Административные методы.

Административные методы как методы воздействия субъекта управления на управляемый объект характеризуются подчинением воли управляемого воле управляющего, т.е. налицо отношения ″власть – подчинение″. Субъект управления в рамках предоставленных ему полномочий односторонне через соответствующие формы (акты) выражает свою властную волю, дает обязательные для исполнения предписания, распоряжения, которые управляемые обязаны выполнять. Содержание этих предписаний составляют указания управляемых о том, какие действия, каких образом и в какие сроки надлежит совершить или от совершения каких действий следует воздержаться. Подобные методы совершенно необходимы в целях согласования усилий, достижения целей управления, поддержания порядка и дисциплины.

В административных методах наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Использование административных методов в управлении позволяет субъекту управления прямо воздействовать на управляемых, добиваться необходимого в управлении подчинения. Однако, это отнюдь не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемых учитывать интересы последних. Напротив, научное управление предполагает учет интересов управляемых при разрешении управленческих ситуаций. Применение административных методов дает наиболее положительный результат в том случае, если команда, исходящая от субъекта управления, соответствует материальным и духовным потребностям управляемых. При использовании административных методов важно учитывать социальные потребности и психологические особенности подчиненных, а также принимать во внимание экономические интересы. Эффективность использования административных методов управления определяется их восприимчивостью коллективом, приемлемостью в данных условиях работы, соответствием другим методам управления. И, наоборот, если цели и интересы руководителя и руководимого не совпадают, последний либо выполняет команду не лучшим образом, либо не выполняет ее вообще. Поэтому субъект управления должен исходить не только из силы приказа, но и учитывать общие и частные интересы управляемых.

Практика управления показывает, что нередко инициатива применения административных методов (принятие односторонних актов, приказов) может исходить от объекта управления, который ″ставит вопрос″ перед вышестоящим органом о принятии соответствующего распоряжения, приказа и т.п. Кроме того, в управленческой деятельности широко практикуется предварительное обсуждение проектов административных управленческих решений на заседаниях коллегий, советов, на совещаниях, собраниях трудовых коллективов, а также визирование и согласование проектов указанных решений. Односторонне принятое решение нередко оформляет коллективную мысль, является результатом предварительно согласованных действий, поведения.

Административные методы, обладающие волевым, обязывающим характером, иногда ошибочно отождествляют с волюнтаризмом, произволом, голым администрированием, которые являются, в сущности, антиподами административных методов управленческого воздействия.

Рассматриваемые методы в той или иной мере используются повсюду, где осуществляется управление. Они применяются в сфере управления экономикой, в социально-культурной сфере, а также в области социально-политической деятельности. Особую роль административные методы играют в управлении обороной, государственной безопасностью и внутренними делами. В связи с этим вопросы правильного применения административных методов в системе органов внутренних дел приобретают особую важность. От их умелого использования зависит эффективность деятельности органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и функций. Правильное применение административных методов способствует четкой и слаженной работе в органах, повышает оперативность и гибкость управления ими. Недооценка роли административных методов, напротив, влечет отрицательные последствия, затрудняет управление, ведет к утрате оперативности, к снижению дисциплины и организованности.

Особая роль административных методов управленческого воздействия в органах внутренних дел обусловлена спецификой сферы управления внутренними делами государства, требующей широкого применения административных методов, непосредственного их действия. Если результаты использования социально-психологических и экономических методов управления могут последовать не сразу после их применения, то результаты административных методов, в большинстве случаев, проявляются непосредственно после их использования. Особенно это заметно при решении оперативных, текущих вопросов управления в сфере внутренних дел государства.

Правильный выбор административных методов управления в деятельности органов внутренних дел определяется: целями и характером задач, решаемых органами; организационными традициями, сформировавшимися в коллективе органа или подразделения; сложившимся соотношением (взаимодействием) административных методов с социально-психологическими и экономическими методами в коллективе.

Классификация административных методов может быть проведена по следующим основаниям: по форме выражения; юридическим свойствам; по способу воздействия на поведение объектов управления; по форме предписания.

По форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые и административно-организационные.

Административно-правовые методывыражаются в том, что они носят государственно-властный юридический характер. Указания, распоряжения и т.п. субъекта управления, выраженные в правовой форме, носят обязательный характер для тех, кому они адресованы, и их исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Административно-организационные методы управления обеспечивают единство действий субъекта и объекта управления, их взаимопонимание в процессе решения практических задач. Использование этих методов позволяет упорядочить систему управления, устранить то, что мешает успешному управлению, проявлению творческой инициативы в управлении. Административно-организационные методы находят свое выражение в совершении субъектом управления непосредственных организационных действий, иных мероприятий, которые основываются на авторитете органа, руководителя или иного лица, осуществляющего управление и являющегося организатором деятельности управляемых. Например, организация и проведение руководителем органа внутренних дел занятий с подчиненными по изучению нормативного акта, проведение совещания с личным составом органа по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, обобщение и распространение положительного опыта работы и другие действия не содержат государственно-властных предписаний и не выражаются в форме юридического предписания. Однако эти организационные действия преследуют определенную цель и оказывают регулирующее управленческое воздействие на управляемых.

