Комплексного анализа оперативной обстановки и отдельных ее компонентов.

Как уже было отмечено выше, анализ является одной из важнейших функций управленческой деятельности. При этом, аналитическая работа, проводимая в органах внутренних дел имеет свои особенности, обусловленные прежде всего, спецификой работы этой государственной правоохранительной системы. Наряду с ведомственным характером процесса реализации аналитической функции, данный вид управленческой деятельности предполагает четко обозначенные информационные "границы" - информационная модель оперативной обстановки. Кроме того, основным предназначением аналитической работы в органах внутренних дел является создание информационной основы для принятия оптимального управленческого решения.

В органах внутренних дел разработаны специальные методики, позволяющие аппаратам управления последовательно и единообразно проанализировать и оценить оперативную обстановку, сложившуюся на обслуживаемой территории. Как правило, эти методики в общем виде включают в себя определенные правила и процедуры:

а) систематизации и преобразования информации, характеризующей те или иные стороны оперативной обстановки;

б) проведения логических зависимостей между различными полученными информационными показателями и формулирование соответствующих выводов.

В зависимости от направления аналитической работы (вида анализа) исследуются определенные информационные блоки (компоненты), характеризующие состояние оперативной обстановки за заданный временной интервал. Наиболее сложным и трудоемким является комплексный анализ. В ходе него обрабатывается больший, по сравнению с другими видами анализа, объем информации, поскольку этот вид анализа включает в себя всестороннее исследование информационной модели оперативной обстановки. Это заключается в последовательном изучении и оценке показателей, составляющих перечисленные выше информационные блоки.

В процессе анализа следует использовать наиболее полную информацию, характеризующую состояние и динамику преступности, результаты деятельности органов внутренних дел. Это прежде всего статистическая, демографическая, социально-экономическая, управленческая и оперативно-розыскная информация.

Источниками информации, используемыми в ходе общего анализа оперативной обстановки, являются:

- нормативные акты (законы, подзаконные акты, директивы, прика­зы, указания, уставы, инструкции и т.д.), в т.ч. структур, имеющих отноше­ние к правоохранительной деятельности или изучаемой проблеме;

- доклады и выступления руководителей органов внутренних дел, их служб и подразделений;

- статистика ведомственная[196], характеризующая преступность и иные правонарушения, лиц, их совершивших, силы и средства органов внутрен­них дел; результаты оперативно-служебной деятельности; статистика аппа­ратов юстиции, прокуратуры (полугодовые и годовые отчеты формы «П»), суда, налоговой инспекции и налоговой полиции, органов здравоохранения (полугодовые и годовые статотчеты форм № 10 и 11), образования, соци­альной защиты населения; данные статуправлений, акты инспекторских, контрольных и иных проверок, в т.ч. проведенных в территориальных горрайорганах вышестоящими органами внутренних дел;

- отчеты подчиненных служб и подразделений, различные обзоры и справки, материалы передового опыта, аналитических исследований;

- научная литература;

- представления органов прокуратуры и определения судов;

- материалы переписки с органами власти и местного самоуправле­ния, правоохранительными и иными структурами по вопросам обеспечения правопорядка и законности;

- публикации местной и центральной прессы, радио, телевидения, выступления руководителей и сотрудников в трудовых коллективах и пе­ред населением, письма, жалобы и заявления граждан, материалы, полу­ченные при их личном приеме в органах внутренних дел.

На систематическую основу должно быть поставлено изучение об­щественного мнения, оценка степени вероятности нарушений обществен­ного порядка, имеющиеся факторы и источники социальной напряженно­сти. На современном этапе все большее значение приобретают такие мето­ды социологических исследований, как анкетирование сотрудников органов внутренних дел и различных категории населения[197]. В ходе анализа результатов анкетирования замеряются уровень «тревожности» населения, состояния криминологической обстановки, уровень латентности преступности, оценка деятельности органов внутренних дел населением, готовность последнего включиться в борьбу с правонарушениями, удовлетворенность служебной деятельностью самих сотрудников, изменения в оперативной обстановке и ряд других проблем[198].

Необходимо отметить, что все виды анализа оперативной обстановки по сути являются разновидностью комплексного анализа. В этой связи, представляется необходимым более подробно остановиться на рассмотрении общей методики комплексного анализа оперативной обстановки через исследование ее отдельных компонентов.

Прежде чем осуществлять анализ и оценку оперативной обстановки нужно собрать и систематизировать данные о географическом, демографическом и социально-экономическом положении обслуживаемой органом внутренних дел территории. Это необходимо для представления анализирующим общей картины местоположения органа внутренних дел и обслуживаемой территории, численности и структуры населения, количества граждан занятых трудовой деятельностью, безработных, пенсионеров, учащихся; количества предприятий и учреждений государственной, муниципальной и частой форм собственности т.д.

Определяя массив информации, используемой для осуществления анализа, необходимо иметь ввиду следующие группы данных, характеризующих состояние оперативной обстановки на территории республики, края, области:

- информация об объекте воздействия органов внутренних дел, т.е. преступности и других правонарушений, а также о личности преступников. Она достаточно полно представляется информационными центрами. Но для анализа оперативной обстановки, т.е. комплексного анализа, необходима и другая обширная информация;

- информация о среде функционирования органа внутренних дел: социально-экономических, физико-географических и демографических условиях региона;

- информация о субъекте управления, его организационной структуре, расстановке сил и средств по территории деятельности, технической оснащенности органа внутренних дел, а также информация о результатах его оперативно-служебной деятельности.

Необходимо отметить, что сведения, характеризующие состояние организации взаимодействия органа внутренних дел с другими правоохранительными системами, косвенно содержатся в информации, отражающей состояние деятельности анализируемого органа.

При комплексном анализе оперативной обстановки следует использовать методы прогнозирования, в частности метод экстраполяции, с тем, чтобы не только установить характер происходящих негативных тенденций в структуре и динамике преступности, но и предвидеть их возможное развитие в будущем.

Изучение и оценка оперативной обстановки на территории, обслуживаемой органом внутренних дел, представляет ряд последовательных и логически взаимосвязанных этапов, содержание которых должно быть заранее определено, а выполнение обеспечено соответствующей подготовкой и оперативностью руководства.

return false">ссылка скрыта

Основными этапами этого процесса являются:

- сбор имеющейся информации в органах внутренних дел и получение дополнительных сведений из иных источников о внешних и внутренних факторах его функционирования;

- систематизация и аналитическая обработка собранной информации, характеризующей состояние оперативной обстановки;

- оценка изменения состояния оперативной обстановки по сравнению с предыдущим периодом;

- оценка соответствия деятельности органа внутренних дел изменениям условий внешней среды;

- формирование выводов по результатам анализа, итоговая оценка оперативной обстановки на обслуживаемой органом внутренних дел территории[199].

