Профилактическое дыхание в русле культурно-исторических традиций

 

Прочитав, предыдущий раздел, любознательный читатель скажет: хорошо, все это очень интересно, но причем тут трехфазная система дыхания? Именно поэтому, уважаемый читатель, давайте посмотрим, как связаны между собой основные позиции правильной, трехфазной системы дыхания и имеющие многовековую историю пранаяма, дыхание даосов и дзен буддистов, и, кроме того, сошлемся на авторитет великого философа Иммануила Канта, который, не зная, многих известных на сегодня подробностей ни о йогах, ни о даосах, высказал такие мысли о дыхании, которые во многом соответствуют не только этим системам дыхания, но и являются убедительным доказательством в пользу правильной, трехфазной системы дыхания.

Вот что пишет йог Рамачарака ( его настоящее имя Аткинсон, но все написанное им - правильно ) в своем труде:"Наука о дыхании индийских йогов. Дыхание по восточным методам, как средство физического, умственного, душевного и духовного развития" . М. Издательско-библиографическое агентство "Моя библиотека" 1991 г.:

" Один из первых уроков науки дыхания йогов посвящается тому, чтобы научиться дышать носом и победить обычную привычку - дышать ртом. Дыхательный механизм человека позволяет ему дышать и носом и ртом, но для него дело истинно жизненной важности - каким именно из этих двух способов он дышит, ибо один способ дает ему здоровье и силу, а другой ведет к болезням и слабости.

Конечно, не должно было бы быть и надобности объяснять читателю, что нормальный способ дышать - через нос, но невежество цивилизованного человечества по отношению к некоторым простым вещам просто поразительно. Мы постоянно встречаем людей, которые на прогулках дышат через рот и своим детям позволяют следовать той же ужасной и вредной манере дыхания.

Многие из болезней, которым подвержен цивилизованный человек, причиняются ему именно этой общей привычкой дышать через рот." ( с. 31 ).

Подитоживая рассуждения о носовом дыхании Рамачарака пишет: "...дыхание через нос составляет и основной принцип <<науки дыхания >> йогов" ( с. 35).

Рассматривая различные способы дыхания ( верхнее, среднее, нижнее и полное ) Рамачарака характеризует последний из четырех способов дыхания так: "<<Полное дыхание>> йогов соединяет в себе все хорошие стороны верхнего, среднего, и нижнего дыхания, не имея их недостатков. Оно приводит в движение весь дыхательный аппарат легких, каждую их клеточку, каждый мускул дыхательной системы. Максимум пользы получается при минимуме затраченной энергии. Грудная полость расширяется во всех направлениях и каждая часть ее дыхательного механизма работает в меру своей возможности.

Одна из важнейших особенностей этого метода дыхания та, что при нем все мускулы дыхательного аппарата находятся в действии, тогда как при других формах дыхания часть мускулов даже совершенно не двигается. При полном дыхании приводятся в движение мускулы, двигающие ребрами, при чем легкие расширяются.

Диафрагма при этом имеет полную свободу выполнить свое назначение и оказать действию легких наибольшую помощь... Верхняя часть легких наполняется воздухом, тоже в полной мере, благодаря действию тех же междуреберных мускулов." ( с. 39-40 ).

Рамачарака делает чрезвычайно важное замечание, которое нельзя не упомянуть, в связи с тем, что само слово "полное" может быть воспринято читателем неправильно. В связи с этим он пишет:"И мы спешим предупредить читателя, что полное дыхание вовсе не обозначает полного наполнения воздухом легких при каждом вдыхании. Можно вдыхать среднее количество воздуха, следуя способу полного дыхания, но распределять это большое или малое количество воздуха правильно по всему объему легких" (с. 42 ).

Какова же польза от овладения полным дыханием йогов? Рамачарака этому вопросу посвящает специальную главу в своей книге. Сделаем из нее несколько извлечений.