К наиболее распространенным административно-организационным методам, применяемым в органах внутренних дел, относятся согласование; взаимодействие; координация; контроль и проверка исполнения; инспектирование; инструктирование и др.

Согласование – это обсуждение и выработка несколькими органами внутренних дел, их подразделениями или работниками единого мнения по тому или иному вопросу управления или получение от вышестоящего органа, иного заинтересованного в деле органа согласия на совершение каких-либо управленческих действий. Согласование возникает по инициативе одного или нескольких равноправных участников совместной деятельности. Например, один горрайорган согласовывает свои действия с другим или работник ГИБДД согласовывает свои действия с работником криминальной милиции и т.п.

В предусмотренных юридическими актами случаях согласование может носить обязательный характер. Так, при решении наиболее важных вопросов управления нижестоящий орган внутренних дел должен получить на это согласие от вышестоящего органа. Обязательный характер согласование носит и в том случае, если действия, которые предстоит совершить, затрагивают интересы других органов и служб. Например, при решении вопросов финансового или материально-технического обеспечения необходимо получить согласие от соответствующих финансовых и хозяйственных служб.

Взаимодействие – это взаимное согласование действий двух и более служб, отдельных, не подчиненных друг другу участников управления, совместно решающих какую-либо общую задачу. Взаимодействие может быть между отдельными органами внутренних дел (например, одно управление взаимодействует с другим), между подразделениями и службами разных органов (например, служба охраны общественного порядка одного горрайоргана взаимодействует со службой охраны общественного порядка другого горрайоргана), между различными подразделениями, службами и работниками одного и того же органа (например, работник уголовного розыска взаимодействует с участковым инспектором милиции). Взаимодействие в органах внутренних дел выражается в следующих формах: совместное планирование мероприятий, обмен информацией, совместное проведение мероприятий и др.

Координация, в отличии от взаимодействия, означает не просто достижение единства действий равноправных, не подчиненных друг другу участников процесса управления, а подчинение их совместной деятельности воле координирующего органа или должностного лица. Координация охватывает также вопросы разделения труда в органе между его структурными подразделениями и работниками, распределения функциональных обязанностей между ними, осуществления единой стратегии и тактики действий отдельных участников, установления взаимосвязи и взаимоотношений между органами, подразделениями и сотрудниками. В органах внутренних дел координацию отдельных подразделений, служб и работников в процессе руководства их деятельностью организует начальник органа или специально уполномоченный на то работник.

Контроль и проверка исполнения как административно-организационные методы являются средством обнаружения недостатков, выявления причин, препятствующих реализации решений и оказания конкретной практической помощи в выполнении поставленных задач. Контроль и проверка исполнения позволяют сопоставить фактическое положение дела с намеченными целями. Наиболее распространенными формами контроля и проверки исполнения в деятельности органов внутренних дел являются комплексное инспектирование деятельности органов; контрольные проверки хода выполнения мероприятий по результатам инспектирования; специальные (целевые) проверки по отдельным направлениям (вопросам) деятельности; текущий оперативный контроль фактического исполнения органами, аппаратами, службами, подразделениями решений вышестоящих органов, а также планов и указаний руководителя органа; отчеты исполнителей на служебных совещаниях, заседаниях коллегий; изучение сводок и других материалов о деятельности подчиненных органов и др.

Инспектирование как административно-организационный метод является разновидностью контроля. Вместе с тем, инспектирование может иметь и самостоятельное значение. Оно соединяет в себе функции контроля и распорядительства. Инспектирующий может дать указание о том, какие действия необходимо совершить, в какой последовательности и какими способами, а также принять иные меры распорядительного характера по устранению обнаруженных недостатков.

Инструктирование заключается в ознакомлении исполнителей с условиями работы или обстоятельствами порученного дела, объяснении ситуации, задач, возможных трудностей, в предостережении от возможных ошибок и промахов, в даче советов по выполнению тех или иных заданий или видов работ и т.п. Инструктирование может выражаться в оказании методической и информационной помощи, направленной на успешную реализацию задач. К инструктированию относятся оборудование стендов с наименованием структурных подразделений органов внутренних дел, разработка схем их дислокации, обучение на собственном опыте и опыте лучших работников, показ передовых приемов работы, проведение практических занятий, совещаний и т.п. Инструктирование может осуществляться посредством личных контактов, телефона, радио, видеоустройства и других средств связи с инструктируемым.

По юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными и индивидуальными.

Нормативные административные методы рассчитаны на неопределенное число объектов управления (органов, организаций, лиц), которые при наличии условий, предусмотренных гипотезой нормы права, содержащейся в предписании (диспозиции), обязаны действовать в строгом соответствии с правилом нормы. К административным методам этого вида относятся, например, утвержденные МВД России правила, наставления, инструкции, положения, регулирующие деятельность аппаратов и служб милиции и других органов, входящих в систему МВД России. Эти методы закрепляют организационные связи в системе управления, определяют статус различных должностных лиц, органов, аппаратов, служб и подразделений, их задачи, функции, обязанности и права, ответственность, регламентацию административно-процессуального порядка осуществления управленческих действий (операций), нормирование численности работников, установление норм времени и норм выработки и др.