В качестве оценочных показателей при проведении анализа иногда необходимо использовать не только абсолютные их значения, но и относительные. Это позволяет оценивать интенсивность анализируемого показателя конкретного органа внутренних дел и сравнивать его с аналогичными показателями как других временных интервалов, так и других органов внутренних дел. При этом сравниваемые временные интервалы и сравниваемые органы внутренних дел должны по своим характеристикам быть близки.

Кроме того, анализируемые показатели, зачастую сравниваются с аналогичными усредненными показателями по региону в целом. Поэтому методика анализа информации, характеризующей различные компоненты оперативной обстановки, должна быть единообразной.

Практика функционирования горрайорганов показывает, что на объем их деятельности влияет множество факторов, характеризующих состояние оперативной обстановки (население, уровень и структура преступности, криминогенность объектов и проживающего населения). Из них наиболее существенным и определяющим штатную численность подразделений милиции и органа внутренних дел в целом является количество проживающего населения на территории обслуживания[200].

Исходя из этого, предлагается органы внутренних дел разделить на 4 группы:

- до 20 тысяч обслуживаемого населения;

- от 20 до 50 тысяч населения;

- от 50 до 100 тысяч населения;

- свыше 100 тысяч населения.

В этой связи представляется целесообразным все показатели, исходя из принадлежности органа внутренних дел к одной из названных групп, пересчитывать относительно количества реально проживающего на обслуживаемой территории населения.

Так, например, уровень преступности вычисляется следующим образом:

P

Y = — х 10000.

H

Плотность милиции на 10000 населения - L:

 

M

L = — х 10000,

H

где: H-число постоянно проживающего населения на территории города (района);

P -количество преступлений, зарегистрированных за отчетный период;

M -количество работников милиции.

Подобный подход позволит справедливо сравнить не только показатели оперативной обстановки органов внутренних дел, принадлежащих к одной и той же группе. Кроме того, достоверным в этом случае будет и сравнение показателей за различные временные интервалы, поскольку количество населения на обслуживаемой территории анализируемого органа внутренних дел будет изменяться во времени.

Итак, в качестве первого этапа оценки оперативной обстановки принято исследовать информацию, характеризующую состояние преступности и иных правонарушений на обслуживаемой органом внутренних дел территории. В этих целях изучаются статистические сведения о зарегистрированных преступлениях и административных правонарушениях, сосредоточенные в органах внутренних дел, органах юстиции и судах.

Исследование, как правило, начинается с анализа динамики зарегистрированных правонарушений за анализируемый (отчетный) период. Этот анализ, как правило, осуществляется для всех зарегистрированных преступлений и административных правонарушений; преступлений, зарегистрированных по линиям отдельных служб; для правонарушений по отдельным составам (например, преступления против личности, убийства, тяжкие, разбои и т.п.). В этих целях могут составляться так называемые сравнительные таблицы, а также для наглядности - различного рода графики и диаграммы (рис. 8.).

Кол-во зарег. прест. 2000 г. 1999 г. 1998 г. 1997 г. 1996 г. 1995 г. Yабс.(2000 г.-1999 г.) Yотн.(2000 г.-1999 г.)
Всего 12,33%
По линии УР 0,76%
Убийств -6 -15,79%
Изнасило-ваний -2 -28,57%

 

       
   
 

 

 


Рис.8. Динамика показателей.

Для анализа динамики правонарушений рассчитываются:

а) абсолютный прирост:

D Yабс. = Yi-Yi-1,

б) относительный прирост:

Yi - Yi-1

D Yотн. = ¾¾¾ x 100%,

Yi-1

где Yi - количество зарегистрированных преступлений (или уровень преступности) за анализируемый период;

Yi-1- количество зарегистрированных преступлений (или уровень преступности) за аналогичный прошлый период.

При сравнении показателей прироста используют цепной метод и метод постоянной базы. Цепной метод предполагает сравнение показателей за анализируемый период с аналогичными показателями за предшествующий период. Метод постоянной базы предполагает сравнение показателей за анализируемый период с аналогичными показателями какого-то аналогичного периода, взятого как база. При этом если первый метод позволяет выявить принципиальную тенденцию в динамике показателей за анализируемый период, то второй метод дает возможность уточнить динамику, представить изменения внутри рассматриваемого периода. Кроме того, второй метод позволяет выявить основные тенденции в динамике показателей.

Сравнение показателей за аналогичные временные интервалы внутри сравниваемых периодов (например, одних и тех же месяцев в году) позволяет исследовать так называемые сезонные колебания состояния правопорядка. Они бывают достаточно значительными и зачастую представляют весомый интерес, поскольку позволяют выявить причины спада или роста тех или иных видов правонарушений (например, миграция населения, обусловленная прибытием отдыхающих в летний период или на сезонные работы).

Немаловажным, с точки зрения исследования правонарушений, является анализ структуры правонарушений. Этот вид анализа позволяет определить распространенность каждой группы или вида правонарушений в исследуемой совокупности зарегистрированных правонарушений на обслуживаемой органом внутренних дел территории за отчетный период. Структура преступности рассчитывается как:

Si

Sструк. = ¾¾¾ x 100%,

Yi

где:Si.- количество правонарушений отдельной группы или вида, зарегистрированных за анализируемый период;

Yi - общее количество зарегистрированных правонарушений за анализируемый период.

В процессе анализа, как правило, рассчитываются: доля преступности по линиям отдельных служб (УР, БЭП, др. служб) в общем количестве зарегистрированных преступлений; структура отдельных групп преступлений (тяжких преступлений, преступлений против личности, преступлений против собственности и т.п.); структура отдельных видов преступлений, а также структура административных правонарушений. Для наглядности представления расчетных данных могут использоваться таблицы, графики, диаграммы (рис. 9). Рассчитанные показатели соотносятся с аналогичными показателями предшествующего периода и со средними показателями по региону в целом.

 

Кол-во зарег. прест. 2000 г. 1999 г. Sструк. за 2000 г. Sструк. за 1999 г.
Всего    
По линии УР 59,35% 66,17%
Убийств 4,75% 6,33%
Изнасилований 0,74% 1,17%

 

 

Рис. 9. Структура преступности.