"Практика полного дыхания, - пишет Рамачарака, сделает всякого человека, как мужчину так и женщину, совершенно свободным от опасности заболеть чахоткой или каким либо расстройством дыхательных органов, раз и навсегда избавит от насморков, простуд, кашлей, бронхитов и т.п. Чахотка обязана своим происхождением, главным образом, пониженной жизненности, которая в свою очередь зависит от недостаточного количества вдыхаемого воздуха. Понижение жизненности делает организм более доступным и открытым для проникновения в него болезнетворных зародышей. Неполное дыхание позволяет значительной части легких оставаться бездеятельной, и эти бездеятельные части легких представляют собой открытое поле для деятельности всевозможных бацилл, которые переполняют ослабевшие ткани и производят в них полное опустошение, уничтожая все живое.

...Качество крови очень сильно зависит от её надлежащего насыщения кислородом в легких, и наоборот, если кровь недостаточно насыщается кислородом, она становится как - бы разжиженной и наполненной при этом всевозможными отбросами. Тогда весь организм начинает страдать от недостатка питания и часто в нем появляются признаки настоящего острого отравления, зависящего именно от отбросов, своевременно не удаляемых из крови.

... Желудок и другие органы пищеварения сильно страдают от неправильного дыхания. И они не только плохо питаются сами вследствие недостатка кислорода, но вместе с тем плохо питают тело. Пища для того, чтобы быть переваренной и усвоенной, должна быть насыщена кислородом, без этого не может быть правильного пищеварения и усвоения.

... Нервная система тоже страдает от неправильного дыхания так же, как и мозг.

... При практике полного дыхания, во время вдыхания диафрагма сокращается и производит легкое давление на печень, на желудок и на другие внутренние органы. Это размеренное нажимание вместе с ритмическим движением легких действует на внутренние органы как легкий массаж, возбуждая их действие и поддерживая нормальное функционирование.

... Но в увлечении гимнастикой на Западе, часто забывают, что упражнение поверхностных мышц тела, это еще далеко не все. Внутренние органы также нуждаются в упражнениях, и природа предназначила для их упражнения полное дыхание. Диафрагма есть главное орудие природы для этого внутреннего упражнения. Её движения колеблет все важные органы пищеварения и выделения, массирует и сжимает их при каждом вдыхании и выдыхании, наполняет их кровью, потом выгоняет эту кровь и вообще заставляет эти органы жить более энергичной жизнью"( с. 44 - 47 ).

Основные принципы йоговской пранаямы проиллюстрируем более подробно по современной книжке отечественных йогов А.Н.Зубкова и А.П.Очаповского: "Хатха-Йога для начинающих" М.Медицина 1991 г., которую мы настоятельно рекомендуем для изучения, всем, интересующимся и собственно хатхой-йогой и началами пранаямы. Согласно Зубкову и Очаповскому, основной задачей пранаямы является обучение замедленному, редкому дыханию. Они пишут: "Йоги установили, что медленное, редкое дыхание способствует максимальному извлечению из воздуха <<праны>>, т.е. космических флюидов. Поэтому мы часто напоминаем о неглубоком дыхании во время упражнений, о пользе задержки дыхания после выдоха ( в терминологии трехфазного дыхания речь идет о паузе - О.Е.), что ведет ко второму немаловажному эффекту дыхания йогов - накоплению в крови, в клетках и тканях организма углекислого газа....

Все искусство дыхания заключается в том, чтобы почти не выдыхать углекислый газ, терять его как можно меньше. Дыхание йогов как раз соответствует этому требованию. А дыхание обычных людей это хроническая гипервентиляция легких, избыточное выведение углекислого газа из организма, что обусловливает возникновение около 150 тяжелейших заболеваний, именуемых нередко болезнями цивилизации. Среди них такие, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма и др." ( с. 163-164.)

Особо подчеркнем еще раз, что второй, немаловажный эффект дыхания йогов, связанный с накоплением углекислого газа в крови, в клетках и тканях организма, определяется задержкой дыхания после выдоха, т.е. паузой.

