А. Этос науки
Этос науки специально рассматривается в статье "Наука и демократическая социальная структура" (1942).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1:
"Этос науки есть аффективно окрашенный комплекс ценностей и норм, который считается обязательным для человека науки. Нормы выражаются в форме предпи-
саний, запретов, предпочтений и дозволений. Они легитимируются в терминах
институциональных ценностей. Эти императивы.., поддерживаемые санкциями, в
различной мере интернализируются ученым, формируя его научную совесть.., или
супер-эго" [в, с.551]. _______
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2:
"Этос науки означает эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний, обычаев, верований, ценностей и предрасположений, которые считаются обязательными для ученого. Некоторые аспекты этого комплекса могут быть методологически желательными, но соблюдение правил продиктовывается не одними только методологическими соображениями. Этот этос, как и другие социальные коды, поддерживается чувствами тех, к кому он применим. Трансгрессия сдерживается интернализованными запретами и неодобрительными эмоциональными реакциями, мобилизуемыми сторонниками данного этоса... Этос можно рассматривать как «культурный» компонент науки, в отличие от «цивилизационного»" [7, с.541].
Обычаи науки обязательны не только в силу их технической (процедурной) эффективности, но также и в силу их моральной принудительности.
Этос современной науки составляют четыре набора институциональных императивов:
1. УНИВЕРСАЛИЗМ.
(а) Универсализм науки находит выражение в подчинении претензий на ис
тину заранее установленным безличным критериям:
"объективность исключает партикуляризм... Императив универсализма глубоко укоренен в безличном характере науки" [8, с.553].
В некоторых ситуациях ученый подчинен одновременно императивам научного универсализма и этноцентрического партикуляризма, противоречащим друг другу.
(б) Требование открытости научной карьеры для всех, независимо от расы,
убеждений, политических взглядов и т. п.
В нацистской Германии исключали ученых из научного сообщества по вненаучным критериям (раса и т. п.).
2. "КОММУНИЗМ".
(В широком смысле, как "общее владение благами".)
Научные "открытия являются продуктом социального сотрудничества и предназначены для сообщества. Они образуют общее наследие... Закон или теория не являются исключительной собственностью открывателя или его наследников" [8, с.556].
Проблема: "права интеллектуальной собственности" в науке; секретность как антитеза данного императива.
"Коммунальный характер науки отражается также в признании учеными своей зависимости от культурного наследия, на которое они не могут предъявлять исключительных притязаний" [8, с.557].
3. НЕЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ (БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ) —
институциональный контроль над мотивацией.
4. ОРГАНИЗОВАННЫЙ СКЕПТИЦИЗМ —
это "как методологическое, так и институциональное полномочие" [8, с.560].
Проблема: часто этот императив приводит науку в противоречие с другими институтами (например, религией), следствием чего может быть "бунт против науки", так как "организованный скептицизм несет угрозу существующему распределению власти".