 

Анализ "географии" правонарушений предполагает исследование состояния правонарушительства отдельных участков, расположенных на обслуживаемой органом внутренних дел территории (в качестве этих участков могут выступать как административно-территориальные единицы, так и территории отдельных предприятий, учреждений, организаций, объектов торговли, отдыха и т.п.). В ходе этого анализа выявляются наиболее (наименее) криминогенные участки, исследуются способы, объекты и временные показатели совершаемых в их границах правонарушений и т.д. Это позволяет аппарату управления конкретизировать оперативно-служебные задачи, принимать оптимальные решения на расстановку сил и средств.

В ходе осуществления данного вида анализа наряду с различного рода таблицами используются карты местности или схемы (рис. 10.)

Кол-во зарег. прест. По региону N-ский район М-ский район К-ский район S-ский район
Всего
По линии УР
Убийств
………… ….. ….. ….. ….. …..
Изнасилований

 
 

 

 


Анализ личности правонарушителей должен ответ на вопрос: «Кто совершает эти преступления?» При ответе на этот вопрос необходимо выделить в качестве приоритетных имущественные преступления и преступления против личности. Традиционно анализируем три или четыре группы лиц, совершивших преступления:

- ранее судимые;

- несовершеннолетние;

- находившиеся в нетрезвом состоянии;

- неработающие.

В условиях исключительно высокой миграции населения в определенные периоды целесообразно определить долю мигрантов, совершивших правонарушения в целом по обслуживаемой территории, а также долю отслеживаемых в процессе анализа правонарушений. Можно выделить еще и другие группы: городские жители, сельские жители, лица, прибывшие из стран СНГ, иностранцы и т.д.

Но самое главное – выделить причинно-следственную зависимость между видами правонарушений и лицами, их совершившими. Необходимо установить, какие же лица совершают кражи? Ранее судимые, неработающие, несовершеннолетние. Какие категории преступников совершают преступления против личности: ранее судимые, молодежь, мужчины, женщины? Т.е. следует исследовать все параметры, касающиеся личности, ее принадлежности к той или иной социальной группе (рабочие, служащие, предприниматели, представители коммерческих структур); половозрастной группе и т.д. Кроме того, необходимо проанализировать, в каких регионах выявленные лица проживают и в каких совершают правонарушения.

Результатом анализа контингента лиц, совершивших правонарушения, является определение конкретных категорий граждан, с которыми необходимо осуществлять профилактическую работу, либо среди которых необходимо проводить поисковые мероприятия и т.д.

При анализе условий функционирования органа внутренних дел, следует помнить, что количество зарегистрированных правонарушений не совсем адекватно отражает действительное положение. Существует так называемая латентная, т.е. неизвестная правоохранительным ор­ганам преступность, которая пока еще не поддается точному измерению и ее размеры не известны. Специалисты утверждают, что экономи­ческий кризис последних лет, ухудшение жизненного уровня населе­ния превратили преступность в один самых дестабилизирующих факто­ров общественного развития. Профессионализация криминальной сре­ды, эскалация насилия, сращивание преступных и чиновничьих струк­тур обусловили появление значительного числа деяний, не попадаю­щих в уголовную статистику. Это значит, что массив латентной преступности возрастает[201].

Данные исследования, проведенного МВД России в рамках между­народного проекта под эгидой регионального криминологического института ООН, свидетельствуют, что применительно к группе общеу­головных преступлений (посягательства на личность, кражи, грабе­жи, разбои) в среднем регистрируется лишь каждое третье преступ­ление[202].

Исследование состояния внешней среды и выявление факторов, влияющих на состояние правопорядка. Результатом данного анализа является установление причинно-следственной связи между негативными тенденциями преступности как в целом, так и по отдельным видам преступлений с факторами внешней среды.

Данная процедура предполагает получение информации из собственных, а главное внешних источников, характеризующих внешнюю среду функционирования органа внутренних дел в целом по обслуживаемой территории и в обязательном порядке тех участков, на которых произошли наиболее серьезные изменения в состоянии и динамике правонарушений. При этом возможен методический подход, предполагающий разделение факторов на группы (территориально-географические, природно-климатические характеристики; факторы социально-экономического, социально-культурного, социально-демографического, социально-политического характера) с учетом их криминогенного и антикриминогенного воздействия на основные характеристики оперативной обстановки.

В этой связи, необходимо отметить, что сущность этого исследования заключается в отборе не всех факторов внешней среды и не самих по себе, а только с учетом их причинно-следственной зависимости с выделенными видами правонарушений, лицами, их совершившими, и конкретными отделами (подразделениями) внутренних дел.

По существу реализация данного анализа позволяет выявить объективные, независящие от органа внутренних дел, факторы (причины и условия), определившие негативные изменения в оперативной обстановке на обслуживаемой им территории. Если внешняя среда не менялась и остается стабильной, то на следующем этапе выходим на анализ, связанный с выявлением проблем (недостатков, упущений), имеющих место в его деятельности. Поэтому на анализе внешней среды остановимся более подробно.

Прежде чем приступать к исследованию различного рода факторов, характеризующих внешнюю среду функционирования органа внутренних дел, необходимо проанализировать установки концептуальной среды. Это позволит выяснить, не явились ли произошедшие в состоянии правопорядка изменения следствием изменения законодательства и иных нормативных актов федеральных, региональных и местных органов власти, а также нормативных актов правоохранительной системы. Так, например, изменения в уголовном законодательстве, связанные с декриминализацией некоторых деяний (спекуляция, бродяжничество, попрошайничество и др.) привели к изменению структуры преступности в целом.

