Учимся управлять грудным резонатором

 

 

В системе профилатического дыхания большое значение придается правильному формированию звуков, которое в свою очередь делает голос человека сильным, четким красивым и приятным для восприятия, а не гнусавым, неразборчивым, слабым. Одним из главных условий этого является развитие правильного, оптимального резонирования звуков. Основой правильного звучания как речевых, так и певческих звуков является грудное резонирование. Очень хорошо и подробно об этом сказано в книге В.П.Морозова «Искусство резонансного пения» М. 2002. Резюме дано на сайте: http://promo.ntv.ru/gordon/archive/11135/.

Принята следующая классификация резонирования звуков, произносимых человеком: звук, резонирующий и ощущаемый более в груди, характеризуется как грудной; звук, резонирующий выше гортани и ощущаемый как-бы в голове, считается головным; и, звук, резонирующий одновременно и в груди и в голове, называется смешанным.

Следует подчеркнуть, что грудное резонирование это не только благородство и красота звучания, а также условие формирования "правильного" звука на основе нижнереберно-диафрагмального дыхания, но это еще и "защита" голосовых связок от перенапряжения. Перефразируя известную итальянскую поговорку, о том, что следует петь процентами своего голоса, не пользуясь капиталом, можно утверждать, что произнесение звука без грудного резонирования - это ускоренная трата основного капитала, быстро приводящая к полному банкротству, т.е. в нашем случае – к потери голоса. Последнее происходит потому, что отсутствие грудного резонирования в речи, а тем более в пении очень быстро приводит к утомлению голосовых складок, голос садится, начинает "сипеть", "хрипеть", становится трудно произносить звуки, в горле начинает першить, в частности, лектору требуется все время «наливать себе из графина». В лучшем случае последствия таковы, что голосу требуется длительный отдых.

Прекрасной иллюстрацией вышесказанного о неправильно звучащем голосе являются кадры из великого фильма «Веселые ребята», в котором хозяйка учится петь и при этом постоянно глотает сырые яйца, а несравненная Любовь Орлова показывает ей правильное звучание.

Грудное резонирование любого звука - одно из средств, позволяющее, если и не целиком и полностью избежать, подобных катастрофических последствий, то по крайне мере существенно отдалить их, а также основательно облегчить дальнейшую восстановительную работу с голосом.

Поскольку рассматриваемый вопрос очень важен давайте, уважаемый читатель, немножко более подробно, чем в первой главе рассмотрим проблему резонирования человеческого голоса.

Резонаторной системой речевых органов считается находящаяся над гортанью надставная трубка, состоящая из полости глотки, рта и носа.

Резонанс возникает в результате изменения формы и объема надставной трубки: часть обертонов, сопровождающих основной тон, усиливается, а другая часть заглушается, чем создается специфический речевой тембр звуков. Рот и глотка как сдвоенный резонатор постоянно участвуют в произнесении каждого звука. Именно поэтому речевой или точнее сказать головной резонатор не требует подробной работы над собой, не требует специальных тренировок, как инструмент, который всегда находится в работе.

В речи на русском языке носовой резонатор при правильном произношении без гнусавости включается лишь при образовании сонорных звуков "м" и "н". Самый неприятный на слух тип разговорного голоса - это голос, который использует только носовой резонатор. Этот голос характеризуется как "гнусавый", "чересчур высокий", "крикливый", "резкий" и "противный". Звук, направленный только в нос, всегда кажется слишком завышенным, поскольку носоглотка, согласно своему анатомическому строению, резонирует только на высокие звуки. В таком звуке отсутствуют низкочастотные гармоники. Такой голос быстро раздражает окружающих, пение таким голосом производит крайне неприятное впечатление.

Ощутить собственную "гнусавость" очень просто. Достаточно зажать нос пальцами и произнести несколько звуков, направив звучание в нос. Для лучшего "осознания" носового звучания, попросите проделать то же Вашего товарища или кого-нибудь из близких. Частое использование в речи носовых, "гнусавых" звуков является показателем неправильного использования своего голосового аппарата, неверно поставленного дыхания, а точнее, вообще не поставленного, и кроме того, может служить показателем болезни носоглотки. Такому человеку следует обратиться к ортоларингологу.

