А. Этос науки

Этос науки специально рассматривается в статье "Наука и демократическая социальная структура" (1942).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1:

"Этос науки есть аффективно окрашенный комплекс ценностей и норм, который считается обязательным для человека науки. Нормы выражаются в форме предпи-


саний, запретов, предпочтений и дозволений. Они легитимируются в терминах
институциональных ценностей. Эти императивы.., поддерживаемые санкциями, в
различной мере интернализируются ученым, формируя его научную совесть.., или
супер-эго" [в,
с.551]. _______

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2:

"Этос науки означает эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний, обычаев, верований, ценностей и предрасположений, которые считаются обяза­тельными для ученого. Некоторые аспекты этого комплекса могут быть методо­логически желательными, но соблюдение правил продиктовывается не одними только методологическими соображениями. Этот этос, как и другие социальные коды, поддерживается чувствами тех, к кому он применим. Трансгрессия сдержива­ется интернализованными запретами и неодобрительными эмоциональными реак­циями, мобилизуемыми сторонниками данного этоса... Этос можно рассматривать как «культурный» компонент науки, в отличие от «цивилизационного»" [7, с.541].

Обычаи науки обязательны не только в силу их технической (процедурной) эф­фективности, но также и в силу их моральной принудительности.

Этос современной науки составляют четыре набора институциональных импе­ративов:

1. УНИВЕРСАЛИЗМ.

(а) Универсализм науки находит выражение в подчинении претензий на ис­
тину заранее установленным безличным критериям:

"объективность исключает партикуляризм... Императив универсализма глубоко укоренен в безличном характере науки" [8, с.553].

В некоторых ситуациях ученый подчинен одновременно импера­тивам научного универсализма и этноцентрического партикуля­ризма, противоречащим друг другу.

(б) Требование открытости научной карьеры для всех, независимо от расы,
убеждений, политических взглядов и т. п.

В нацистской Германии исключали ученых из научного сообще­ства по вненаучным критериям (раса и т. п.).

2. "КОММУНИЗМ".

(В широком смысле, как "общее владение благами".)

Научные "открытия являются продуктом социального сотрудничества и предназначены для сообщества. Они образуют общее наследие... Закон или теория не являются исключительной собственностью открывателя или его наследников" [8, с.556].

Проблема: "права интеллектуальной собственности" в науке; секретность как антитеза данного императива.

"Коммунальный характер науки отражается также в признании учеными сво­ей зависимости от культурного наследия, на которое они не могут предъяв­лять исключительных притязаний" [8, с.557].


3. НЕЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ (БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ)

институциональный контроль над мотивацией.

4. ОРГАНИЗОВАННЫЙ СКЕПТИЦИЗМ

это "как методологическое, так и институциональное полномочие" [8, с.560].

Проблема: часто этот императив приводит науку в противоречие с другими институтами (например, религией), следствием чего может быть "бунт против науки", так как "организованный скеп­тицизм несет угрозу существующему распределению власти".