Анализ территориально-географических, природно-климатических характеристик обслуживаемой органом внутренних дел территории. Сведения, входящие в данную группу характеризуют стабильные факторы, существование которых в пространстве и времени не претерпевает ка­ких-либо значительных перемен. Они в немалой степени влияют на специфику экономики и социальный уклад населения, а также на дея­тельность органов внутренних дел. К ним относятся:

а) географическое положение: ориентированность по странам света - северная, южная и другие части республики, края, области. Эта характеристика важна для крупных регионов, таких, как Якутия, Красноярский край, Вологодская область, Воронежская область и др.;

б) природные особенности: характеристика местности (горис­тая, лесная, пустынная, наличие рек, озер, заболоченных мест).Эти обстоятельства важны при разработке типовых планов на проведение специальных операций типа "Сирена", "Гром", "Перехват", а также при непосредственных действиях личного состава органов внутренних дел и внутренних войск при особых ситуациях (поиски и задержание дезертиров, бежавших из мест лишения свободы); подверженность стихийным бедствиям (наводнения, селевые потоки, землетрясе­ние, снежные лавины), их периодичность, наиболее уязвимые участки местности; климатические особенности: быстрая смена погоды (нап­ример, возникновение гололедов), затяжные дожди (при плохих дорогах затрудняется транспортная связь с населенными пунктами) и другие обстоятельства, которые в тот или иной момент становятся союзниками или противниками органов внутренних дел при реализации своих правоохранительных функций; наличие, характер и места рас­положения полезных ископаемых; особенности флоры и фауны (в т.ч. произрастание наркотикосодержащих растений, заповедники, охранные зоны);

в) территориальные характеристики: общая площадь региона, водные акватории, административно-территориальное деление, геог­рафическое расположение административного центра республики, края, области, района (в центре или на окраине территории), уда­ленность от него районных центров; расположе­ние и протяженность железных и автомобильных дорог, судоходных рек, воздушных путей сообщения; месторасположение вокзалов, пор­тов, пристаней, станций; расписание движения всех видов общест­венного транспорта. В частности, удаленность региона от административного центра влияет на быстроту прибытия в экстренных случаях оперативной помощи со сто­роны МВД, УВД в тот или иной аппарат горрайоргана. Например, Кост­рома как областной центр расположен в 17 км. от юго-западной гра­ницы с Ярославской областью. Расстояние до Ярославля - 80 км, а до своего крайнего северо-восточного района 500 км. Во многих ре­гионах страны это просматривается еще более рельефно. Кроме того, аналогичные сведения (в несколько меньшем объеме) целесообразно иметь и в отношении соседних районов;

г) экологическая обстановка: на фоне общего ухудшения состо­яния природной среды обитания необходимо знать степень пораженности отдельных участков территории, расположение экологиче­ски вредных, химически и радиационно опасных объектов и производ­ств, меры контроля и воздействия на них, деятельность "ГРИНПИС".

Вся названная информация фиксируется в специальных наблюдательных делах, на различных картах, схемах, других носите­лях.

Анализ социально-экономических факторов, оказывающих влияние на состояние правопорядка. Наука убедительно доказала решающее влияние экономических условий жизни на все остальные сферы человеческой деятельности, в том числе и на противоправное поведение людей. Поэтому при исследовании оперативной обстановки немаловажная роль отводится анализу экономического состояния обслуживаемой органом внутренних дел территории. При этом, под экономикой понимается единый народно-хозяйственный комп­лекс, охватывающий все звенья общественного производства, распре­деления и обмена на территории страны.

Для характеристики любой экономики в качестве основного кла­ссифицирующего признака выступают отрасли народного хозяйства. К ним государственная статистика относит: промышленность; сельское и лесное хозяйство; транспорт и связь; строительство; торговлю и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт; жилищно-коммунальное хозяйство; другие отрасли народного хозяйства (здравоохранение, на­родное образование, культура, наука, научное обслуживание, кре­дитно-банковская сфера).

Кроме того, есть показатели, которые характеризуют в целом состояние на­родно-хозяйственного комплекса региона. К ним относятся: уровень промышленного развития, т.е. отношение численности занятого промышленно-производственного персонала к общей численности занятого населения; структура основных отраслей народного хозяйства региона; уровень занятости населения общественно-полезным трудом (в том числе полная или частичная безработица).

Естественно, что объем интересующей органы внутренних дел информации по каждой отрасли народного хозяйства будет различным. В этой связи целесообразно иметь следующие данные:

По промышленности: 1) общее производство промышленной продукции и на душу насе­ления; наиболее значимые отрасли промышленности и количество входящих в них предприятий с числом используемых рабочих и служащих, а также полностью или частично не работающих; 2) организация двух - и трехсменных производств по конкретным предприятиям (важно знать службам уголовного розыска, патруль­но-постовой, дежурным частям, вневедомственной охране, инспекции по безопасности дорожного движения); 3) динамика производства (спад или рост производства); 4) размер заработной платы и регулярность ее выплаты; 5) сложности в функционировании тех или иных отраслей промыш­ленности или отдельных предприятий (конверсия, реконструкция, снабженческо-сбытовые, финансовые, кадровые и др. проблемы); 6) специфика технологических процессов (особенно важно для служб борьбы с экономической преступностью, противопожарной, вне­ведомственной и ведомственной охраны); 7) хозяйственные связи ведущих предприятий с другими региона­ми; 8) существующие формы собственности и их развитие.

По сельскому и лесному хозяйству: 1) основные профили производства; 2) формы собственности, развитие фермерских (крестьянских) хозяйств, их численность, территориальное расположение; 3) основные данные о сельскохозяйственном производстве: пре­обладающие культуры, урожайность, в т.ч. по частным хозяйствам; 4) правовой статус земель; 5) сведения о сохранности государственного, общественного и личного имущества в сельскохозяйственном секторе; 6) предприятия кустарных промыслов; 7) количество коллективных и индивидуальных дач, садовых участков, их территориальное расположение и степень защищенности, транспортные пути, связывающие города с дачными поселками (для ГОРОВД); 8) расположенные в сельской местности санатории, дома отдыха, мемориальные и музейные комплексы, детские лагеря, турбазы, зоны отдыха и другие места массового пребывания людей; 9) основные данные по лесному хозяйству.

По транспорту и связи: 1) количество и виды транспортных предприятий, их размещение в регионе; 2) количество всех видов транспорта в т.ч. индивидуально­го пользования и находящихся в частной собственности; 3) обеспечен­ность региона средствами связи: радио, телетайпом, телефоном, те­леграфом; 4) техническая оснащенность средствами связи органов внут­ренних дел и их сотрудников (особенно участковых инспекторов и оперативных работников).

По строительству: 1) количество и характер строительных организаций (в т.ч. временно функционирующие и мостоотряды, ПМК, строительные фирмы); 2) контингент лиц, работающих в строительстве; 3) крупные новостройки, сроки их начала и завершения; 4) организация труда и охраны ценнос­тей на строительных объектах; основные производственные показате­ли.

Необходимо отметить, что торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт - отрасли, являющиеся объектом особого внимания правоохранительных органов. Они находятся на стыке двух важнейших сфер общественной жизни - экономической и социальной. Состояние торговли и общественного питания - один из важных индикаторов уровня социально-экономического развития региона и морально-пси­хологического настроения населения. Пораженность преступностью данной отрасли экономики наиболее высока.

