Глава 7. Экологическая политика в Балтийском регионе

 

В качестве примера плодотворного сотрудничества в области природоохранной политики можно рассмотреть взаимодействие стран Балтийского региона [25]. Основные сведения о странах Балтийского региона приведены в табл. 4.

Таблица 4.

Основные данные о странах Балтийского региона

Страна Площадь, км. кв. Население, млн. чел Плотность населения, чел/км.кв. Урбанизация, % Доход на душу населения, $
Германия 75.8
Дания 5.1
Латвия 2.7
Литва 3.7
Норвегия 4.2
Польша 38.0
Россия** 9.9 34.1 -
Финляндия 5.0 16.2
Швеция 8.6
Эстония 1.6 -
Белоруссия* 10.2 49.1 - -
Словакия* 5.3 - -
Чехия* 10.3 - -

 

Примечания:

* - Страны, помеченные звездочкой, не имеют прямого выхода к Балтийскому морю, но расположены в зоне его водосбора.

** - Российская часть Балтийского региона включает Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также Новгородскую, Псковскую, Калининградскую области и Республику Карелия.

- Доход на душу населения приведен по состоянию на 1989-1990 г., а для России - на 1999 г.

 

Экологическая ситуация в отдельных странах зависит от их географических особенностей, демографических показателей, развития тех или иных отраслей производства, уровня сельскохозяйственного производства, наличия и вида природных ресурсов. В послевоенные годы для Западной Европы было характерно бурное развитие экономики и увеличение личного потребления. В этих странах достигнут очень высокий уровень ВНП на душу населения, за последние 40 лет потребление энергии возросло примерно в 4 раза, на 1000 жителей в них приходится примерно 350 автомобилей, высока также средняя площадь жилья на душу населения. Роскошный образ жизни приводит к огромному количеству отходов - как бытовых, создаваемых непосредственно населением, так и производственных, образующихся и в промышленности, и в энергетике, и в аграрном секторе.

Состояние Балтийского и Северного морей вызвало особо сильную тревогу в конце 80-х – начале 90-х годов, когда приморский пояс Северной Европы постигла одна из самых тяжелых природных катастроф, вызванная бурным развитием водоросли-убийцы хризохромулина полилепис. В конце мая 1988 года появились сообщения о распространении водоросли у побережий Балтийского и Северного морей, в проливах Каттегат и Скагеррак. К концу мая в этих местах погибли около 400 тюленей - почти десятая часть поголовья тюленей в этом регионе. И водяная чума, представляющая продукты обмена упомянутой водоросли, и гибель тюленей и рыб, и морских звезд сигнализировали о высокой концентрации вредных веществ в морях, близких к районам цивилизации, о высокой степени нарушения экологического равновесия. Морские экологи и политические деятели в течение десятков лет доказывают, что и Балтийское, и Северное море до пределов насыщены вредными веществами, но их по-прежнему продолжают превращать в мусорную свалку. Так, согласно докладу правительства Норвегии о защите Северного моря, сделанному в сентябре 1987 года, ежегодно в это море сбрасывают около 11 тысяч тонн свинца, 28 тысяч тонн цинка, 950 тонн мышьяка, 335 тонн кадмия и 75 тонн ртути. К тому же корабли и буровые платформы сбрасывают в море до 156 тонн нефти, с катеров и барж ежегодно за борт выбрасывают около 20 тысяч тонн мусора. Из года в год в море сжигают около 100 тысяч тонн ядовитого мусора, причем почти 60 тысяч тонн мусора поступают из портов Германии. В Балтийское море прибрежные страны сбрасывают до 2 миллионов тонн растворов кислот. Из рек, канализационных труб и из атмосферы ежегодно в море попадает около 100 тысяч тонн фосфатов и до 1,5 миллиона тонн азотных соединений, которые и служат главной причиной перенасыщения моря удобрениями и которые явились причиной бурного развития водоросли-убийцы.

