Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как основные направления философии эпохи Возрождения
1. В философии эпохи Возрождения (XIV-XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:
- гуманистическое;
- неоплатоническое;
- натурфилософское;
- реформационное;
- политическое;
- социалистическо-утопическое.
Последние три течения принято объединять под общим названием «социально-политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви.
2. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.
К основным чертам гуманизма относились:
- антицерковная и антисхоластическая направленность;
- стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
- антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
- жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.
Данте Алигьери (1265-1321) - автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:
- воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;
- восхваляет человека;
- отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;
- признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
- верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т.д.).
Франческо Петрарка (1304-1374) - автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.
Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:
- человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
- человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
- человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно;
- человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
- человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
- загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
- человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
- внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Валла (1507-1557), автор трактата «О наслаждении как об истинном благе»:
- ниспровергал церковные авторитеты;
- критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
- в центр мироздания ставил человека;
- верил в возможности человека и его разум;
- отвергал аскетизм и самоотрешение;
- призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
- был сторонником равенства мужчины и женщины;
- высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
3. Неоплатонизм - идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.
Теоретики неоплатонизма:
- противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
- не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
- призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.
Николай Кузанский (1401-1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:
- не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же);
- «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
- исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
- едины идея и материя;
- реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;
- Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;
- Вселенная - это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире);
- бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т.д.);
- бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;
- невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» - термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений - Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы:
- возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);
- признать за человеком полную свободу выбора;
- объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем их согласования.
4. В период Позднего Возрождения (XVI-XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.
Представители натурфилософии:
- обосновывали материалистический взгляд на мир;
- стремились отделить философию от теологии;
- формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
- выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
- считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Николай Коперник (1473-1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:
- Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
- Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
- все космические тела движутся по собственной траектории;
- космос бесконечен;
- процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Джордано Бруно (1548-1600) развил и углубил философские идеи Коперника:
- Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
- Вселенная не имеет центра и бесконечна;
- Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
- звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
- число миров во Вселенной бесконечно;
- все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;
- не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое.
Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.
Галилео Галилей (1564-1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:
- изобрел телескоп;
- с помощью телескопа исследовал небесные тела;
- доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;
- обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - «моря») на Луне;
- открыл спутники вокруг других планет;
- исследовал динамику падения тел;
- доказал множественность миров во Вселенной.
Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:
- наблюдении;
- выдвижении гипотезы;
- расчетах воплощения гипотезы на практике;
- экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.