Культурно-исторические аспекты феномена дыхания

В толковом словаре Владимира Даля написано: "Дыхание также жизнь и все живое, существо, тварь, человек или животное. Всякое дыхание хвалит Господа" ( с. 508 ).

В.В.Розанов в работе "Место христианства в истории" писал: "Не только с религиозной, но и с научной точки зрения самым правильным будет признать, что в нас живет <<дыхание>> Творца нашей природы, и этим дыханием живем мы, что оно есть источник всего лучшего, что чувствуем мы в себе, и что его затемнение есть причина всего темного, что мы знаем в истории и находим в жизни"( В.В.Розанов. Место христианства в истории. В кн.: В.В.Розанов. Религия и культура. Т.1.

М.,Изд-во "Правда", 1990 г. с. 28).

В священной книге ислама Коране так говорится об Иисусе Христе:" Иисус, сын Марии, есть посланник Всевышнего и Слово его. Бог ниспослал его в Марию. Он - дыхание Божие" ( Сура 4, айят 169. Цит. по: Вл. Соловьев. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. Алма-Ата 1990. с.47 ).

"Дыхание лежит в основе жизни. Давать дыхание - это давать жизнь. Еще в древности понятия <<дыхание>>, <<дух>>, <<духовный>>, <<вдохновение>> были тесно взаимосвязаны. Дыханию приписывали роль посредника между <<душевным>> ( соответственно <<духовным>> ) и <<телесным>>. Древние греки считали, что душа человека находится на диафрагме, откуда и происходит древнегреческое слово <<френ>>, являющееся синонимом названия этого мышечного органа, сохранившегося в наименовании диафрагмального нерва -n.phrenicus. Этим словом древние философы обозначали понятие <<душа>>, <<сознание>>, <<дух>>, <<ум>>, <<рассудок>>, <<сердце>>, <<настроение>>, в связи с чем в настоящее время имеют место такие термины, как <<френология>>, <<олигофрения>>, <<шизофрения>> и д.р. " ( И.Максимов. Фониатрия. М.Медицина. 1987 г. с. 67 ).

Анализируя проблему дыхания, знаменитый английский этнограф Э.Тайлор, подчеркивал, что в преданиях, легендах и мифах многих народов акт дыхания много раз, и весьма естественно, отождествлялся с самой жизнью или душой.

Так, например, "западные австралийцы употребляли одно и то же слово <<вауг>> как <<дыхание, дух или душа>>, а на языке нетела в Калифорнии << пиутс>> значит: << жизнь, дыхание, душа>>. Некоторые гренландцы признают в человеке две души, именно его тень и его дыхание. Малайцы говорят, что душа умирающего человека выходит через его ноздри, а яванцы употребляют одно и то же слово << науа >> для обозначения <<дыхания>>, <<жизни>> и <<души >>.

Понятие о душе как дыхании может быть прослежено в семитической и арийской этимологии и доведено, таким образом до главных источников мировой философии. У евреев <<нефеш>>, дыхание, употребляется для обозначения <<жизни, души, ума животного >>, тогда как <<руах >> и <<нешама >> представляют переходное от << дыхания >> к << духу >>. Этим выражениям соответствуют арабские <<нефс>> и << рух >>. То же самое встречается в санскритских словах << атман>> и << прана>>, греческих << психе>> и << пневма>> и в латинских << анимус>>, << анима>>, <<спиритус>>. Равным образом славянское << дух >> перевело понятие дыхание в понятие о <<душе, или духе >>.

В диалекте цыган встречается то же слово << дук >> со значением << дыхания, души, жизни >>. Вынесли ли они это слово из Индии как часть своего наследства от арийского языка или усвоили его во время своих странствований по славянским землям - пишет Тайлор, неизвестно.

Немецкое << гейст >> и английское <<гост>> имеют, возможно, то же самое первоначальное значение << дыхания>>.