В то же время, правильно пользоваться грудным резонатором умеют далеко не все, у большинства людей при разговоре он не "включается". Именно поэтому и необходима специальная тренировка "грудного резонирования". Правда, некоторые люди от природы имеют прекрасно "поставленный" грудной голос, звучащий мягко, мощно, красиво и главное "обволакивающе". Для того, чтобы оптимально подключать грудной резонатор к произнесению каждого звука необходимо, прежде всего, иметь крепкие межреберные мышцы, крепкую диафрагму, гибкие и подвижные небо и гортань, и еще ряд условий, о которых подробнее далее. Короче говоря необходимо иметь развитый дыхательный аппарат.

Грудная клетка, при правильно организованном дыхании, является естественным резонатором звука. Ее природное расположение в форме купола, позволяет "окрашивать" звуки ( опять таки подчеркнем, только при правильном их образовании ) в низкие, приятные для слуха, грудные тона, богатые гармониками. Эмоционально насыщенный, мягкий, трепетный, теплый, густой звук виолончели Мстислава Ростроповича или Миши Майского - аналог звука, окрашенного грудным резонированием. Недаром Шаляпин говорил, что он "учится петь у виолончели". Великий Карузо никогда, даже на самых верхних нотах не терял грудного резонирования. Поэтому на пластинках его тенор звучит почти как баритон, а "легкость" звучания труднейших высоких нот просто поразительна.

Известно, что сам резонатор не производит звука, он лишь усиливает некоторые из гармонических тонов, выделяя их таким образом в качестве спутников основного тона в общей звуковой картине. А само слово "резонанс" означает «созвучие». Под созвучием понимается появление дополнительных тонов ( или как их еще называют - гармоник ) при восприятии их на слух. Тембровое богатство голоса - это богатство дополнительных тонов, гармоник.

При образовании различных звуков ротовая полость, имея мягкие стенки, изменяется в объеме и величине соответственно высоте звука в зависимости от положения нижней челюсти, языка, напряжения щек. Глотка способна увеличиваться в объеме за счет опускания гортани и поднятия небной занавески. Правильно организованное пространство глотки и ротовой полости: поднятое небо, опущенная гортань, "стенки" из губ, глубоко опущенный язык образует как бы форму купола. Такое "правильное" использование речевого резонатора, при наличии нижнереберного - диафрагматического дыхания, позволяет наиболее эффективным образом "подключить" и грудной резонатор. В свою очередь подобное оптимальное использование всех природных резонаторов не дает звуку "уходить" в нос, предоставляет голосу возможность резонировать во всем возможном тембровом диапазоне, максимальным образом включая дополнительные гармоники.

Тембровая красота как речевого так и певческого звука существенным образом зависит и определяется оптимальным резонированием. Голос, образующийся на основе правильно резонирующих звуков имеет очень большое преимущество по сравнению с обычным, или как его еще можно назвать "непоставленным" голосом. Это именно тот голос, который пользуется "процентами с капитала, а не самим капиталом". Поставленный голос меньше устает, меньше подвержен различного рода заболеваниям, несравнимо более красив, приятен на слух, подвижен, обладает большими акустическими возможностями, большим выразительным диапазоном для отражения чувств и эмоций. Подобное возможно только на основе правильного резонирования. В качестве примера приведем высказывание одного из самых великих дирижеров мира Артуро Тосканини: «У Тоти Даль Монте был небольшой голос, даже совсем небольшой, говорил Тосканини, но какую бы партию она ни пела, ее было слышно в любом уголке зала: казалось она поет именно там. Это впечатление создавали вибрации, благодаря которым, этот не очень сильный голос был слышен повсюду».

 

Наряду с оптимальным резонированием, к факторам, определяющим эффективную работу дыхательной мускулатуры, относится четкость дикции и опора дыхания, о чем будет подробно рассказано в последующих главах книги.

 

Итак, начинаем учится "правильно резонировать".