К минимальному числу показателей, подлежащих учету и анализу органами внутренних дел, в этих отраслях можно отнести:

По торговле и общественному питанию: количество организаций и предприятий торговли и обществен­ного питания, их территориальное размещение; количество точек торговли и общественного питания, раз­вернутых в порядке индивидуальной трудовой деятельности (коопера­тивная, семейная); число занятых в отрасли людей; структура товарооборота, коммерческие связи и каналы поступления товара; разме­щение рынков, торговых рядов, палаток, стихийных массовых мест торговли, состояние общественного порядка в этих местах; учрежде­ния материально-технического снабжения и сбыта, основные показа­тели их работы.

По жилищно-коммунальному хозяйству: количество и виды орга­низаций и учреждений отрасли; основные производственные показате­ли; процесс приватизации в отрасли.

Другие отрасли народного хозяйства, являясь частью экономики страны, не относятся к производственной сфере и в большей степени характеризуют социальный облик региона, хотя в условиях формиро­вания рыночных отношений экономическое начало, коммерциализация, все больше проникают и в эту область жизнедеятельности общества. Ее своеобразие заключается в том, что она направлена на непос­редственное удовлетворение жизненно важных интересов людей. Среди них особое значение имеют здравоохранение, образование, культура, наука, спорт.

Представляется, что особого внимания органов внутренних дел и всей системы правоохранительных органов заслуживает стремитель­но развивающаяся и все более обособляющаяся кредитно-финансовая система. Широкое развитие банков, бирж, страховых компаний, ин­вестиционных и благотворительных фондов, других структур создает не только стимулирующее для экономики начало, но и широкое поле для криминальной деятельности. Уже вскрыты крупные банковские ма­хинации с использованием фальшивых авизо, возникают финансовые пирамиды, "дутые" организации, обманом аккумулирующие, а потом растрачивающие большие средства граждан, (например, Санкт-Петербу­ргские мошеннические АО "Реванш" и "Амарис", московские "Влас­телина", "МММ", обманувшими сотни тысяч жителей, доверивших им свои вау­черы и вклады), появляется много иных финансово-коммерческих структур сомнительного свойства. Все это также должно отслежива­ться правоохранительными органами ради охраны имущественных инте­ресов государства и граждан. Кроме того, подобные структуры все в большей степени сами становятся объектами преступных посяга­тельств.

Анализ социально-демографических характеристик обслуживаемой органом внутренних дел территории. Эта группа факторов отражает наиболее подвижный, дина­мичный элемент внешней среды - население.

Весьма трудно очертить тот круг признаков, которые в полной мере характеризовали бы население в нужном для правоохранительных органов плане, настолько сложно и многообразно это биосоциальное явление. Тем не менее к наиболее существенным характеристикам на­селения можно отнести общую численность и плотность населения ре­гиона, его динамику за ряд лет; численность городского и сельского населения, его динамику (известно, что "переливание" жителей села в города как проявление процесса урбанизации повышает криминогенность на­селения); естественный и механический прирост (сокращение); поло­возрастную структуру населения (имеется в виду различная крими­нальная активность половозрастных групп).

Особое значение имеет соотношение мужского и женского насе­ления. Известно, что криминогенность мужчин в 7 раз выше, чем женщин (хотя в последние годы этот разрыв сокращается). Однако существующее среднероссийское соотношение (женщин - 53%, мужчин - 47%) в отдельных регионах имеет отклонения. Значителен удельный вес женщин в таких городах, как Иваново, Кострома и ряд других. В то же время во многих местах преобладает мужское насе­ление (отдельные районы Крайнего Севера, Дальнего Востока, горо­да-новостройки).

Возрастная группа важна для определения интенсивности прес­тупности. Ряд регионов России имеет значительно больший удельный вес детского населения (до 14 лет), чем в среднем по стране. Так, в Тюменской области доля лиц до 14 лет составляла - 22,9%, в Се­верном административном округе г. Москвы - 12,2%.

Важно знать структуру занятости жителей, размеры полной и частичной безработицы; миграцию населения (в т.ч. маятниковую, сезонные работы, беженцы из горячих точек), движение иностранцев, использование их в качестве рабочей силы.

В последнее время в связи с усилившимся притоком в Россию иностранных граждан обострился вопрос обеспечения их личной и имущественной безопасности, а также предупреждения преступлений с их стороны. Число посягательств на иностранцев постоянно растет. Наиболее криминогенной частью являются иностранные учащиеся, на­ходящиеся в России длительное время (5-7 лет). Значительная доля их занимается наркобизнесом. Источник информации об иностранцах - педагогические и трудовые коллективы, администрация учебных заве­дений.

К числу обязательных сведений о населении относятся также национально-этническая структура жителей (на территории Башкирии, например, проживают люди 70 национальностей, Дагестана - еще боль­ше); социально-психологические особенности населения (тради­ции, обычаи и т.д.); особенности религиозных проявлений: виды кон­фессий, количество действующих церквей, монастырей, легальные и нелегальные секты. В частности, аппаратам управления горрайорганов необходимо владеть информацией о том, в ка­ких населенных пунктах и когда отмечаются местные престольные праздники.

К рассматриваемой группе факторов целесообразно отнести также сведения (открытого и закрытого характера) о воинских частях, их террито­риальной дислокации, профиле, особенностях их функционирования.

На современном этапе развития нашего общества все большее значение для объективного анализа оперативной обстановки приобретают социально-политические, идеологические, правовые харак­теристики обслуживаемой органом внутренних дел территории, их информационная модель. Отнесение названных факторов внешней среды к данной группе весьма условно. Они нахо­дятся в неразрывном диалектическом единстве с экономическими и демографическими факторами. Именно глубокими экономическими неу­рядицами объясняются существующая сегодня в стране социальная дисгармония, поразившая все слои и сферы общества, возникший ценностный вакуум, правовая слабость государства, появление мар­гинальных и слабо защищенных слоев общества. В этой связи, знание социальных особенностей обслуживаемой территории, умение обнаруживать их влияние на правопорядок и работу органов внутренних дел являются важным элементом управленческой деятель­ности руководителя.