Если бы кто-нибудь захотел считать подобные выражения простейшей метафорой,- продолжает анализировать эту проблему Тайлор, то он должен был бы убедиться в силе существующей связи между понятиями о дыхании и душе на основании фактов самой непреложной очевидности. У семинолов Флориды, когда женщина умирала в родах, ребенка держали перед ее лицом, чтобы он мог принять в себя ее улетающую душу и приобрести таким образом силу и мудрость для предстоящей ему жизни. Эти индейцы вполне поняли бы, почему при смертном одре древнего римлянина ближайший родственник наклонялся над умирающим, чтобы вдохнуть в себя последний вдох его. Подобное представление сохранилось до наших времен ( книга Тайлора впервые была опубликована в 1871 году О.Ю. ) у тирольских крестьян, которые до сих пор верят, что душа доброго человека выходит изо рта при смерти в виде белого облачка" ( Э.Б.Тайлор. Первобытная культура. М.,Изд-во Политлитературы. 1989 г. с. 215-216 ).

В мифологии Индии, Китая, Греции и многих других стран, дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью. ( Мифологический словарь. М., Изд-во Советская энциклопедия. 1991 г.с. 453 ).

В мифологии древней Индии сказано:" Брахма рождается из пупка Маха-Вишну. В порах кожи Маха-Вишну находятся бесчисленные вселенные, и когда Он делает выдох - все эти вселенные проявляются. Однако мы не в силах вообразить продолжительность одного дыхания Маха-Вишну, потому что в течение одного Его выдоха и вдоха все вселенные создаются и разрушаются. Господь Брахма живет только в течение одного Его выдоха, а в нашем измерении 4 320 000 000 лет составляют лишь двенадцать часов Брахмы, и живет Брахма сто своих лет. И все же вся жизнь Брахмы укладывается в один только выдох Маха-Вишну. Таким образом мы не в состоянии даже представить себе, насколько могущественно дыхание Верховного Господа" ( Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Учение Шри Чаитании. Акционерное издательско-торговое общество ЛИТУАНУС 1989 г. с.48 ).

Герой шумерско-аккадского мифа Зиусудра или Ут-напишти ( последнее по аккадски означает <<нашел дыхание>>), узнает от бога Энки о предстоящем потопе и строит ковчег, в котором переживает потоп, длящийся семь дней и ночей. После потопа, он как <<спаситель семени человечества>> получает <<жизнь как боги>> и <<вечное дыхание>> ( т.е. вечную жизнь ) и поселяется со своей супругой на блаженном острове Тильпути. ( Миф. слов. с. 222. "Зиусудра" ).

Библейский миф о сотворении человека, первая фраза которого является эпиграфом книги, по более точному переводу с древнееврейского звучит так: "вдунул в ноздри его дыхание жизней". Соединение высшего божественного начала ( дыхания Божия ) с низшим материальным ( прахом от земли ) дало в результате человека, как живую душу, т.е. как сознательную личность, обладающую разумом и свободой воли. ( Толковая Библия Т.1. Второе издание. Институт перевода Библии. Стокгольм. 1987 г. с. 16.).

В мифах многих народов о сотворении человека, действия бога аналогичны- он вдыхает в созданную им человеческую форму, дух, или душу, тем самым, оживляя ее. ( Д.Д. Фрезер. Фольклор в ветхом завете. М., Изд-во Политлитературы. 1990 г. глава 1 "Сотворение человека" с.13-30).

Однако дыхание не всегда несет положительную функцию, в частности, не только оживляет человека, так, во многих мифах, различные чудовища пользуются дыханием для уничтожения всего живого. Например, василиск - мифический чудовищный змей, наделен сверхестественной способностью убивать не только ядом, но и взлядом, дыханием, от которого сохнет трава и растрескиваются скалы ( Миф. слов. с. 116 ).

