Маркетинг, реклама и PR в туризме

Сущность, содержание, цели, основные принципы, функции. Этапы развития маркетинга. Туристский рынок как рынок услуг.

Туристский маркетинг как система организации и управления деятельностью турпредприятий, направленная на разработку, производство и сбыт нового, более эффективного турпродукта. Туристский спрос, его сущность и основные черты. Туристский спрос и его зависимость от уровня доходов населения и продолжительности рабочего времени. Факторы туристского спроса в принимающей стране (месте). Влияние общего уровня цен, разнообразия и качество предлагаемых турпродуктов. Характерные черты туристского спроса и в том числе динамизм, многообразие и комплектность, эластичность, сезонность. Туристский спрос как динамическая категория. Влияние политической, экономической, соци­альной и других компонентов. Многообразие и комплексность туристского спроса. Услуги – общие, специфические, туристские и сопутствующие. Развлечения, удовлетворение профессиональных интересов, лечение, учёба и др. как главные мотивы туристских поездок. Многообразие и комплексность туристского спроса как база предложения совокупной туристской услуги - тура. Эластичность туристского спроса. Эластичность спроса по цене. Различие показателей эластичности для отдельных предприятий индустрии туризма. Концентрация туристскогоспроса по времени и пространстве. Характер спроса. Современные тенденции туристского спроса. Демографическая структура общества и народонаселение развитых и новоиндустриальных стран. Проблемы преобладания лиц старших возрастов в числе туристов.

Групповые туры. Автобусные туры и круизы. Дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок. Переход от массового стандартизированного, конвейерного туризма к массовому дифференцированному. Туристское предложение. Предложение турпродукта (насыщенность) - как количество турпродуктов, которое выставлено на рынок при определенном уровне цен. Цена как мера и регулятор равновесия между спросом и предложением на туристском рынке.

Сегментирование туристского рынка. Географический, демографический, социально-экономический, поведенческий, психографический, потребительский характер сегментирования. Система маркетинговой информации туристского предприятия как план ежедневной работы турпредприятия по обработке и классификации информации, регулярно поступающей из различных источников как внутри, так и вне предприятия.

Функции туристского маркетинга. Анализ, сбыт, ценообразование, транспорти­ровка, реклама и т.д. Содержание маркетинга: программа, цена, рентабельность, ассортимент, спрос и предложение. Цели маркетинга. Анализ рынков и определение рыночной конъюнктуры в туризме. Изучение конкури­рующих турфирм и турпродуктов. Жизненный цикл турпродукта. Конкурентоспособность на туристском рынке. Маркетинговые исследования туристского рынка. Исследование рынка как основной инструмент маркетинга, включающий в себя: планирование, сбор информации, анализ, отчёт, с целью повыше­ния рыночного потен­циала и спроса. Неопределенная постановка задачи в маркетинговом исследовании. Цели маркетинговых исследований. Выявление проблем, значимых для туристского предприятия, поддержка связи турфирмы с целевыми рынками, выявление новых источников прибыли, помощь в стимулировании продаж и т.д. Этапы маркетингового исследования и их сущность. Первичная и вторичная информация. Вопросы определения и выявления источника проблем, разработки гипотезы, сбор данных, анализ результатов исследований, отчёт о результатах исследований. Наблюдение, интервью и опросы как методы маркетинговых исследований.

Разработка маркетинговой программы туристского предприятия. Мар­кетинговая программа как маркетинговый план турфирмы. План маркетинга – представление о положении турфирмы на рынке сбыта, задачах и тактике поведения на рынке в плановый период. Процедура формирования плана маркетинга. Структура маркетинговой программы. Генеральная маркетинговая стратегия, ценовая политика, выбор каналов распределения, обслуживание, реклама, стимулирование сбыта. Маркетинговая стратегия как процесс разработки специфических стратегий, способствующих достижению целей фирмы на основе поддержания стратегического соответствия между ними, ее потенциальными возможностями и шансами в области маркетинга. Разработка программы стимулирования сбыта. Тестирование результатов по стимулированию сбыта как выяснение реакции целевой аудитории на тот или иной стимул, как основание для внесения при необходимости пред­ложений по его совершенствованию. Анализ результатов стимулирования сбыта.Сравнительный анализ изменения объемов продаж туруслуг.

Маркетинговые коммуникации. Три главных института продвижения турпродукта: реклама, поддержка продаж, PR. Реклама как техника общения, предполагающая установление контакта между производителем туристского продукта и потребителем, чтобы побудить последнего совершить покупку. Главная задача рекламы – выполнение сбытовой функции. Цель – активизация спроса, расширение доли потребительского рынка. Функции рекламы - ознакомительная, убеждающая, напоминающая, разъясняющая. Цели, задачи, формы рекламы, их зависимость от внешнего окружения. Правило УТП. Сред­ства рекламы. Информационное письмо, коммерческое предложение, рекламный лист, листовка, буклет, брошюра, туристский каталог туроператора и др. Фирменный стиль, элементы стиля, носители стиля. Товарный знак – обозначение, зарегистрированное в установленном порядке и служащее для отличия продукции одного турпродукта от другого. Логотип – оригинальное начертание полного или сокращенного наименования турпредприятия. Фирменный бланк – бланк с указанием адреса, телефона, факса и иных реквизитов. Фирменный цвет – определенный набор цветовой гаммы, характеризующий данное турпредприятие. Слоган, фирменный шрифт, фирменный размер и т.д. Рекламная компания турфирмы. Интенсивность воздействия на адресат, имидж-реклама, реклама стабильности, стимулирующая реклама. Планирование рекламной компании. Миллайн и трулайн. Рекламная политика турфирмы и ее связь с маркетингом и PR.

PR как создание хорошей репутации туристского предприятия. PR как работа для создания благоприятного климата, для поддержки продаж и рекламы и т.п. Формирование индивидуальности туристского предприятия, обеспечение взаимопонимания и взаимодействия между турпредприятием и общественностью, преодоление кризисных ситуаций во взаимоотношениях турпредприятия с общественностью, формирование благоприятного отношения общественности к турпредприятию, создание и поддержка позитивного имиджа предприятия и т.д. как функции PR. Внутренняя и внешняя среда. Имидж турпредприятия. ОтличиеPR от рекламы за счет акцента действия на общественность, а не на конкретного по­требителя.Ориентация на длительное действие; формирование долгосрочного образа турпредприятия как надежного предпринимателя и партнера; реклама оповещение о свойствах турпредприятия.PR – косвенная реклама. Пресс-релизы, ознакоми­тельные туры, пресс-конференции, конкурсы, торговые дни, презентации, участие в выставках и ярмарках и т.д. Классификация организаторов выставочно-ярмарочных мероприятий.

Особенности работы в области маркетинга, рекламы и publicrelations для различных предприятий индустрии туризма.