На наш взгляд целесообразно отметить также некоторые методические указания, которые выделяют Зубков и Очаповский. Так они пишут, что ослабленным и больным людям лучше не делать задержек после вдоха, а сразу же переходить к выдоху. Однако, задержки же дыхания после выдоха ( паузы ) без перенапряжения полезны всем. Указывается также, что никогда не следует вдыхать и выдыхать до отказа, всегда должен оставаться небольшой резерв для вдоха и выдоха. Хотя авторы специально и не выделяют этого момента, но во всех упражнениях пранаямы, которые приводятся в книге, возврат дыхания, носящий особое название <<Пурака>>, осуществляется только через нос. Кроме того, в процессе дыхания активно участвует диафрагма.

Все вышесказанное целиком и полностью соответствует основным положениям трехфазной системы дыхания.

Однако, с точки зрения правильной трехфазной системы дыхания одно из положений книги Зубкова и Очаповского вызывает возражение. Они пишут: "Многие энтузиасты йоги неправильно себе представляют физиологию дыхания и, изучив полное дыхание йогов, стараются целый день дышать по этому методу, нанося себе большой вред. Надо твердо уяснить: гипервентиляция в состоянии покоя вредна! Нужно стараться все время дышать неглубоко ( чтобы дыхания не было ни заметно ни слышно ) и редко, стремясь максимально растянуть автоматические паузы после каждого выдоха" ( с. 166 ).

Вред гипервентиляции несомненен, но вот с утверждением о том, что следует "максимально растягивать автоматические паузы после каждого выдоха" категорически нельзя согласиться. Согласно положениям правильной системы дыхания следует обучиться - "не максимально растягивать паузу после каждого выдоха", а сделать ее естественной, непроизвольной, в максимальной степени удобной, но ни в коем случае сознательно не затягивать паузу. Длина паузы зависит от крепости дыхательного аппарата: чем крепче аппарат - тем длиннее пауза. Но не насильственное удлинение паузы способствует укреплению дыхательного аппарата, а его тренировка на основе организации плотного, длинного, упругого и ровного выдоха. Пауза - это только необходимый момент процесса дыхания. Тем более, что сами авторы ниже, в инструкции выполнения <<Шуньяки>> (т.е. паузы ) пишут о том, что при этом должно быть" удобно и приятно"( с. 171) Подчеркнем, что по мере укрепления дыхательного аппарата длинна паузы будет автоматически увеличиваться, а сама пауза, при этом будет оставаться удобной, ненасильственной, и главное - приятной.

Очень хорошо, на наш взгляд, Зубков и Очаповский характеризуют цель занятий дыхательной гимнастикой: "Пранаяма при правильном выполнении должна сделать дыхание неглубоким, редким (4-6 дыханий в минуту, с последующим снижением до 1 - 3 дыханий в минуту ). Это способствует нормализации работы четырех важнейших систем организма: системы органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервной системы и обмена веществ." ( с. 166.).

Все эти положительные результаты также являются следствием занятий и по методе правильной трехфазной системе дыхания, причем для тренированного по этой системе дыхательного аппарата ритм в 6-8 дыхательных циклов в минуту становится обычным.

Перенесемся из йоги в другую область – в оккультизм. Вот как характеризуется цель занятий дыханием в оккультизме:

"1) правильность процесса окисления крови, обновляющего запас жизненной силы;

2) регулирование ритма дыхания человеческой волей и вытекающую отсюда власть над функциями сердца;

3) устранение излишней потери углекислоты." («Энциклопедия оккультизма». Т.1. - М.:<<AVERS>> с. 84.)

Обратимся к даосам - адептам религии даосизма и к дзен буддистам.

В Китае были разработаны самые разнообразные и очень эффективные методы целенаправленной и систематической регуляции различных психофизиологических процессов, управление психической деятельностью человека. Эти методы позволяли существенным образом изменять и даже перестраивать природные психофизические структуры человеческого организма. Общекультурное и социальное значение этих методов заключалось также и в том, что наряду с решением основной задачи по качественной перестройке исходных психических структур они выполняли психотерапевтические, психогигиенические, общеоздоровительные, психопрофилактические и мн.др. функции, тем самым существенно повышая уровень адаптационных возможностей человека.