В 1974 году в Хельсинки Дания, Финляндия, ГДР, ФРГ, Польша, Швеция и СССР подписали конвенцию об охране морской среды региона Балтийского моря. Подобное сотрудничество между Востоком и Западом в те годы еще было необычным. Конвенция вступила в силу в мае 1980 года. После распада СССР в апреле 1992 года к Балтийской конвенции присоединились Россия, Эстония и Литва, естественно, выбыла ГДР. Позже к конвенции присоединилась Латвия. Другие страны, расположенные на водосборе Балтийского моря, пока к конвенции не присоединились. Конвенция является региональной, распространяется на несколько загрязнителей, касается наземного загрязнения, загрязнения с морских судов, затопления отходов, мер по очистке, мониторинга и оценки качества окружающей среды.

Подготовка Конвенции и практическое руководство работами в ее рамках возложено на Комиссию по охране морской среды Балтики - HELKOM. С 1980 г. каждые 4 года проводятся совещания на уровне министров. В Комиссию входят комитеты по охране природы, морским перевозкам, мероприятиям в чрезвычайной обстановке и технологический комитет. Важный сектор работы HELKOM - анализ сообщений об экологической ситуации на водосборе Балтийского моря. Все рекомендации HELKOM имеют только консультативный характер, а не законообязывающий, но принимаются всеми государствами единогласно, а не просто большинством.

Балтийская конвенция 1992 года является более строгой. Она предусматривает использование наилучших из имеющихся технологий, следование участвующими сторонами принципу предосторожности и принятие предупредительных мер, если вещества или энергия привнесенные в морскую среду, могут создать угрозу здоровью человека, нанести вред морским экосистемам. Участвующие стороны следуют принципу: загрязнитель платит. Исключительно важной задачей является координация мероприятий во всех странах, расположенных на водосборе Балтийского моря.

Главы правительств и известные политические деятели Балтийских государств подписали в 1990 г. в Роннебю (Швеция) Декларацию по Балтийскому морю. Цель всех предстоящих природоохранных мероприятий состоит в том, чтобы гарантировать восстановление Балтийского моря, обеспечивая возможность самовосстановления морской среды и сохранения ее экологического баланса. Программа базируется на конкретных национальных планах, а ее ключевыми элементами являются:

- возможно быстрое сокращение эмиссии вредных веществ (токсичных, устойчивых и биоаккумулирующихся веществ, тяжелых металлов и биогенов) до уровней, согласующихся с восстановленным экологическим балансом, но на первом этапе с 1987 по 1995 год на 50%;

- внедрение наилучших из имеющихся технологий во всех важных отраслях - химической, производстве удобрений, целлюлозно-бумажной, машиностроении, добывающей, содействие строительству и усовершенствованию предприятий очистки коммунально-бытовых стоков;

- сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, обусловленных работой автомобильных двигателей, судов, предприятий и др.;

- расширение сотрудничества в области наук об окружающей среде и экологически обоснованных технологий;

- следование принципу предосторожности, т. е. применение эффективных мер во избежание потенциально вредных последствий от выброса веществ, являющихся устойчивыми, токсичными и подверженным биоаккумуляции;

- разработка программы охраны природы;

- содействие человеческим контактам в регионе на всех уровнях;

- сотрудничество в улучшении правовых инструментов и технических регламентов для транспортных систем;

- совместная инициатива в поддержку работы по всемирному соглашению об особенностях конструкции танкеров в целях уменьшения нефтяных разливов при столкновениях или посадке на мель;

- расширение сотрудничества в области авиационных наблюдений;

- поощрение дальнейшего много- и двухстороннего сотрудничества в торговле и финансовой деятельности.

Для восстановления Балтийского моря была разработана комплексная целевая программа, предусматривающая превентивные мероприятия, обеспечивающие устойчивое природопользование в Балтийском регионе и исправительные меры по устранению последствий деградации окружающей среды.

