Взаимодействие с научным руководителем и кафедрой

Согласно правилам, работу над выпускной квалификационной работой студент начинает с определения темы и научного руководителя. Похвально, если дипломник начинает целеустремленно работать над темой как можно раньше – на третьем, четвертом курсах, например, определяя ту или иную свою курсовую работу как часть будущего дипломного исследования. На очной форме обучения рекомендуется выбирать тему дипломной работы в конце четвертого курса. Студент должен написать заявление на имя заведующего кафедрой журналистики с просьбой закрепить за ним избранную тему и назначить научного руководителя.

В учебно-методических комплексах преподавателей кафедры журналистики существуют списки тем, предлагаемых студентам на выбор. Списки рекомендуемых кафедрой тем могут служить лишь первоначальным ориентиром, ибо студент сам имеет право предложить тему (вариант темы) исследования. Тип работы и ее тема должны диктоваться не случайными обстоятельствами, а учитывать степень подготовленности к выбранной теме, включая круг интересов студента, характер его профессиональной деятельности, учебы в предыдущие годы. Кроме того, важны актуальность темы, ее практическая значимость, связь теоретической части с направлениями научной, исследовательской деятельности кафедры, возможность применения результатов работы в журналистике.

После рассмотрения заявления заведующим кафедрой и на основании решения кафедры в 9 семестре (для очно-заочного отделения – в 11 семестре) подготавливается приказ об утверждении тем и назначении научных руководителей и рецензентов. Необходимо помнить, что изменение темы дипломного исследования производится лишь в исключительном случае. Поэтому на начальном этапе дипломник должен подходить очень ответственно к своим решениям.

Прямая обязанность дипломника – поддерживать связь с научным руководителем, так как это главный консультант в процессе исследования и первый критик его результатов. Опыт научного руководителя может помочь студенту выработать оптимальную методику работы над дипломным сочинением. Научный руководитель оказывает помощь студенту в уточнении темы, определении хронологических рамок работы, ее направленности, структуры, характера, цели и задач; дает рекомендации по подбору литературы; утверждает план работы и объем исследуемого или представляемого творческого материала, если возникает необходимость, корректирует их; дает советы по отбору и расположению фактов, аргументации, оформлению научного аппарата; предостерегает от необоснованных выводов и поспешных заключений; помогает в работе над текстовым изложением материала.

Кафедра является для выпускника главной контролирующей инстанцией, перед которой он регулярно отчитывается. Приветствуется, если студенты-дипломники регулярно посещают консультации научных руководителей, принимают активное участие в научных мероприятиях (Например, в «Весенних студенческих научных чтениях»). В случае если дипломник пассивен, не является на консультации, теряет связь с кафедрой и не показывает никаких результатов работы, научный руководитель и кафедра имеют право не допустить студента к защите.