Ну а как в этой связи не вспомнить нашего "любимого" героя сказок - Змея Горыныча, да и многих других сказочных змеев, которые очень любят жечь все огнем, выдыхаемым из одной, двух, трех и более голов.

Дыхание связывается также и с жизненными силами человека. Так в известной русской былине о Святогоре и Илье Муромце, перед своей смертью Святогор передает Илье через дыхание часть своей силы.

Мифическому китайскому долгожителю ПЭН-ЦЗУ, прожившему 800 лет, приписывают тайное учение о тренировке дыхания для продления жизни ( Миф. слов. с. 458 ).

Согласно даосской концепции в момент зарождения человека в результате соединения идущего извне жизненного дыхания с субстанцией цинь ( особой жизненной субстанцией ), образуется дух ( шень), являющейся как бы душой. При этом, когда цинь мало - человек болеет, когда цинь исчезает человек умирает. ( Миф. словарь. с. 605 ).

Рассуждения о роли и природе дыхания занимают важное место в древнеиндийской литературе - подчеркивает один из ведущих специалистов-индологов СССР Г.М.Бонгард-Левин. Среди жизненных сил высшей считается дыхание. Мысль о главенствующей роли дыхания в жизни организма проводится во всех индийских медицинских трактатах. "Дыхание – решающий признак жизни, человек может не говорить, не двигаться, не слышать, но пока он дышит он существует, с исчезновением дыхания прекращается и сама жизнь. В этом смысле оно становится центральным принципом бытия; характерно, что дыхание отождествляется с высшим из ведийских божеств - с Индрой" (Г.М. Бонгард-Левин Древнеиндийская цивилизация философия наука религия. М.,Наука. 1980 г. с. 50 ).

Так в широко известном древнеиндийском мифологическом сюжете спора жизненных сил о том, которая из них <<лучшая>>: жизненные силы по очереди покидали тело на год, а вернувшись, спрашивали, как жилось телу без них. Без речи, глаза, уха, разума и семени жили, как живут немые, слепые, глухие, глупцы и скопцы. <<... Затем пожелало уйти дыхание. И подобно тому, как большой превосходный конь из страны Синдху вырывает колышки, к которым привязаны его ноги, так и оно вырвало [из тела ] эти жизненные силы. Они сказали:<<Не уходи, господин, мы не можем жить без тебя>>.

Вообще в древнеиндийской литературе понятие дыхания рассматривается чрезвычайно широко, например: "Познание - это дыхание. Ибо они вместе обитают в этом теле и вместе выходят [из него]". Дыхание рождается из Атмана: "благодаря действию разума, оно входит в тело".

"Подобно тому, как владыка приказывает слугам: << Управляйте такими-то и такими-то деревнями!>>, так и это дыхание по отдельности распределяет [по своим местам] остальные жизненные силы". Одним из известнейших памятников литературы Индии является Махабхарата. Санскритское слово <<bharata>> переводится как <<дыхание жизни>>.

Несмотря на то, что в древнеиндийских текстах структура <<дыхания>> трактуется вариативно, но все же главное остается однозначным: дыхание - это одушевляющее начало, обеспечивающее жизнедеятельность живого организма. Приведем обобщенное значение пяти разновидностей прана - << жизненного дыхания >>: 1) прана - << дыхание в легких >>, вдох и выдох; 2) апана - <<дыхание, идущее вниз >>; 3) вьяна - <<дыхание, разлитое по телу>>, поддерживает жизнь между вдохом и выдохом; 4) удана - << дыхание, идущее вверх >>, находится в горле; 5) самана - << серединное дыхание>>, находится в области пупа, важно для пищеварения. ...<< в заднем проходе, детородном органе - дыхание, идущее вниз; в глазу, ухе, рту и носе - утверждено само дыхание; в середине - общее дыхание, ибо оно уравнивает пищу, принесенное в жертву... >>

<<Жизненное дыхание в глазу>> связано с << внешним дыханием>>, которое сравнивается с солнцем. << Жизненное дыхание, идущее вниз >>, укрепляется божеством, которое в земле. << Общее дыхание >> - пространство, что между солнцем и землей. Ветер - << дыхание, разлитое по телу >>.

