этапами планирования маркетинга и принципами организации и контроля маркетинговой деятельности;

- формирование профессиональной компетенции в области разработки и реализации стратегии маркетинга.

Лекционный курс является базой для последующего получения обучающимися практических навыков по технологии маркетинговой деятельности, которые приобретаются на семинарских занятиях.