Социально-политическая философия эпохи Возрождения

1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:

- философия Реформации;

- политическая философия;

- философия социалистов-утопистов.

2. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

- кризис феодализма;

- зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

- ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

- незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

- кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

- распространение в Европе идей гуманизма;

- рост самосознания личности, индивидуализм;

- рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения:

- бюргерско-евангелическое;

- народное.

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

Основоположником Реформации является монах, доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

- общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

- между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;

- необходимо упрощение обрядов;

- церковь должна стать демократичной, а обряды - понятными людям;

- необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

- должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;

- дело служения Богу - не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;

- необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

- необходимо запретить индульгенции.

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509-1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

Согласно Кальвину:

- ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

- смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

- все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

- выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия и успешность в ней;

- профессия - это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

- добросовестное отношение к своему делу - путь к спасению;

- успех в работе - признак богоизбранности;

- вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

- возглавил реформационное движение в Женеве;

- добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище «Женевский Папа»);

- подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

- провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490-1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом, соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

- необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом;

- цель изменения общества - достижение всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле;

- главная причина всех зол - неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;

- частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду, прежде всего, имущество, новый способ организации производства);

- жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;

- власть и собственность должны принадлежать простому народу - «ремесленникам и пахарям».

В 1524-1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Это способствовало рождению светской, не религиозной европейской культуры.

Результатом этой борьбы стало:

- падение католицизма как доминирующей религии в ряде государств, религиозное размежевание в Европе;

- появление протестантизма и его различных направлений (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и
Центральной Европе - Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

- сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы - Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

3. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469-1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

- человек обладает изначально злой природой;

- движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

- совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

- для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация - государство;

- правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

- правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна - промотана);

- ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

- в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

4. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, новые взаимоотношения государства и Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478-1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523-1529 гг. - председателем палаты общин, 1529 г. – лордомканцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.

Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. - место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Согласно Т. Мору в Утопии:

- не существует частной собственности;

- все граждане участвуют в производительном труде;

- труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

- все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:

- в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня - шесть часов;

- от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

- самые грязные работы выполняют рабы - военнопленные и осужденные преступники;

- первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически - трудовой коллектив);

- все должностные лица избираются - прямо или косвенно;

- мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

- жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568-1639) в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители - солярии - построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

- отсутствует частная собственность;

- все граждане участвуют в производительном труде;

- результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

- труд совмещается с одновременным обучением;

- жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;

- солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

- большое внимание уделяется воспитанию - с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

- во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.