Считается, что посредством регуляции дыхания йоги могут управлять механизмом жизни, укорачивать, удлинять ее, добиваться бессмертия, т.е. прекращения перерождений. ( К.М. Герасимова Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. - Новосибирск.: Наука. Сиб.отделение., 1989 г. с. 75 -77).

В "Книге о ветрах", приписываемой Герострату, указывается, что тела людей и животных насыщаются тремя субстанциями: пищей, питьем и дыханием ( пневмой). "Дыхание внутри тела именуется ветром, а вне тела - воздухом. Воздух величайший властитель всего и во всем". Здоровье порождается равномерным движением ветра в теле, болезнь - нарушением этой равномерности. " Болезни едва ли могут происходить из другого источника, чем когда воздух или в большем или в меньшем количестве, или более сгущенный или пропитанный болезненными миазмами входит в тело" ( Бонгарт- Левин с. 240 ).

Учение буддизма придает большое значение процессу дыхания. "Освобождение от тела и овладение им, пожалуй, еще в большей степени достигается путем контроля над вдыханием и выдыханием. Эти упражнения связаны с тренировкой праны. По учению Будды, эта дисциплина есть надежное средство, во-первых, противодействия << непроизвольно возвращающимся дурным, недостойным помыслам и образам алчности, ненависти и ослепления>>, которые должно << подавлять, сгибать, принижать мучением духа >> посредством тренировки дыхания << при сжатых зубах и приподнятом к небу языке>>.

Во - вторых, это - средство подъема в области утонченного сознания. Для успешного упражнения в этой дисциплине Будда рекомендует удаляться в глубь леса или пустую келью, усесться со скрещенными ногами, выпрямивши стан и предаться созерцанию. Сознательно надо вдыхать и выдыхать, проникаясь следующими мыслями: вот я вздохну глубоко, а вот - коротко; вот стану вдыхать и выдыхать с ощущением этого процесса всем телом; а вот стану делать это, ослабляя ощущение связи частей тела друг с другом. И таким образом погружается он в процессе дозора внутреннего тела над внешним; снаружи и изнутри бдит он над телом; наблюдает, как возникает и как проходит оно, и осознает факт: << вот что оно такое, это тело!>>. И это прозрение становится ему опорой ( в дальнейшем духовном росте ), ибо оно образумляет и научает жить независимо ( от гнета всего материального ) и не желать ничего в мире.

А далее - << ощущая блаженство, буду дышать я; ощущая связь мыслей, буду вдыхать и выдыхать я; воспринимая изменчивость и непривлекательность; воспринимая и осознавая устроение ( соединение ) и отчуждение ( распадение ) , буду вдыхать и выдыхать я "( Н.О.Лосский. Христианство и буддизм. В сб.:Христианство и индуизм. Свято-Владимирское издательство. Москва. -1992 г. с. 58-59 ).

 

Дыхание не только предмет мифологии. Большое значение играет изучение процесса дыхания в связи с различными эмоциональными состояниями человека. По показателям дыхания можно судить в каком состоянии находится человек. Так всем нам известно выражение: "Затаить дыхание", с его помощью часто характеризуют высочайшую степень напряжения внимания.

Более 80 лет назад великий русский ученый Владимир Михайлович Бехтерев в своей книжке: "Объективная психология", опубликованной в 1910 году, прослеживал изменения особенностей дыхания человека в зависимости от его аффективных ( как мы сейчас более употребительно говорим эмоциональных ) состояний: печали, тоске, страхе, стыде, и др.

При страхе - пишет Бехтерев, - сила вдоха и выдоха резко колеблется. Внимание сопровождается кратковременной остановкой или задержкой дыхания, в какой бы фазе оно не оказалось.