Использование этих методов приобрело характер очень устойчивой традиции, в процессе развития которой были выработаны достаточно стабильные организационные формы и специальные технические приемы и методы психофизического воздействия, бережно хранившиеся и передававшиеся из поколения в поколения в течение многих столетий. (.Абаев.с 10-11).

Например, в книге: "Дао Любви" ее автор Чжан- Жо -Лань рассматривает совершенное даосское дыхание, как один из основных компонентов укрепления здоровья человека.

"Совершенное дыхание, пишет Чжан-Жо-Лань - само по себе наука..По словам учителей дао, дыхание или ци, является одной из жизненно важных сил только с материальной позиции, по которой оно поставляет кислород и избавляет от углекислого газа. Это просто видимое проявление дыхания, но есть и другая, невидимая ф у н к ц и я д ы х а н и я. Посредством ее человек вовлечен в невидимую космическую власть Вселенной.

Даже на современном научном Западе врачи и исследователи отметили в последние годы, что легкие - не просто орган газообмена в крови. Некоторым людям может показаться, что даосы чрезмерно подчеркивают совершенное дыхание, но на самом деле мы не можем подчеркнуть его в достаточной степени. мы просто не могли бы существовать без него. Оно существенно для нашего духовного здоровья точно так же, как и для нашего физического. Например, совершенное диафрагмальное дыхание является основой почти всех форм медитации. Оно является также фундаментальным для медицинской терапии даосов.

В Китае наших дней эта даосская медицинская практика была вновь возрождена. Глубокое дыхание лежит в основе хорошего здоровья, это очень простой и экономичный путь для того, чтобы стать сильнее.

Три существенных пункта помогут вам дышать правильно:

1. Сохраняйте правильную осанку и держите грудную клетку естественно.

2. Научитесь вдыхать и выдыхать только с помощью диафрагмы и носа, не пользуйтесь для этого ртом.

3. Сначала выдохните все из ваших легких постепенно, а затем совершенно опустошите их, сделав последнее усилие, чтобы сократить диафрагму. Теперь осторожно вдыхайте, расширяя диафрагму до предела. Затем вновь медленно выдыхайте, повторяя весь процесс." ( Чжан Жо-Лань. с. 179-181.)

Первые два принципа, не вызывают ни малейших возражений. Но вот третий принцип, очевидно, противоречит одному из важнейших постулатов йоговской пранаямы и трехфазного дыхания - о том, что никогда нельзя выдыхать и вдыхать воздух до конца. Хотя, включение диафрагмы в процесс дыхания, как принципиальный момент в системе даосского дыхания чрезвычайно важен и аналогичен подобному же принципу трехфазной системы дыхания. Возможно, однако, что Чжан Жо-Лань имел здесь в виду такое совершенное даосское дыхание при котором уничтожается видимое различие между процессами вдыхания и выдыхания, а пушинка, положенная рядом с ноздрями, не колеблется ни при выдохе ни при вдохе.

Это уникальное дыхание описано в книге "Тысяча золотых рецептов для экстренных случаев" следующим образом:"Запереть ци в диафрагме, так, чтобы лебединое перо, помещенное на нос, не шелохнулось. Пройдет 300 дыханий, уши ничего не услышат, глаза ничего не увидят, сердце ничего не почувствует - и тогда холод и жара не могут на тебя воздействовать, пчелы и скорпионы не смогут тебя отравить. Проживешь 360 лет".

Такое, почти незаметное дыхание называют зародышевым, напоминающим дыхание зародыша в чреве матери, который еще не дышит через нос. Это дыхание у даосов считается самым совершенным, относящимся к <<прежнему небу>>, <<золотому веку>>. После рождения на свет идеальная схема жизни нарушается. Однако вернуться от к << прежнему небу>> можно особыми тренировками, где дыхательные упражнения играют главную роль». ( М.М. Богачихин. Таиственная ци и пути к бессмертию. Запорожье. 1991 г. с. 8-9 ).

Совершенное даосское дыхание требует длительной подготовки, заключающейся в развитии и укреплении всего дыхательного аппарата человека, в овладении определенной техникой и навыками правильного дыхания, в становлении культуры правильного дыхания.

В журнале Физкультура и спорт за 1990 N 3 опубликована статья Иосифа Линдера "Алмазный цигун Бодхидхармы", в которой приводятся начальные упражнения легендарного патриарха секты Чань Да Мо более известного под именем Бодхидхарма, направленные на оздоровление организма человека. С помощью этих упражнений можно укрепить жизненную энергию, "уравновесить дыхание и отпустить свою мысль". Система упражнений "алмазный цигун" основана на четкой синхронизации дыхания и движения, и, конечно, правильному дыханию в ней уделено огромное внимание. Характерной особенностью является приоритет нижнего, т.е. брюшного, ( диафрагмального О.Ю.) дыхания с концентрацией внимания на точке дяньтянь. В инструкции выполнения каждого упражнения предписывается делать "вдох через нос" и реализовывать нижнее дыхание.

В книге В.Фомина и И.Линдера:"Диалог о боевых искусствах востока"- 2 -е изд. -М.:Мол. гвардия, 1991 г.- 367 с. специальная глава посвящена искусству дыхания. Эта глава имеет характерное название: "Дыхание основной <<секрет>> боевых искусств. Общие и специальные дыхательные упражнения". Процитируем несколько ведущих положений этой главы, поскольку, как нам представляется, они очень важны для характеристики правильного трехфазного дыхания.

Дыхание, -пишут Фомин и Линдер "Это не только основной <<секрет>> традиции, но и вообще основы жизни. На Востоке известны различные системы дыхательных упражнений. Китайская дыхательная гимнастика из системы цигун во многом аналогична упражнениям пранаямы из индийской йоги. Так же, как в йоге, дыхательные упражнения цигуна направлены на овладение контролем дыхания, чтобы затем координировать его с различными движениями и использовать в психорегулирующих целях. Поэтому освоение общих дыхательных упражнений - залог физического и психического здоровья, необходимых как в специальных видах деятельности, так и в повседневной жизни. То же можно сказать и о специальных дыхательных упражнениях, практикуемых в Японии. Они имеют те же истоки ( индийские, китайские ) и более нацелены на подготовку к борьбе" ( с. 148 ).

"На Востоке все начинается с дыхания. Общеизвестно, что не дышать человек не может, но как дышать правильно? Над этим вопросом люди задумывались издавна... Правильное дыхание позволяет подготовить организм к предстоящей работе или отдохнуть после однообразной и тяжелой работы, позволяет восстановить размеренность мышления, снять неприятное напряжение, преодолеть состояние разбитости и апатичного безразличия.

В трактатах Древнего Китая указывалось, что дыхание помогает создать предпосылки для устойчивого настроения, " дыхание должно быть непрерывным, ненапряженным, спокойным и тонким, как будто его нет, но оно есть, нужно быть радостным, тогда дыхание станет тише и тоньше, а настроение ровным и спокойным" ( с. 148 -149).

Далее в книге приводится несколько базовых упражнений комплекса Цигун, основной чертой которых является возврат дыхания носом.

Подчеркивая, далее, специфику дзенского дыхания, авторы пишут:"Один из методов обучения правильному дыханию в дзене заключается в полном высвобождении легких. Воздух выпускается так, как будто он выдавливается с помощью тяжелого свинцового шара ( сначала шар помещается в грудную клетку, затем в живот, потом он << вываливается >> на землю). { По терминологии трехфазного дыхания - это так называемый "плотный выдох" - О.Е. }. Возвратный вдох - рефлекторный, воздух не втягивается, в просто << впускается >>. В дзенской интерпретации - это не столько дыхательное упражнение, сколько << наблюдение >> и << отпущение >> дыхания, которое должно стать естественным".( с. 154 ).

