Диспозиционная теория социальной регуляции поведения личности В. Ядова.

Теория диспозиций личности опирается на научные достижения как психологии, так и социологии.

В отечественной литературе теория диспозиций разрабатывается В. А. Ядовым. Под диспозицией понимается предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.

По словам В.А. Ядова, решающим шагом в разработке диспозиционной концепции является выделение иерархических структур потребностей, условий деятельности и собственно диспозиционных образований, формирующихся “на стыке” между потребностью и условиями ее реализации.

Говоря об иерархии потребностей, Ядов использует принцип их разделения по направленности Г.Г. Дилигенского - как потребности физического и социального существования людей. Основанием классификации является как бы последовательное расширение границ активности личности, источником которой со стороны субъекта является потребность в достижении двух противоположных целей: слияния с социумом и выделения своего “Я” в качестве автономной единицы.

В этом отношении собственно человеческие потребности можно структурировать по уровням присвоения индивидом социальных форм деятельности:

· включение в ближайшее семейное окружение;

· включение в контактные группы и коллективы;

· включение в целостную социальную систему.

Условия деятельности также образуют некоторую иерархическую структуру. За основание классификации этой структуры В.А. Ядов берет длительность времени, в течение которого сохраняется основное качество данных условий.

1. Наименее устойчивые ежеминутно меняющиеся "предметные ситуации"

2. Условия группового общения

3. Условия в различных сферах деятельности: труда, досуга, семейной жизни

4. Общие социальные условия жизни человека: экономические, политические, культурные, особенности образа жизни.

Если теперь обратиться к диспозициям личности, которые представляют продукт столкновения потребностей и ситуаций удовлетворения и закрепляются в результате опыта, то можно говорить, что и сами диспозиции тоже имеют некоторую иерархию.

Низший уровень образуют элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе потребностей физического существования и в простейших ситуациях.

Социальные фиксированные установки, обладающие сложной структурой, которая содержит эмоциональный, когнитивный и собственно поведенческий аспекты; их формируют предметные потребности социального существования и соответствующие социальные ситуации.

Диспозиционный уровень - общая направленность интересов личности и определенные сферы социальной активности; она представляет собой предрасположенность к идентификации с определенной областью социальной деятельности.

Высший уровень - система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения; данный диспозиционный уровень играет решающую роль в саморегуляции поведения, так как формирование ценностных ориентаций отвечает высшим социальным потребностям личности в саморазвитии и самовыражении.

В.А. Ядов считает очень важным заметить, что диспозиционная иерархия не строится из отдельных элементов, в каждом из которых содержатся свои собственные когнитивные, эмотивные и поведенческие “заготовки”. Эти процессы результируются в конечных продуктах психической деятельности, которые образуют относительно самостоятельные подсистемы регуляции активности субъекта.

Важнейшая функция диспозиционной системы - психическая регуляция социальной деятельности, социального поведения личности. Так как поведение - очень сложная структура, то его можно рассматривать в различных отношениях.

В.А. Ядов предлагает структурировать деятельность в отношении ближайших и более отдаленных целей и выделяет несколько уровней поведения.

1. Реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней Среды; это - поведенческие акты; их целесообразность определяется стремлением субъекта установить адекватное соответствие между актуальной психофизиологической потребностью и предметной ситуацией в данный момент.

2. Поступок, привычное действие; формирование происходит из целого ряда поведенческих актов; целесообразность зависит от более сложных обстоятельств деятельности; поступок есть элементарная, социально значимая “единица” поведения, и его цель - установление соответствия между социальной ситуацией и социальной потребностью.

3. Целенаправленная последовательность поступков образует поведение в какой-либо сфере деятельности, где человек преследует более отдаленные цели.

4. Целостность поведения в различных сферах - собственно проявление деятельности во всем ее объеме; целеполагание на этом высшем уровне представляет некий жизненный план, важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели.

Актуальная диспозиция может быть названа модусом всей диспозиционной структуры от фиксированных установок до ценностных ориентаций, ведущую роль будут играть те уровни иерархии и конкретные диспозиции, которые соответствуют определенным потребностям и условиям деятельности, необходимых для их удовлетворения.

Взаимодействие между разными элементами диспозиционной структуры при построении планов и программ поведения содержит три аспекта: формирование самого плана на основе “опережающего отражения мотивация деятельности, волевые усилия.

Диспозиционная регуляция социального поведения есть и диспозиционная мотивация, то есть механизм, который обеспечивает целесообразность формирования различных состояний готовности к поведению не только в виде предрасположенности, но и в виде эмоционального переживания значимости этих действий для субъекта.

Исследование, основанное на гипотезе о диспозиционной структуре, показало:

1. структура ценностных ориентаций - неплохой показатель для прогноза общей направленности поведения как целеустремленного или сравнительно хаотичного, трудно или легко поддающегося внешней регуляции;

2. обобщенные социальные установки - база для предсказания характерных черт реального поведения в тех условиях, к которым они отнесены, при этом, чем более вероятна возможность принятия самостоятельного решения, тем достовернее прогноз;

3. обобщенные установки хорошо согласуются с диспозициями внешних уровней и обладают прогностической силой при оценке общих характеристик поведения в определенной сфере деятельности, но они плохо согласуются с конкретными поступками в ограниченном диапазоне условий;

4. для предвидения определенного поступка в жестко очерченных условиях вполне информативны ситуативные социальные установки;

5. очень важно располагать информацией о направленности интересов личности.

Таким образом, представление о диспозиционной структуре, ее объективных и субъективных предпосылках и механизмах функционирования позволяет пополнить представления о регуляции и саморегуляции поведения личности.

ИТОГ: В. А. Ядов сформулировал концепцию диспозиционной регуляции поведения личности. Суть этой концепции заключается в следующем: в простейших ситуациях, в которых ролевые требования не фиксированы четко, человек руководствуется элементарными установками; в более сложных ситуациях, где действуют определенные нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентации); в больших социальных группах поведение человека регулируется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества.