Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как основные направления философии эпохи Возрождения

1. В философии эпохи Возрождения (XIV-XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:

- гуманистическое;

- неоплатоническое;

- натурфилософское;

- реформационное;

- политическое;

- социалистическо-утопическое.

Последние три течения принято объединять под общим названием «социально-политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви.

2. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.

К основным чертам гуманизма относились:

- антицерковная и антисхоластическая направленность;

- стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

- антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

- жизнеутверждающий характер и оптимизм.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

Данте Алигьери (1265-1321) - автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:

- воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;

- восхваляет человека;

- отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;

- признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;

- верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т.д.).

Франческо Петрарка (1304-1374) - автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.

Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:

- человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

- человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

- человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно;

- человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

- человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

- загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

- человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

- внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Лоренцо Валла (1507-1557), автор трактата «О наслаждении как об истинном благе»:

- ниспровергал церковные авторитеты;

- критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;

- в центр мироздания ставил человека;

- верил в возможности человека и его разум;

- отвергал аскетизм и самоотрешение;

- призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;

- был сторонником равенства мужчины и женщины;

- высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

3. Неоплатонизм - идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.

Теоретики неоплатонизма:

- противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

- не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

- призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.

Николай Кузанский (1401-1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:

- не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же);

- «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;

- исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

- едины идея и материя;

- реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;

- Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;

- Вселенная - это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире);

- бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т.д.);

- бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;

- невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» - термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений - Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы:

- возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);

- признать за человеком полную свободу выбора;

- объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем их согласования.

4. В период Позднего Возрождения (XVI-XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

Представители натурфилософии:

- обосновывали материалистический взгляд на мир;

- стремились отделить философию от теологии;

- формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

- выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

- считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Николай Коперник (1473-1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

- Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

- Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

- все космические тела движутся по собственной траектории;

- космос бесконечен;

- процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Джордано Бруно (1548-1600) развил и углубил философские идеи Коперника:

- Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

- Вселенная не имеет центра и бесконечна;

- Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

- звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

- число миров во Вселенной бесконечно;

- все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;

- не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Галилео Галилей (1564-1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

- изобрел телескоп;

- с помощью телескопа исследовал небесные тела;

- доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;

- обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - «моря») на Луне;

- открыл спутники вокруг других планет;

- исследовал динамику падения тел;

- доказал множественность миров во Вселенной.

Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:

- наблюдении;

- выдвижении гипотезы;

- расчетах воплощения гипотезы на практике;

- экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.