При "душевной боли" преобладает выдох над вдохом и представляется активным подобно тому, как при стоне, вызванном физической болью.

"Тоска", по исследованиям автора, приводит к задержке, угнетению и приостановке физиологических функций. Дыхание при этом оказывается поверхностным с малыми ординатами.

"Печаль" по сравнению с тоской отличается меньшим подавлением функций.

"Страх" по своим проявлениям на пневмограммах напоминает проявление боли, но здесь дыхание то ускоряется, то замедляется; резко колеблются также глубина и сила вдоха и выдоха.

При "стыде" обнаруживается слабость дыхания; последнее не поверхностно. Выдыхание и здесь преобладает над вдыханием. Линия дыхательных движений представляется ломанной, что указывает на кратковременные остановки дыхания.

При "радости" преобладает глубина дыхания, и дыхание ускоряется, что создает лучшие условия для обмена газов ( состояние противоположное тоске ).

При слезах изменяется дыхательный ритм, удлиняется выдох, на высоте же вдоха имеется пауза.

"Умиление" представляет собой как бы совмещение "печали" и "радости", вследствие чего и в дыхании обнаруживаются характерные особенности той и другой кривой. При озабоченности в выдыхании обнаруживаются постоянные активные задержки.

В "душевной тревоге" обращает на себя внимание большое разнообразие изменений дыхания.

При "равнодушии" дыхание неглубоко, медленно, выдох продолжителен." ( В.М.Бехтерев Объективная психология. М.Наука. 1991 г. с. 95 )

Мы привели столь большую цитату из труда Владимира Михайловича с тем, чтобы читатели могли полнее ощутить - какой же это удивительный феномен- дыхание.

Не "обойдено" дыхание и в любовной лирике. Похоже, что выражение: "пить дыхание любимой", было по крайней мере в конце 18 и начале 19 веков, своеобразным литературным штампом. Так в стихотворении Н.Языкова, переложенного на музыку А.Даргомыжским, последний куплет звучит:

Дай мне тобой налюбоваться,

Наслушаться твоих речей,

Упиться песнею твоей,

Твоим дыханьем надышаться.

А вот как звучит куплет из знаменитого стихотворения Шиллера "Das Geheimnis der Reminiscens" в переводе Апполона Григорьева:

Вечно льнуть к устам безумной страстью,

Кто ненасыщаемому счастью,

Этой жажде пить твое дыханье,

Слить с твоим свое существованье

Даст истолкованье?

В этой связи интересен исключительно эмоционально насыщенный монолог одного из виднейших русских поэтов "Серебрянного века" Константина Бальмонта. В эссе под названием: "Лирика пола. Мысли и ощущения" он пишет: "... - я счастлив, когда я целую. Не знаю почему, но я начинаю вдруг глубоко дышать. Словно воздух стал другим. Я чувствую радость дыхания. Впервые, целуя, я понимаю, что такое есть жизнь, вижу Небо и Землю, слышу все свое тело и нежное тело другое". ( К.Бальмонт. Лирика пола. Мысли и ощущения. В книге: Русский эрос или философия любви в России. М., Прогресс. 1991 г.с. 97 ).

Продолжая эту тему В.В.Розанов в "Опавших листьях" пишет: "Любовь вовсе не огонь, любовь - воздух. Без нее - нет дыхания, а при ней << дышится легко >>".( В.В.Розанов. В книге. О себе и о своей жизни. Опавшие листья. М., Московский рабочий. 1990 г. с. 243 ).

В известном рассказе И.Бунина "Легкое дыхание" - само название рассказа является символом женской привлекательности, изящества, таинственного очарования.