Исследования финансируются в первые пять лет с помощью субсидий на сумму около 5 млн. ЭКЮ от Европейских сообществ, Дании, Финляндии, Германии, Норвегии, Швеции, Северного проекта поддержки экспорта и Всемирного фонда природы. Согласно предварительным исследованиям, выполненным до 1992 года, было выделено 132 “горячие точки”, из них 47 обозначены как приоритетные, в том числе в России, Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии, Украине, Чехии и Словакии. Мероприятия еще в 34 “горячих точках”, расположенных в Дании, Финляндии, Германии и Швеции, проводятся самими заинтересованными странами и потребуют порядка 1,5 млрд. ЭКЮ.

В первой фазе инвестиционной части программы, рассчитанной на 1993-1997 годы, капиталовложения осуществлялись по следующим приоритетным направлениям:

1. Поддержка и системы реагирования в чрезвычайной обстановке (например, поставка химических средств, запасных частей для систем водоочистки и водоснабжения и очистных сооружений в Белоруссии, Эстонии, Литве, Латвии, России).

2. Усовершенствование систем очистки объединенных хозяйственно-бытовых и промышленных стоков. В эти программы включено завершение строительства незавершенных и недействующих очистных сооружений, внедрение и улучшение предочистки промстоков, исключение неконтролируемых сбросов стоков в окружающую среду, усовершенствование безопасного удаления отстойных шлаков.

3. Рациональный контроль промышленного загрязнения. Прежде чем решать проблемы очистки на конце канализационной или дымовой трубы, следует для каждого предприятия провести мероприятия по экологической и технологической модернизации.

4. Контроль нагрузки загрязнения от сельскохозяйственного сектора. Осуществление проектов по 19 “горячим точкам” в бассейнах Вислы и Одера сократит ежегодную нагрузку по БПК на 160000 тонн, а по 10 “приоритетным горячим точкам” России, Эстонии, Латвии и Литвы - еще на 140000 тонн по БПК, 10000 тонн по азоту и 1700 тонн по фосфору.

Выполнение всей этой долгосрочной Программы потребует по меньшей мере 18 млрд. ЭКЮ за двадцатилетний период.

Каждая из стран Балтийского региона реализует свою внутреннюю экологическую политику. Из приведенных в начале главы данных, представленных в таблице 4, видно, что наиболее высокий жизненный уровень имеют граждане Швеции, в Швеции средняя площадь жилья на душу населения является самой большой в мире, Швеция считается также одной из самых экологически благополучных стран.

Шведское правительство на деле реализует принцип: загрязнитель платит.

Министерство окружающей среды Швеции давно поставило задачу сократить промышленные выбросы диоксида серы на 80% в период между 1980 и 2000 г. Шведское правительство предложило ввести налог на нефть и торф в размере 30 шведских крон (примерно 4 ЭКЮ) на 1 килограмм серы, выбрасываемой в эмиссиях. Кроме того, были приняты экономические меры для снижения содержания серы в бункерной нефти, для сокращения эмиссий SO2 от сжигания топлива на ТЭС. Парламент Швеции поставил своей целью не допускать дальнейшего выброса диоксида углерода (CO2) ввиду его влияния на климат, и было принято решение ввести экологический налог в размере 0,25 шведской кроны на килограмм эмиссии этого газа. Парламент постановил также добиться на первом этапе реализации Балтийской конвенции сокращения эмиссий NOx на 30% к 1995 году по сравнению с 1980 годом, в том числе и за счет уменьшения эмиссии аммония в сельскохозяйственном секторе. В Швеции с 1986 года введен дифференцированный налог на бензин с присадками свинца и без них. В 1987 и 1988 годах налог с оборота на новые автомобили, отвечающие нормативам 1989 года по эмиссии, был снижен на величину, соответствующую дополнительной цене каталитического преобразователя. Владельцам автомобилей была предоставлена возможность получения дотации на установку каталитического преобразователя на автомобиле. С 1989 года введены дотации, покрывающие половину стоимости переделки двигателей тяжелых автомобилей. Увеличен налог на бензин. В 1991 году стали облагаться налогом эмиссии двуокиси углерода.