"В дзене различалось четыре типа дыхания: плечами, грудью, животом и носками ног(!)... Постоянное дыхание плечами на Востоке считается признаком нездоровья. Частое повторение глубокого дыхания грудью оказывает влияние худшее, чем одышка. <<Солнцем>> боевых искусств стало НИЖНЕЕ ДЫХАНИЕ ЖИВОТОМ ( петит авторов ). Помимо специального предназначения для борьбы, оно улучшает мышечный тонус, общий баланс тела, пищеварение, снимает нервное напряжение, открывает доступ к другим методам традиционной психологической подготовки. Важно, в частности, то, что дыхание животом, как - бы <<объединяет>> верхнюю и нижнюю части тела, а в единстве самого тела видится предпосылка единства тела и духа" ( с. 155 ).

Любознательный читатель, наверное уже убедился в существовании тождественных, основополагающих позиций в различных системах дыхания. Поэтому специально подчеркнем еще раз важную функцию правильного дыхания - это улучшение функционирования различных органов человека.

Вот , в частности, что пишет Олдос Хаксли в книге "Искусство зрения" ( цитируется по Чжан Жо -Лань. "Дао Любви". с 182-183): "Запечатлейте в себе тот факт, что среди людей с дефектами зрения имеется постоянное соответствие между внимательным взглядом и совершенно ненужным, на самом деле даже вредным, препятствием к дыханию... Следовательно, наполняйте ваши легкие содержимым не насильственно, будто вы выполняете упражнения по глубокому дыханию, а легко и без усилий выдох следует за вдохом в естественном ритме. Продолжайте, дыша таким образом, прилагать внимание к предмету, который вы хотите увидеть... Любое улучшение в качестве циркуляции немедленно отражается в улучшенном зрении..." Жань Жо- Лань подчеркивает дальше, вслед за только что приведенной цитатой: "Заметьте связь между качеством зрения, лучшей циркуляцией и правильным дыханием. Не только наши глаза не функционируют правильно, но и весь наш организм страдает, когда мы дышим неправильно.

Известный психиатр К.Г.Юнг отмечал, что больные неврозом, и туберкулезом легких дышат часто и поверхностно, что не дает достаточной вентиляции легких. Невероятно, но оказывается, что большинство из нас не используют больше 1/6 части всего объема легких" ( Там же. с 182-183 ).

О "правильном" дыхании рассуждали не только йоги и даосы. Читателю вероятно, будет интересно узнать, что великий немецкий философ Иммануил Кант в трактате: "О способности духа побеждать болезненные ощущения" ( И.Кант. Трактаты и письма. М.Наука. 1980 г. 710 с. ) особо подчеркивал важность дыхания через нос. Вот несколько цитат из этого трактата: "Еще несколько лет тому назад мне время от времени досаждал насморк и кашель, то и другое было тем неприятнее, что возникало подчас перед отходом ко сну. Возмущенный этим нарушением сна, я принял решение избавиться от насморка, дыша через нос и плотно сжав губы; сначала это сопровождалось слабым свистом, но так как я упорно продолжал свои усилия, дыхание через нос становилось все более глубоким и в конце концов свободным, после чего я сразу же засыпал. ( с. 312)

"Разве воздух, циркулирующий через евстахиеву трубу ( следовательно при плотно сжатых губах ), выделяя кислород на этом близком к мозгу обходном пути, не вызывает отрадное чувство, будто все наши жизненные органы окрепли, близкое ощущению того, что мы ПЬЕМ ( петит Канта ) воздух? И разве при этом воздух, не имеющий запаха, не усиливает нервы, связанные с обонянием, и близко от них расположенные всасывающие сосуды? Это отрадное ощущение возникает не при всякой погоде; но иногда возможность пить воздух большими глотками становится подлинным наслаждением, не ощущаемым при дыхании ртом. Очень важно в диетическом ( т.е. в гигиеническом О.Е.) отношении настолько ПРИВЫКНУТЬ ( петит Канта ) дышать носом с закрытым ртом, чтобы эта привычка сохранялась даже в глубоком сне, и, сделав случайно вдох ртом, человек мгновенно, словно в испуге пробуждается. Именно это случалось иногда со мной, пока я не привык дышать только носом." ( с. 312 ).