Индивидуальные административные методы выражаются в виде прямых предписаний, адресуемых конкретным исполнителям. Эти распоряжения обязательны для тех, кому они адресованы. Посредством административных предписаний осуществляется текущее оперативное вмешательство в процесс управления в целях направления усилий участников процесса для достижения поставленных задач.

Индивидуальные предписания – это основные способы разрешения конкретных ситуаций как предусмотренных в нормативных актах, так и в случаях, когда возникшая ситуация не укладывается в установленные нормативными актами границы. Административные предписания могут быть приказами, указаниями, распоряжениями, резолюциями. Это не документы как таковые, а виды административного распорядительства. Оно наиболее широко применяется в ходе повседневной организационной работы, когда система управления и ее аппараты уже сформированы, общие правила деятельности аппарата определены, а объект управления функционирует в установленном режиме. Документы с названиями, аналогичными перечисленным названиям административных предписаний, являются формами внешнего выражения административного распорядительства.

К группе индивидуальных административных методов относятся также способы дисциплинарного воздействия на управляемых.

По способу воздействия на поведение объектов управления административные методы подразделяются на: обязывающие к совершению определенных действий; уполномочивающие совершать определенные действия; поощряющие совершение социально-полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий.

Обязывающие методы предписывают объекту управления совершать те или иные действия. Данный вид методов реализуется посредством выполнения указанных в предписании действий.

Уполномочивающие методы предоставляют возможность, дозволяют, управомочивают объект на совершение тех или иных действий. Эти методы реализуются путем совершения действий теми, на кого они распространяются.

Поощрительные методы воздействуют на объект управления посредством морального и материального поощрения, стимулов к труду, выполнению служебного и общественного долга. Мерами поощрения могут служить награды, премии, льготы и т.п.

Запретительные методы содержат запрет совершать то или иное действие. Они не способствуют совершению тех действий, которые объективно препятствуют достижению целей и задач управления, наносят вред процессу управления, противоречат общественным интересам. Запретительные методы реализуются путем воздержания от совершения запрещенных действий.

Для успешной реализации целей и выполнения задач управления необходимо наличие строгой дисциплины исполнения. Невыполнение требований запретов и предписываемых действий или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей ведет к привлечению виновного работника к дисциплинарной ответственности, являющейся разновидностью административных методов управления. Дисциплинарную ответственность сотрудник органов внутренних дел может нести лишь в рамках его обязанностей и прав, закрепленных в правовых актах, а также в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Разновидностью административных методов управления является также материальная ответственность работников органов внутренних дел, состоящая в возмещении материального ущерба, причиненного неправомерными действиями, по решению управомоченного руководителя органа внутренних дел в соответствии с действующими нормами права.

По форме предписания административные методы могут быть подразделены на: категорические (императивные), поручительные, рекомендательные и диспозитивные.

Категорические методы характеризуются однозначностью предписаний, в которых непосредственно определяется поведение объекта управления. В этих случаях управляемому (исполнителю) не представляется выбора, он обязан точно выполнить то, что ему предписано субъектом управления. Вместе с тем категорический метод может выражаться не только в однозначном предписании, исключающем возможность выбора исполнителем варианта поведения. Так, к примеру, вышестоящий орган внутренних дел может строго определить границы действий нижестоящего органа (подразделений), предоставив ему право по-своему применять предписание, не искажая смысла и целей предписания.

Поручительные методы обязывают управляемого к разрешению того или иного вопроса или к совершению конкретных действий. Этот вид административных методов встречается преимущественно в сфере взаимоотношений вышестоящих органов с нижестоящими. Вышестоящий орган может поручить нижестоящему органу выполнение таких функций, которые не входят в его компетенцию. В отличие от категорического поручительный метод, предписывая действия, не определяет порядок их совершения. Он предоставляет решение этого вопроса на усмотрение исполнителя.

Рекомендательные административные методы содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения управляемыми тех или иных действий. Рекомендательные методы предоставляют объекту управления возможность самостоятельно определить пути и способы выполнения, реализации содержащихся в них советов и рекомендаций с учетом особенностей его функционирования и фактических обстоятельств, а также сложившейся ситуации.

Диспозитивные административные методы управления содержат предписания, которые предоставляют возможность управляемым по взаимной договоренности самим определять взаимные права и обязанности, связанные с выполнением предписания субъекта управления. Например, на основании диспозитивного предписания вышестоящего органа внутренних дел договариваются о совместных действиях по выполнению этого предписания. При этом они по взаимной договоренности распределяют между собой функции и определяют действия по реализации предписания вышестоящего органа.

В заключение хотелось бы отметить, что все рассмотренные выше административные методы управления в той или иной степени используются в деятельности всех органов, отраслевых служб и аппаратов, а также подразделений органов внутренних дел.