Начало знаменитой библейской книги "Экклесиаст" переводится как: "напрасно все" - или "суета сует". Как пишет в комментариях к этой книге Э.Г.Юнц, по еврейски "суета сует " звучит как "хавель хавалим". "Эта формула, открывающая и замыкающая книгу, есть экспрессивное удвоение слова хевель, "выдох, легкое дуновение", или в переносном значении, "несуществующее, пустое". Усиленное повтором, оно означает "совершеннейшую иллюзию, полное ничто". ( Э.Г. Юнц Книга экклезиаста. Ж.Вопросы философии. N. 8 1991 г. с. 152 ).

"Дыхание есть основное условие жизни- писал русский философ Владимир Соловьев в своем труде: "Оправдание добра Нравственная философия " - и постоянный способ общения нашего тела с окружающей средой. Для власти духа над телом может быть только желательно, чтобы эта основная функция находилась под управлением или << контролем>> человеческой воли. Сознание этого издревле и повсюду повело к различным аскетическим приемам относительно дыхания. практику и теорию таких упражнений мы находим и у индийских отшельников, и у кудесников древних и позднейших, и у монахов Афона и других монастырей того же типа, и у Сведенборга, и в наши дни - у Томаса Лэк-Гарриса и у Лоренса Олифанта. Мистические подробности этого дела не относятся к нравственной философии. Ограничусь поэтому лишь общими замечаниями. Некоторый контроль воли над дыханием требуется уже простою благовоспитанностью.

Аскетические цели побуждают только идти далее по этому пути. Постепенным упражнением легко достигнуть того, чтобы не дышать ртом ни во время бодрствования, ни во сне, а затем дальнейшим шагом будет умение удерживать всякое дыхание на более или менее продолжительное время. приобретенная власть над этим органическим отправлением, несомненно, укрепляет силы духа и дает ему твердую точку опоры для дальнейших аскетических успехов." ( Вл.Соловьев Сочинения в 2 т. Т.1. Оправдание добра. Нравственная философия. М.,Мысль. 1988 г. с. 143-144 ).

В связи с этими замечаниями Вл.Соловьева интересным, на наш взгляд, является то, что дыхание, как особое упражнение, было весьма существенно для монахов причастных "исихии" - особому духовному способу жизни. Известно, что величайший философ-художник человечества Андрей Рублев был исихастом ( В.А. Плугин Мировоззрение Андрея Рублева. М.Изд-во МГУ. 1974 г. ). Вот как Григорий Синаит описывает психосоматический метод молитвы исихастов: "С утра, сидя на седалище вышиною в одну пядь, изведи ум из головы к сердцу и держи его в нем, согнись до боли и, сильно удручая грудь, плечи и шею, взывай непрестанно в уме и душе: <<Господи, Иисусе Христе, помилуй мя>>... Удерживай также и дыхательное движение, потому что выдыхание, от сердца исходящее, помрачает ум и рассеивает мысль". Нужно сразу сказать, что исихасты никогда не придавали описанному методу какого-либо сакрального, теургического значения"- подчеркивает протоирей Игорь Экономцев, из работы которого и взята вышеприведенная цитата, " Это был лишь вспомогательный, технический прием концентрации внимания, преодоления рассеивания мысли, о чем говорит сам Григорий Синаит, а также создания соответствующего духовного ( и эмоционального ) настроя". ( Протоирей Игорь Экономцев. Исихазм и восточноевропейское возрождение. Богословские труды. Сборник 29 Издание московской патриархии. М.1989 г. с.67).

Регуляция, установление определенных режимов дыхания является также важным звеном в системе саморегуляции психического напряжения через изменение притока нервной импульсации. Советский физиолог Ройтбак установил, что нервные импульсы дыхательного центра весьма существенно влияют на тонус нервной системы: вдох повышает, а выдох снижает его. Последнее объясняет, почему, например, штангисты, поднимают штангу на задержанном вдохе. Таким образом режим дыхания, при котором вдох производится в замедленном темпе, а выдох - быстро, энергично, тонизирует нервную систему и повышает уровень ее функционирования. И, наоборот, короткий вдох, растянутый, замедленный выдох и небольшая задержка дыхания вызывают общее снижение тонуса центральной нервной системы, снижение кровяного давления, урежение пульса. ( Л.П.Гримак Общение с собой. М., Изд-во Политлитературы. 1991 г.с. 174 -175).

