Экологическая политика в СССР в период 60-90-х годов
Состоянию окружающей природной среды в СССР различные исследователи дают диаметрально противоположную оценку. До распада СССР официальные органы и государственные средства массовой информации проповедовали мощь советской индустрии и грандиозные планы покорения и преобразования природы, ученые били тревогу по поводу ухудшения состояния природной среды во многих регионах. После распада СССР большинство исследователей обрушило поток крайне негативной информации, появились явно заказные трактаты, порочащие абсолютно все, что делалось в СССР в части охраны окружающей среды и рационального природопользования. Можно с уверенностью сказать, что с шестидесятых годов в природоохранной политике государства произошли существенные позитивные сдвиги, в чем можно убедиться на основании изложенных ниже фактов.
Рациональное использование, сохранение и воспроизводство природных ресурсов в условиях высоких темпов развития производства является трудной задачей. За годы советской власти в СССР были вовлечены в хозяйственный оборот колоссальные по объему и разнообразию ресурсы. В стране широко применялась такая прогрессивная форма развития производительных сил, освоения и рационального использования природных ресурсов, как экономическое районирование на базе территориально-производственных комплексов. В процессе создания и развития таких комплексов учитывались свойства природной среды, наличие природных и людских ресурсов, обеспечивалось планомерное развитие национальных окраин во всех республиках. Развитие, реконструкция, строительство и восстановление городов после войны проводилось на основе генеральных планов, которые составлялись с учетом научно обоснованных санитарно-гигиенических норм и требований, в частности норм озеленения, снабжения водой и канализацией, обеспечения теплом и электроэнергией.
Теперь эта практика подвергается резкой критике за создание мощных встречных потоков, за хищническую эксплуатацию природных ресурсов. Но ведь на самом деле нельзя отрицать тот факт, что была создана промышленная база, построены новые промышленные центры в республиках Прибалтики, Средней Азии, в Кавказских республиках, на Украине, в Казахстане и Белоруссии, что способствовало поднятию жизненного уровня населения, его грамотности и культуры.
Основные принципы социалистического природопользования были записаны в Конституции Советского Союза, которая закрепляла социалистическое отношение к природе как ко всенародному достоянию, определяла политические основы, цели и задачи природоохранной деятельности государства и общества, права и обязанности организаций и граждан в области охраны и рационального использования природных богатств.
Ухудшение состояния окружающей среды на территории СССР в конце 50-х – начале 60-х годов поставило вопрос о необходимости выработки скоординированной государственной политики в области охраны природы и природопользования. Начиная с этого времени в стране начинает формироваться новая система охраны природы, развиваются ее организационные механизмы и разрабатываются законодательные основы. В. В. Петров выделяет три этапа развития природоохранного законодательства [21]:
1957-1963 годы - принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 года;
1968-1980 годы - разработка союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе; принятие по этим объектам Основ законодательства Союза ССР и союзных республик;
1980-1990 годы - попытка перестроить общественные отношения в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов, разработать Закон об охране природы и создать специализированные органы управления в СССР и союзных республиках.
Природоохранная политика проводилась в жизнь под государственным и партийным руководством. В 1969 году Совет Министров РСФСР принял постановление о включении мероприятий по охране природы в пятилетние планы, что потом было сделано и всеми республиками.
Начиная с 1975 года в пятилетние и годовые планы экономического и социального развития СССР стали включать специальные разделы по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. При этом государственное планирование распространялось на:
- охрану воздушного бассейна;
- охрану и рациональное использование водных ресурсов;
- охрану и рациональное использование земель;
- охрану и рациональное использование минеральных ресурсов;
- охрану и рациональное использование лесных ресурсов;
- охрану и воспроизводство диких животных и птиц;
- организацию заповедников, природных парков, ботанических садов, заказников.
Программное значение для природопользования имели директивы XX, XXII, XXIII, XXIV, XXV и XXVI съездов КПСС. Так, XXV съезд КПСС в числе важнейших задач развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг. назвал разработку и осуществление мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Верховный Совет СССР в сентябре 1972 года на своей сессии принял специальное постановление "О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов", а в декабре того же года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов". Затем в декабре 1978 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов".