Прервемся в цитировании и выделим особо важные, на наш взгляд, моменты, отмеченные гением Канта в этом отрывке:

1. "Плотно сжатые губы". В дальнейшем об этом будет сказано подробнее, но читателю уже сейчас предлагается запомнить, что это один из важнейших моментов в системе правильного, трехфазного дыхания.

Плотные губы - это начальная фаза <<первого>> или как его еще называют << основного>> упражнения системы естественного дыхания.

2. "Укрепление жизненных органов". Одна из основных целей в системе трехфазного дыхания.

3. "Ощущение того, что мы ПЬЕМ воздух". К этому ощущению приводит развитие и совершенствование дыхательного аппарата человека в третьей фазе правильного дыхания, в так называемом "возврате дыхания".

4. "Привычка дышать только носом с закрытым ртом" - это первая задача, которая стоит перед всяким, кто решился заниматься по системе правильного дыхания. Во всех случаях жизни случайный вдох ( возврат дыхания ) через рот должен вызывать резкое чувство неудобства, протеста, ощущение того, что произошло что-то крайне неприятное, даже болезненное.

Поскольку положения системы трехфазного дыхания полностью совпадают с мыслями И.Канта нелишне продолжить цитирование: "Любопытно и то, что при длительной БЕСЕДЕ ВДОХ ( петит Канта ) должен как будто совершаться часто открываемым ртом, и тем самым наше правило как будто нарушается; в действительности дело обстоит не так. Вдох делается НОСОМ ( петит Канта ). И если бы у нашего собеседника был заложен нос, о нем сказали бы, что он говорит в нос ( причем звучит это очень неприятно ), тогда как в действительности он именно не говорит в нос... Именно поэтому человек, которому приходится долго и громко говорить ( оратор или проповедник ), может выдержать около часа, не ощущая, что у него першит в горле; дело заключается в том, что он ДЫШИТ ( петит Канта) носом, а не ртом и лишь выдыхает через рот"

Опять прервемся и выделим существенные моменты в цитируемом отрывке:

1. При разговоре необходимо возвращать воздух ( вдыхать ) носом.

2. При этом в звуке голоса не будет неприятного носового призвука.

3. Дыхание через нос сохраняет свежесть и силу голоса достаточно долгое время.

Думается, что читатель не слишком устал от текстов великого философа, тем более, что на наш взгляд в приведенных отрывках Кант блестяще демонстрирует легкость, простоту, содержательность и одновременно глубину, анализируемой им проблемы ( в отличие, например, его КРИТИК). Поэтому приведем последний отрывок из главы под названием:<< О последствиях привычки дышать с закрытым ртом.>> " Непосредственным следствием этой привычки продолжает Кант - является то, что она сохраняется во сне... Косвенное следствие этой благотворной привычки состоит в том, что непроизвольное покашливание прекращается как в состоянии бодрствования так и во сне, тем самым одной только силой решения предотвращается болезнь". ( Кант с. 313-314 ).

И да простит нам читатель еще одну цитату о важности привычки дыхания носом простого русского эмигранта. Вот пишет известный эмигрант В.В.Шульгин в своей книжке: "Три столицы". Когда зимой по глубокому снегу Шульгин нелегально переходил границу, ему приходилось быстро следовать за проводником, точно попадая след в след. "Иначе, иначе сердце не выдержит... Жарко! Ноздри не пропускают достаточно воздуха... Хватаю воздух ртом. Терпеть этого не могу - зубы простудить можно" ( с.30 ).

Будем надеяться, что цель данного раздела книги достигнута и читатель убедился в том, что трехфазная система дыхания, не нечто чужеродное, искусственно надуманное, и случайным образом привнесенное Лео Кофлером в мировую культуру дыхания, а, напротив, система, органично вытекающая из ведущих мировых дыхательных систем, которую можно рассматривать в первом приближении как европейский путь по постепенному, последовательному подходу к овладению "йоговской пранаямой" или "совершенным дыханием даосов".