К социально-политическим факторам целесообразно отнести: уровень и качество жизни; состояние жилищной проблемы; потребле­ние основных продуктов питания и непродовольственных товаров на душу населения в год; стоимость "продовольственной корзины", мора­льно-политическую, идеологическую, правовую обстановку в регионе. Индикаторами, характеризующими эту группу явлений и процес­сов, могут служить:

а) общий настрой населения, его отношение к практической де­ятельности местных органов власти и управления, наличие формиро­ваний и групп политической направленности, иных самодеятельных организаций, в том числе с антиобщественной ориентацией;

б) уровень политизированности населения, его активность при проведении массовых общественно-политических мероприятий - демонстраций, митингов, забастовок с политическими требованиями, выбо­ров органов власти;

в) уровень пьянства, алкоголизма, наркомании, проституции, венерических заболеваний, количество абортов, отказов от детей в роддомах, разводов;

г) состояние законодательной деятельности, направленность и особенности правоохранительной и правоприменительной, в том числе судебной практики, уровень правового сознания населения, отноше­ние населения к правоохранительным органам, формы его проявле­ния. Это весьма существенные характеристики общественно-политиче­ской атмосферы в регионе. Обстановка всепрощенчества, широкое развитие коррупции, взяточничества, бессилие и беспринципность правоохранительных органов приводят к подрыву веры людей в спра­ведливость, силу закона, разлагают их и способствуют общему росту преступности. Специальные исследования обнаруживают различный подход судебных органов к наказанию виновных (от неоправданно же­стоких до излишне мягких, либеральных), неадекватные решения пре­дставительных органов власти, касающиеся согласия на привлечение к уголов­ной ответственности депутатов, совершивших преступления, наруше­ния законности со стороны органов прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, ставшие достоянием гласности. В связи с этим представляется особенно важным требование МВД России о постоянном мониторинге общественного мнения о работе органов внутренних дел.

Необходимо отметить, что приведенный перечень показателей, характеризующих условия внешней среды, является ориентировочным. Главным же критерием для отбора тех или иных показателей должна быть прежде всего информационно-анали­тическая потребность субъектов управления[203].

Третий этап оценки оперативной обстановки- исследование органа внутренних дел как системы управления, состояния его организации и деятельности.[Ж.А.В.1]

Среди элементов оперативной обстановки, характеризующих ее состояние за определенный временной период, важную роль играют фактический объем выполняемой органом внутренних дел работы, его ресурсы, то есть силы и средства, уровень организации внутрисистемного и внешнего взаимодействия и, наконец, конечные результаты оперативно-служебной деятельности.

Особая роль органов внутренних дел здесь обусловливается тем, что в отличие от социально-экономических, демографических, этнических и иных факторов, которые неоднозначно влияют на состояние оперативной обстановки, усилия органов внутренних дел всегда несут в себе положительное начало, так как направлены на достижение конкретных позитивных результатов в борьбе с преступностью, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности.

Оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел прежде всего направлена на реализацию трех основных социальных функций - задач: а) охрана общественного порядка; б) обеспечение общественной безопасности; в) борьба с преступностью и правонарушениями. Кроме того, деятельность органов внутренних дел также связана с исполнением правовых норм, правоприменением.

И, наконец, деятельность органов внутренних дел имеет свою организационную и реализующую направленность. Любое их действие должно быть организационно и ресурсно обеспечено, прежде чем будет выполнено.

В этом смысле можно выделить:

- управленческую деятельность, в рамках которой следует особо остановиться на организаторской работе и работе по материально-техническому, финансово-хозяйственному и штатно-кадровому обеспечению (она же именуется организационно-распорядительной);

- исполнительскую (или предметную) деятельность, то есть работу соответствующих специалистов-профессионалов по различным линиям, направлениям и участкам (охрана общественного порядка, борьба с преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения и т.д.).

Между этими видами деятельности существует диалектическая связь, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому при оценке оперативной обстановки принципиальное значение имеет не столько сама оперативно-служебная деятельность, сколько ее конечные результаты.

В самих же вторичных результатах выражается весь комплекс проделанных работ: организационно-распорядительных, исполнительских, взаимодействия и координации, стимулирования и т.д. Из сказанного можно сделать вывод - чем выше результаты всех видов оперативно-служебной деятельности, тем существеннее влияние органов внутренних дел на стержневой элемент оперативной обстановки - состояние преступности и общественного порядка.

Таким образом, оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел объективно попадает в центр внимания, становится объектом пристального рассмотрения при анализе и оценке оперативной обстановки. Отсюда вытекают цели и задачи анализа и оценки самой оперативно-служебной деятельности. Конечной целью такого анализа является выявление и познание ее общих закономерностей, определение путей и способов повышения эффективности.

В этой связи можно выделить следующие задачи анализа:

- исследование отдельных характеристик (показателей) оперативно-служебной деятельности и на основе этого - выяснение ее фактического состояния;

- оценка эффективности оперативно-служебной деятельности и определение степени ее влияния на состояние правопорядка;

- выявление имеющихся и еще неиспользованных резервов и других возможностей для повышения эффективности оперативно-служебной деятельности.

Разумеется, оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел может являться и объектом специальных научных исследований и проработок в целях более широких обобщений, теоретического осмысления и объяснения этого феномена как в целом, так и отдельных его сторон.

Анализ и оценку результатов оперативно-служебной деятельности целесообразно начать с изучения результатов оперативно-служебной деятельности. Этот этап в аналитической работе органов МВД является одним из самых сложных и ответственных, поскольку именно он отвечает на вопрос как орган внутренних дел выполняет свое предназначение, насколько эффективно он функционирует.

Предметная, исполнительная деятельность органов внутренних дел отражается в различных формах ведомственной статистической отчетности и поэтому является исходной информационно базой для анализа и оценки эффективности оперативно-служебной деятельности. Кроме того, отдельные показатели содержатся в разного рода официальных документах: уголовных делах и делах оперучета, проверочных материалах, справках, докладных записках, сводках, учетах, сообщениях других правоохранительных и иных органов, материалах средств массовой информации и др.

Многообразие этих показателей можно свести в несколько групп.

В первую группу входят такие показатели, которые опосредованно (косвенно) отражают итог оперативно-служебной деятельности. Это, прежде всего, показатели движения (изменения) правонарушений и преступности. Их анализ и оценка позволяют сделать предварительный общий вывод относительно влияния работы личного состава органов внутренних дел на состояние преступности, общественного порядка и общественной безопасности.

Вторую группу представляют показатели, прямо свидетельствующие о количестве и качестве проведенных оперативно-служебных действий, операций, мероприятий и т.д. Они отражают объем оперативно-служебной деятельности.

Третью группу составляют показатели, отражающие результаты использования сил и средств для осуществления оперативно-служебной деятельности. Сюда входят показатели использования технических средств, личного состава и подсобных сил, денежных средств, показатели различного рода нагрузок, временных затрат.

