Аспекты развития туризма: страноведческие игеографические

Структура, функции и методы; проектирование регионального развития в системе туризма, его нормативная база, информационное и ресурсное обеспечение; организационные принципы и модели регионального туризма; механизмы внедрения социальных проектов и программ в системутуризма; мотивация социально-культурной деятельности. География туризма как наука о пространственных особенностях развития и организации туризма в мире, отдельных регионах и странах. Задачи страноведения и географии туризма. Изучение рекреационных ресурсов разных регионов как основы формирования различных видов туризма. Изучение особенностей размещения различных видов туризма. Изучение исторических и социально-экономических предпосылок развития туризма. Изучение и анализ основных направлений туристических потоков, изучение пространственного распределения доходов и расходов международного туризма. Составление туристических характеристик ведущих стран мира. Методы исследований, используемые в страноведении и географии туризма: описательный метод; картографический метод; статистический метод; сравнительно-географический метод. Факторы развития регионального туризма. Природный - естественная основа дан­ного региона. Культурно-исторический - культура, традиции, этнография данного региона. Политический - влияние политического строя различных стран и их взаимодействие.Социально-экономические факторы - социально-экономическиеособенности страны, экономическая состоятельность населения. Развитие эконо­мики и перспективы инвестирования в развитие туризма. Демографический - рост населения, рост числа потребителей туристской деятельности. Научно-технический прогресс и оптимизация его структуры - информатизация, развитие транспорта и т.п.

Прогнозы ВТО (ЮНВТО (UNWTO) в отношении развития туризма до 2020 года. Основные принимающие регионы.Туристогенерирующие регионы и страны. Роль и место Российской Федерации среди принимающих стран (прогнозы Всемирной туристской организации). Планирование развития туризма на региональном и местном уровне. Институциональные элементы туризма. Национальная турадминистрация, нормативно-правовая база туризма.

Факторы развития туризма в Европе: высокий уровень экономического развития. Высокий уровень доходов населения. Туризм и свободное время.Социальная структура населения (роль среднего класса); Высокий уровень урбанизации. Стабильность в странах; Упрощение пограничных и таможенных формальностей; Европа – родина современного туризма. Модели развития туризма в скандинав­ских странах. Развитие туризма в странах Центральной и Западной Европы (Франция, страны Бенилюкса, Великобритания, Нидерланды, Андорра, Швейцария и т.д.), Модели развития туризма в странах юга континента (Испания, Италия, Пор­тугалия, Хорватия, Сербия и Черногория, Словения, Албания, Греция, Кипр, Турция). Туризм в странах бывшего социалистического лагеря (Чехия, Словакия, Польша, Румыния, Венгрия, Болгария). Факторы развития туризма на Ближнем Востоке (Ливан, Сирия, Израиль и т.д.), в Северной Африке (Тунис, Марокко, Египет). Южная Африка и туризм. Регион ВАТ (Малайзия, Таиланд, Китай, Филиппины и др.). Факторы развития туризма на Американском континенте (США, Канада, Мексика, страны Южной Америки).

География туристских регионов и центров России. Рекреационное районирование России. Рекреационное районирование - членение территории по однородности признаков и характеру рекреационного использования. Районообразующие признаки - характеристики рекреационных ресурсов: деление территории по степени благоприятности ресурсов для рекреационного освоения; распределение зон познавательного, спортивного и оздоровительного туризма; степень освоенности тех или иных рекреационных ресурсов; уровень развития туристской инфраструктуры и др. Общегеографические принципы районирования: объективность, многоаспектность, иерархичность, конструктивность. Подходы к районированию: структура рекреационных функций в зависимости от преобладающего ис­пользования рекреационных ресурсов (лечебная, оздоровительная, туристская, экскурсионная); степень рекреационной освоенности территории (развитый, среднеразвитый, слаборазвитый район); ориентация района на местный или внутренний рынки. Туристские центры.

Характеристика рекреационных ресурсов и стратегия освоения Севера и Северо-Запада России. Санкт-Петербург. Характеристика рекреационных ресурсов и стратегия освоения Центра России. Центральный район. Москва. Западный район. Верхневолжский район. Уральский район. Проблемы развития туризма Цен­тра России. Характеристика рекреационных ресурсов и стратегия освоения Юга России. Кавказско-Черноморский район. Северокавказский район. Горно-Кавказский район. Азовский район. Каспийский район. Поволжский и Южно-Российский рекреационные районы. Характеристика рекреационных ресурсов и стратегия освоения Сибири и Дальнего Востока. Обско-Алтайский район. Енисейский район. Прибайкальский район.Дальневосточный район. Азиатский север России.