Недавно появилось достаточно большое количество разнообразных дыхательных практик, имеющих различное назначение. Среди них «холоторопное» дыхание С.Грофа, «реберфинг» - Леонарда Орра, циклическое дыхание – разработка отечественных авторов и мн. др. Очень кратко рассмотрим только холотропное дыхание. С помощью изменения режимов дыхания доктор медицины из США Станислав Гроф может вызывать у человека необычные состояния сознания." Этот метод производит в психике человека настолько глубокие и очевидные изменения, что получил в связи с этим название "второго рождения". Американские специалисты считают, что подобные ощущения служат своеобразным ключом, который <<открывает>> подсознание."( Гримак с. 201 ).

Вот как описывает возникающие при этом ощущения советский журналист М.А.Дмитрук, которому первому посчастливилось погружаться в необычные состояния сознания. "Расслабив тело я интенсивно дышал, игнорируя все предостережения известного исследователя, который более 30 лет доказывает вред таких упражнений. ( Кого конкретно Дмитрук имеет в виду в данном случае он не уточнил ). И, кажется, его прогнозы начали сбываться. Действительно, закружилась голова, заболело сердце, выступил холодный пот. Но желание попасть в удивительный мир, оказалось сильнее страха... Стал дышать еще интенсивнее, отчаянно решившись познать неизведанное или умереть. Но вместо смерти вдруг испытал нечто противоположное - я почувствовал необыкновенный прилив сил.

Гипервентиляция, которая только что вызвала спазмы сосудов мозга и сердца, теперь давала противоположный эффект. Вместо холода я ощутил жар, исчезла боль, появилось чувство необыкновенной легкости, почти невесомости, казалось, что я воспарил над полом.

Самым необычным, пожалуй, было ощущение странных вибраций в пальцах. Казалось, что по ним идет электрический ток. Вибрации становились сильнее, растекались по рукам и ногам, пересекались в центре тела. Во мне словно бурлила неведомая энергия. Не это ли чувствуют индийские йоги и мастера у-шу, когда с помощью дыхательных упражнений наполняют свое тело космической энергией - праной? (М.А.Дмитрук Где искать здоровье? - М., Знание, 1991 г. Подписная научно - популярная серия "Знак вопроса"; N 4 с. 5 ). О дальнейших переживаниях М.А.Дмитрука интересующиеся читатели смогут прочитать в его брошюре.

Однако, мы настоятельно предостерегаем читателя от любых как самостоятельных, так и не самостоятельных проб этого "простого" метода. Это метод «глубокого, холотропного дыхания» давно показал свою несостоятельность. Практика этого метода возможна ( но не желательна) только после тщательного медицинского обследования и исключительно и только лишь под руководством высококлассных специалистов. Слава Богу в последнее время все меньше и меньше упоминаний об этом методе. Я крайне отрицательно отношусь к методу Грофа по той простой причине, что его цель – измененное состояние сознания – а наша цель – правильное дыхание всегда, всю жизнь, в любых обстоятельствах. Изменить состояние сознания можно разными способами и для этого не обязательно приводить весь организм в крайне опасные, экстремальные состояния, а особенно с помощью такого тонкого и ранимого механизма как дыхательный аппарат. К дыханию надо подходить бесконечно осторожно. «Поломки» этого аппарата видны не сразу, в отличие, например, ( не дай Бог) от сломанной ноги, а постепенно, но последствия могут быть весьма и весьма плачевны.

Здесь холотропное дыхание упомянуто только в связи с разносторонней оценкой удивительного феномена - дыхания человека.