Четвертую группу образуют так называемые показатели-нормативы, в которых количественно выражены различного рода требования к проведению оперативно-служебной деятельности. К примеру, сроки расследования преступлений, сроки проведения дознания, нормативы нагрузок на личный состав.

Названный комплекс взаимосвязанных показателей отражает объективную картину состояния оперативно-служебной деятельности, которая подлежит анализу и оценке на предмет получения выводов об эффективности этой деятельности.

Следует подчеркнуть, что анализ и оценка состояния оперативно-служебной деятельности является сложным процессом познания реальной действительности. Она, эта действительность, выявляется не сразу, не в целом, а постепенно, по мере накопления необходимой информации, все более глубже и всесторонне отражающей изучаемые и оцениваемые факты, явления, события.

Как и всякий процесс, в котором участвуют люди, анализ и оценка оперативно-служебной деятельности имеет свои объективную и субъективную стороны. При этом, объективная сторона заключается в том, что анализируемые и оцениваемые здесь показатели существуют независимо от тех, кто занимается этим анализом. Субъективная же сторона проявляет себя в том, что все суждения в процессе анализа основываются на выводах, делаемых на основе субъективного индивидуального мышления. Поэтому, всякое индивидуальное суждение и различного рода индивидуальные оценки являются всегда отражением субъективизма.

В этой связи возникает проблема критериев оценки оперативно-служебной деятельности, при этом именно тех из них, которые отражали бы общественно значимые беспристрастные позиции и тем самым сводили к минимуму (а еще лучше - вообще устраняли) субъективизм в оценках и выводах.

Само понятие - критерий в общепризнанном смысле означает "признак, на основе которого оценивается факт, определение, классификация, мерило"[204]. Критерии обозначают не количественную, а именно качественную сторону полученных результатов[205].

В энциклопедической литературе критерий определяется как: 1) мерило оценки; 2) признак, на основании которого проводится оценка; 3) средство для суждения об оцениваемом[206].

Названные значения - мерило, признак, средство - отражают объективно присущие критерию функции, различные стороны и характеристики его сущности.

Как мерило критерий есть конкретный измеритель, отражающий количественные (или качественные) параметры состояния или тенденций управления в целом либо отдельных его составляющих (функций управления).

Как признак, на основании которого оценивается управленческая деятельность, критерий должен быть связан и отражать цели управления правоохранительной деятельностью.

Как средство оценки содержания критерий раскрывается в методах и методиках, с помощью которых решается задача оценки эффективности деятельности, в частности, управленческой.

В общем виде, применительно к сфере деятельности ОВД критерий можно рассматривать как определенный подход, которым руководствуются при оценке эффективности управления, выраженный в специально отобранной для этой цели совокупности соответствующих показателей[207].

Какими же критериями должен руководствоваться руководитель или штабной аппарат, анализируя или оценивая результаты оперативно-служебной деятельности? Однозначно на это ответить в настоящее время невозможно.

Чаще всего все же критерии оценки связаны с требованиями определенного соответствия какой-либо работы предъявляемым к ней требованиям. Например, деятельность по осуществлению административного надзора должна соответствовать требованиям, предъявляемым к реализации этого вида административного воздействия, то есть его целям и принципам. Смысл такого подхода заключается в том, что здесь видны требования, предъявляемые к проведению той или иной работы, а следовательно, и критерии оценки. Все дело упирается в отсутствие научно-обоснованных нормативов, которые должны определяться на основе передовой практики и соответствующих расчетов.

При анализе и оценке оперативно-служебной деятельности как в целом, так и по отдельным службам и направлениям используются разные методики. Общий вывод здесь заключается в том, что качественно-количественные характеристики самых различных показателей деятельности унифицируются таким образом, чтобы появилась возможность их сравнивать, соизмерять как схожие величины.

Наиболее распространенными методиками являются:

а) методика, основанная на использовании балльных индексов.

Его суть состоит в том, что тому или иному направлению работы с учетом ее важности и весомости присваивается (придается) определенный индекс (количественный показатель) на условную единицу затрачиваемого труда (уголовное дело, мероприятие и т.п.). Затем, путем умножения единиц работы на соответствующий индекс исследователи получают сумму баллов, на основе которых делаются выводы о напряженности выполненной работы. Такая процедура позволяет проводить сравнение работы различных, порой несопоставимых в обычных измерениях подразделений и служб, и таким образом добиваться оценки их вклада в общее дело борьбы с преступностью и охраны общественного порядка;

б) методика, основывающаяся на экспертных оценках. Она заключается в учете коллективного среднестатистического мнения специалистов (экспертов) при оценке важности и значимости той или иной работы, выводах о качестве ее выполнения.

В обоих случаях приходится иметь дело либо с абстрактными числовыми значениями, либо с субъективными мнениями живых людей, что не всегда удовлетворяет потребности практики, устраивает практических работников;

в) аналитический метод, основанный на математических расчетах. Он чаще используется на практике, так как связан с оперированием статистическими, текстовыми, справочными и иными данными.

Основным методическим приемом здесь является изучение связей и зависимостей между различными показателями. К примеру, показатель высокой доли ранее судимых в общем количестве лиц, совершивших преступления, сравнивается с показателями, характеризующими результаты деятельности органа внутренних дел в борьбе с рецидивной преступностью. Если большинство ранее судимых ранее не были охвачены профилактической работой, то естественно напрашивается вывод о необходимости усиления работы в данном направлении. Однако для принятия решения этого вывода недостаточно. Поэтому следующий методический прием связан с поэтапным выяснением причинно-следственных связей до тех пор, пока не обнаружатся конкретные причины изучаемого явления[208].

После анализа результатов оперативно-служебной деятельности следует переходить к рассмотрению внутренней организации самого органа внутренних дел, прежде всего его организационной структуры, численности, расстановки сил и средств с тем, чтобы получить ясное представление об общей численности личного состава, ее распределения по службам и подразделениям.

Как правило, анализ должен начинаться с определения динамики общей численности кадров за тот же период времени, за который изучалась динамика преступности. Аналитику важно сравнить темпы изменения численности органов внутренних дел в целом с темпами изменения численности населения, количества преступлений и иных правонарушений. Это сравнение позволит, в частности, обосновать при необходимости предложения в МВД России, органы местного самоуправления в части увеличения численности личного состава.