В 1981 году на XXVI съезде КПСС вопросы охраны природы рассматриваются как отдельный блок проблем. Девятый раздел "Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1981-1986 годы и на период до 1990 года" назывался "Охрана природы". В нем намечался курс обеспечения экологически сбалансированного природопользования, намечались меры по совершенствованию государственного управления и усиления контроля в области охраны природы и природопользования.
В Советском Союзе были разработаны и введены в действие основополагающие законодательные акты по природопользованию, важнейшими из которых были:
- Основы земельного законодательства Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик (1968);
- Основы законодательства Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик о здравоохранении (1969);
- Основы водного законодательства Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик (1970);
- Основы законодательства Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик о недрах (1975);
- Основы лесного законодательства Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик (1977);
- Закон Союза Советских Социалистических Республик об охране атмосферного воздуха (1980);
- Закон Союза Советских Социалистических Республик об охране и использовании животного мира (1980).
Для проведения в жизнь единой государственной природоохранной политики СССР был впервые разработан и с 1981 года введен в действие государственный стандарт "Управление охраной окружающей среды. Основные положения. ГОСТ 24525.4 - 80".
Этим стандартом объектами управления в сфере охраны окружающей среды признаны:
- деятельность подразделений по использованию, восстановлению и воспроизводству природных ресурсов;
- этапы разработки и изготовления продукции, на которых определяются экологические и гигиенические свойства продукции;
- все технологические этапы производства, при которых возможно появление попутных и побочных, основных и вторичных материалов, загрязняющих и вредно воздействующих на окружающую среду непосредственно своим появлением либо за счет увеличения концентрации за определенный интервал времени;
- средства охраны окружающей среды.
В СССР существовала разветвленная система государственных органов по охране природы. Государственное управление в области природопользования осуществляли Совет Министров СССР, Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, а также специальные государственные органы. Общее руководство природоохранной государственной политикой выполняла Комиссия Президиума Совета Министров СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды с помощью разветвленной сети государственных служб наблюдения осуществлял контроль за загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и морских вод, почв, а также разрабатывал комплексные межреспубликанские программы охраны природы и проводил экспертизу различных проектов. Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ и горному надзору отвечал за государственный надзор за охраной недр и эксплуатацией минеральных ресурсов.
В составе всех министерств существовали службы ведомственного контроля за состоянием окружающей среды в районах размещения предприятий или отделы охраны окружающей среды.
В 1988 году для организации рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, осуществления единой научно-технической политики и координации деятельности министерств и ведомств в этой области был создан Государственный комитет СССР по охране природы (Госкомприрода СССР). В его функции входили государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод СССР, континентального шельфа и экологической зоны СССР, а также полезных ископаемых. На Комитет была возложена обязанность подготовки предложений по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов и представления в Госплан СССР, утверждения экологических нормативов, правил и стандартов, проведения Государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства и всех крупных проектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды.
Надо отметить, что позитивные политические сдвиги и заметные законодательные успехи в природоохранной и экологической политике не дали столь же значительных положительных эффектов в реальной жизни, что привело к развитию экологического кризиса во многих регионах страны. Это можно объяснить целым рядом причин. С одной стороны, правительство тратило огромные средства на создание военно-промышленного комплекса, несло колоссальные военные расходы, оказывало огромную помощь другим странам и "прогрессивным" режимам в ущерб собственным интересам. С другой стороны, на охрану окружающей среды, например в период с 1976 по 1989 год, правительство в централизованном порядке выделяло через бюджет сумму, составлявшую только десятую часть от необходимой. Следует отметить, что государство за все время Советской власти финансировало природоохранные мероприятия по остаточному принципу. Этот же принцип финансирования природоохранных программ сохраняется и в настоящее время. Так в 1992 г. совокупные затраты на охрану природы составили 300 млрд. рублей (в текущих ценах), в 1993 г. - 530 млрд. рублей, в 1994 г. - 8388 млрд. рублей, в 1995 г. - 42600 млрд. рублей (в ценах, приведенных к 1993 году). Если же перевести эти суммы в доллары, чтобы исключить влияние инфляции, то выясняется, что объемы затрат снизились за это время на 60%. Удельный вес затрат в ВВП составляет менее 2%, из них капиталовложения только 0,5%. Для сравнения: в промышленно развитых странах капиталовложения в охрану природы держатся на уровне не ниже 2-3% от ВВП [24].