Для того чтобы уменьшить эвтрофикацию Балтийского моря, из сточных вод необходимо удалять азот и фосфор. Программа уменьшения выбросов азота действует сейчас на всех предприятиях, расположенных вдоль побережья, при этом на всех очистных станциях его удаляют способом биологической денитрификации. Фосфор удаляют химическим путем. Все целлюлозные заводы и химические предприятия взяты под наблюдение.

В 80-е годы более 75% всех семян, используемых в сельскохозяйственном производстве в Швеции, протравливались ртутью, а ДДТ широко применялся как пестицид, хотя их применение в Европе было запрещено еще в 60-е годы. В настоящее время для борьбы с сорняками используются так называемые низкодозовые биоциды, которые подвержены биологическому разложению, не содержат хлора и крайне эффективны. В Швеции приобретение пестицидов и химических удобрений облагается дополнительным налогом в размере 10% за килограмм азота и 20% за килограмм фосфора. Полученные таким образом средства направляют на финансирование сельскохозяйственных исследований и выплату субсидий фермерам на природоохранные мероприятия, такие как уменьшение закисления окружающей среды или охрана ценных ландшафтов. Особенно сильно эвтрофикация проявилась на побережье Каттегата, поэтому в этих районах для ослабления последствий недостаточного ухода за посевами, интенсивного животноводства и применения удобрений в зимнее время высаживаются так называемые фиксирующие культуры, которые удерживают биогены в почве в период между сезонами вегетации. С 1995 года в этом районе фермерам не разрешается содержать более 1,5 голов скота на гектар. В результате многие фермеры были вынуждены сократить поголовье почти на 50%.

Атомная энергетика является основным источником электричества в Швеции, которая имеет 12 реакторов, на которых производится 60% потребляемой электроэнергии. В соответствии с принятой в Швеции программой эксплуатация АЭС должна быть прекращена в 2010 г. Чтобы действительно остановить реакторы в Швеции, необходимо прибегнуть к очень значительному энергосбережению и/или найти альтернативные источники энергии. Шведский инспекторат по атомной энергетике сотрудничает с ЕЭС, МАГАТЭ, Россией и другими странами по программам повышения безопасности атомной энергетики. Вторым важным источником электроэнергии в Швеции является гидроэнергетика. Шведский парламент решил не увеличивать далее мощность гидроэлектростанций по соображениям охраны природы.

Согласно шведскому Агентству по защите окружающей среды, самую серьезную угрозу природе и биологическому разнообразию представляют закисление почв, осушение болот, эвтрофикация и загрязнение озер, рек и болот, а также оскуднение ландшафтов и отказ от традиционных методов земледелия. В целях сохранения природных ресурсов и разнообразия принимаются решительные меры по запрещению осушения болот в южной и центральной частях страны, поддерживается охрана местообитаний, восстановление болотистых угодий в осушенных районах, выделяются субсидии для стимулирования традиционных методов использования сельскохозяйственных земель, большое внимание уделяется охране природы в ведении лесного хозяйства.

Мы подробно остановились на природоохранной политике Швеции, поскольку она, по нашему представлению, может служить примером ответственного отношения правительства и граждан страны к проблемам охраны окружающей среды, примером соответствия провозглашаемых деклараций по охране природы и принимаемых адекватных мер.

В российской части водосбора Балтики, в районе Санкт-Петербурга и Карелии, в Калининградской области имеет место большая концентрация промышленных предприятий тяжелого машиностроения, металлообработки, нефтехимии, а также целлюлозно-бумажной промышленности. В 80-е годы для защиты Санкт-Петербурга от наводнений было начато строительство 25-километровой дамбы поперек Финского залива. В августе 1990 года, когда оставалось построить всего 400 метров дамбы, ее строительство было прекращено в связи с сильным противодействием защитников природы, утверждающих, что дамба будет препятствовать смешению вод Невы с водами залива. Имеются проблемы с обеспечением безопасности АЭС в Сосновом Бору в районе Санкт-Петербурга.