Целесообразно использовать и относительный показатель плотности органов внутренних дел. Он рассчитывается путем деления численности личного состава на численность населения. На практике принято рассчитывать плотность милиции в расчете на 10 тыс. человек населения. Таким образом, следует изучить динамику и плотность отдельных служб органов внутренних дел (патрульно-постовой службы, уголовного розыска, участковых инспекторов милиции и т.д.). Полученную плотность данного органа внутренних дел следует сравнивать со средней плотностью по Российской Федерации, республике, краю, области.

Целью анализа структуры органов внутренних дел по службам и подразделениям является выяснение, насколько разумно распределена имеющаяся численность для решения задач, стоящих перед органами внутренними дел. Другими словами, определить степень загруженности работой каждой службы органа внутренних дел.

Нагрузка работников различных служб определяется по-разному. К примеру, в уголовном розыске - это количество преступлений в расчете на одного работника. Нагрузка следователя определяется количеством уголовных дел, находящихся в производстве в течение года, либо законченных производством. Нагрузка на работников службы БЭП определяется количеством возбужденных уголовных дел в расчете на одного сотрудника, на участкового инспектора - численностью обслуживаемого населения (3 - 4 тыс. городских жителей). При этом следует принимать во внимание нагрузку не за какой-то отдельный год, а среднегодовую за длительный период времени.

С этой же целью изучается распределение численности по подчиненным органам и подразделениям внутренних дел. Первым критерием для решения вопроса о перераспределении штатной численности является уровень преступности - основной критерий сложности оперативной обстановки. Когда речь идет о решении вопроса, насколько рационально распределение штатной численности, целесообразно рассчитать сначала плотность в органе внутренних дел, а затем нагрузку по каждой службе. Сравнение полученных данных со средним по органу внутренних дел (группе органов) дает возможность определить, какие подчиненные органы и по каким линиям работы нуждаются в увеличении штатной численности, а также за счет кого можно произвести перераспределение. Для получения полноценных выводов анализ плотности и нагрузки в подчиненных органах, подразделениях и службах необходимо проводить за длительный период времени.

Затем изучаются количественные и качественные характеристики кадров. В первую очередь исследуется динамика численности личного состава, которая сравнивается с динамикой правонарушений в целом, чтобы сделать вывод о том, отстает ли рост количества сотрудников от роста правонарушений.

После этого изучается укомплектованность органа внутренних дел в целом по органу внутренних дел и по каждой службе в отдельности, наличие у работников требуемого образования, профессиональное ядро кадров (соотношение молодых (со стажем до 1 года и до 3-х лет в данной службе, а для рядового состава - учитывается вся служба в МВД) и опытных работников (со стажем свыше 3-х лет), сменяемость кадров, количество сотрудников, уволенных по отрицательным мотивам, а также в течение первого года службы и т.д. Особое внимание следует уделять изучению перечисленных факторов в ведущих службах (в первую участковые инспекторы, сотрудники уголовного розыска, подразделений БЭП, следователи и т.д.).

Затем исследуется состояние работы с руководящими кадрами по органу внутренних дел в целом, а также по службам и подразделениям (работа с руководителями, недавно назначенными на должности, с лицами, состоящими в резерве на выдвижение на должности руководителей, стаж службы в занимаемых должностях, сменяемость руководящего состава, причины замены, степень личного участия руководителей всех уровней в обучении личного состава, главным образом на конкретных делах и материалах, в контроле за деятельностью подчиненных, в создании надлежащего морально-психологического климата, решение социальных вопросов).

Следующий шаг - изучение проблемы обеспечения законности и дисциплины. Исследуется общее количество зарегистрированных случаев нарушения законности и их динамика (как в целом по органу внутренних дел, так и по службам, подразделениям, а также по видам нарушений). Для того, чтобы увидеть степень пораженности теми или иными видами нарушений конкретных служб целесообразно рассчитать уровень нарушений законности. Он рассчитывается, как правило, на 1 тыс. или на 100 сотрудников данной службы.

Знакомясь с дисциплинарной практикой, следует иметь в виду, что сведения о лицах, наказанных в дисциплинарном порядке, характеризуют, с одной стороны, состояние дисциплины в органе внутренних дел, а с другой, - степень реагирования соответствующего руководителя на эти нарушения. Поэтому аналитику целесообразно, в частности, выяснить, по всем ли совершенным дисциплинарным проступкам к виновным применены меры установленного воздействия. Для того, чтобы сравнить количество наказанных в различных службах, а также за разные периоды времени, целесообразно использовать показатель уровня нарушений дисциплины в расчете на 1 тыс. сотрудников службы.

Далее целесообразно изучить практику использования материально-технических и финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органа внутренних дел с тем, чтобы выяснить степень их количественного и качественного соответствия складывающей оперативной обстановке, выявить просчеты либо положительные факторы в ресурсном обеспечении, повлиявшие на состояние правонарушительства.

При сопоставлении ресурсов, их объема, качества, распределения по службам, подразделениям, территории с параметрами преступности (ее объемом, структурой, динамикой, географией) выясняется, в частности, по каким причинам орган внутренних дел не обеспечен ресурсами, необходимыми для решения поставленных задач. Особое внимание необходимо уделить выяснению уровня обеспеченности органа внутренних дел автомотранспортом, горючим, оружием, обмундированием, средствами связи, защиты и активной обороны, электронно-вычислительной техники, а также их технического состояния, степени эффективности использования для решения оперативно-служебных задач. Следует также уточнить, насколько эффективно используются выделенные органу внутренних дел финансовые и материальные ресурсы, в том числе из средств регионального и местного бюджета и внебюджетных фондов, нет ли фактов бесхозяйственности и расточительства, какую оценку получают случаи незаконных расходов, недостач, непроизводительных расходов и иных потерь.

Для анализа и оценок состояния ресурсного обеспечения помимо традиционных статистических методов используются также и социологические методы, главным образом, наблюдение, опрос, анализ документов и т.д.

Такова, вкратце, общая методика комплексного анализа оперативной обстановки. Несколько специфична методика частного анализа отдельных проблем состояния правопорядка и деятельности органа внутренних дел. Это обуславливается тем, что данный вид анализа является дополнением или своего рода дальнейшим развитием комплексного анализа. Не останавливаясь подробно на методике осуществления частного анализа отдельных проблем, хотелось бы лишь отметить, что он состоит из следующих этапов:

1. Поиск проблемы

2. Выдвижение гипотезы

3. Разработка программы исследования

4. Выбор объектов исследования

5. Разработка методики исследования

6. Разработка материалов до выхода на объект исследования

7. Пилотаж

8. Организация исследования

9. Обработка собранного материала и составление итоговой справки[209].